1. Какие мыслительные действия подразумеваются ниже?
1) В химическую лабораторию для опознания поступило неизвестное вещество. Исследователь брал пробы данного вещества и приводил их во взаимодействие с другими веществами. В зависимости от того, вступало или не вступало данное вещество в реакцию, а также от характера результатов реагирования, исследователь определил, какое именно вещество поступило в лабораторию.
2) Школьник не справился с домашней задачей по геометрии, хотя необходимый теоретический материал знал. Побеседовав с учеником, учительница установила причину: условия задачи были даны не в абстрактных геометрических фигурах, как это чаще всего бывает, а в изображении здания.
3) На экзамене преподаватель предложил студенту-историку определить по описанию конкретной жизненной ситуации, к какой общественно-экономической формации относится представленное в тексте явление. Студент с заданием не справился, хотя признаки искомой формации он изложил несколькими минутами раньше.
|
|
4) Соотнося результаты изучения условий геометрической задачи с ее требованиями, учащийся сначала обнаружил, что отрезок, данный в условии задачи как катет треугольника, является одновременно гипотенузой по' отношению к другому треугольнику. Затем он установил, что данный отрезок является еще хордой по отношению к окружности. Эти два «открытия» и привели к актуализации и применению знаний, необходимых для решения задачи (Л.Н.Ланда).
2. Выскажите ваше мнение по существу спора.
На студенческой научной конференции разгорелся спор, в котором студенты утверждали, что абстрагирование — важнейшая операция человеческого мышления, что она — необходимое условие постижения сущности явлений, образования понятий и теорий. Они доказывали: без способности человека к абстрагированию не было бы периодической системы Д.И.Менделеева, эволюционного учения Ч.Дарвина, не были бы открыты научные законы, невозможным было бы и решение практических задач. Оппоненты же «охлаждали» их пыл примерами, показывавшими, что абстрактно отражать действительность — значит отражать ее бедно, поверхностно, односторонне, умозрительно, формально и совершать ошибки в решении практических задач. При этом они апеллировали к высказываниям Г. Гегеля, которые приводились в решении предыдущей задачи.