- Словоформа в тексте.
- Часть речи, категориальное значение.
- Начальная форма, вопрос к начальной форме, вопрос к словоформе в тексте.
- Собственное или нарицательное, значение.
- Одушевленное или неодушевленное, показатель, значение.
- Лексико-грамматический разряд (конкретное, единичное, вещественное, собирательное, отвлеченное), показатели (морфологические, словообразовательные), значение.
- Род, показатель, значение.
- Тип склонения, показатель, тип склонения по школьной грамматике.
- Число, показатель, значение.
- Падеж, показатель, значение, варианты падежных окончаний (если есть), способ определения падежа.
- Парадигма (полная/неполная).
- Синтаксическая функция.
Образец морфологического анализа имени существительного:
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом,
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть (А.С. Пушкин).
- Словоформа в тексте – князь.
- Часть речи – имя существительное, категориальное значение предметности.
- Начальная форма – князь (им.п., ед.ч.); вопрос к начальной форме кто?; вопрос к словоформе в тексте – кто? Вопросы совпадают, т.к. отражают формы одного падежа.
- Имя нарицательное, обозначает предмет из класса однородных.
- Одушевленное, т.к. обозначает лицо, грамматический показатель – совпадение форм род.п. и вин.п. во мн.ч.: Р.п.- князей, В.п. – князей.
- Конкретное, обозначает конкретный предмет (лицо); показатель – сочетается с количественными числительными, имеет формы ед.ч. и мн.ч.
- Мужской род; показатель – флексия –я в Р.п.; обозначает лицо мужского пола.
- Первое склонение по вузовской грамматике (по школьной грамматике – II), показатель – муж.р. и нулевое окончание в им.п.. Вариантов падежных окончаний нет
- Ед.ч.; показатель – нулевая флексия; значение категории числа – обозначает единичный предмет (лицо).
- Им.п., показатель – нулевая флексия, значение падежа – субъектное.
- Парадигма склонения – полная, т.к. состоит из 12 членов.
- Синтаксические свойства – в предложении является подлежащим и координирует со сказуемым.
Модуль 3: Имя прилагательное
À Нормативное время для изучения модуля:
лекции – час
практические занятия –
самостоятельная работа студента – час
¤ Общие цели модуля
После изучения данного модуля Вы сможете:
- охарактеризовать имя прилагательное как часть речи в современном русском языке;
- назвать основные грамматические категории имени прилагательного;
- произвести морфологический анализ имени прилагательного.