История развития техники обработки

Цветные камни начали обрабатывать очень давно. Украшения из лазурита, яшмы, бирюзы и других камней в виде отшлифованных и округлённых пластин найдены при раскопках древних захоронений во многих странах. Из камней делали цилиндрические печати и амулеты с рисунками и знаками. Техника обработки первоначально была очень простой: нужную форму придавали, обрабатывая камни кварцевым («фивским»*) песком или песком из пемзы (ноздреватый камень) на каменной неподвижной плите. Затем более твёрдыми минералами наносили на них рисунки или надписи. В 2000–1800 годах до н.э. обработка цветных камней усложнилась. Из них стали вырезать сложные печати и фигурки животных. Для крито-микенского периода характерны различные орнаменты. В первом тысячелетии до н.э. появились геммы с изображениями животных, а позже – мифических героев и богов. Вырезали их мелкими плойками алмаза, вставленными в железные державки. Для изготовления гемм сначала использовали камни преимущественно группы кварца – оникс, карнеол, празем, яшму, агат, аметист и др. Позже в VI–V веках до н.э. стали применять более твёрдые камни – берилл, изумруд, топаз, гиацинт, гранат и др., а также более мягкие – обсидиан, нефрит, лазурит, бирюзу и др.

В средние века ювелирные камни обрабатывали по определённым правилам. В работе Реофила «Описание различных искусств» приведена методика обработки ювелирных камней. В соответствии с ней горный хрусталь распиливали специальными железными пилами, подсыпая мокрый мелкий кварцевый песок. Песчинки, подхваченные зубчатой поверхностью пилы, процарапывали острыми кромками распиливаемый камень, в результате в нём постепенно образовывался распил. Отпиленную часть камня приклеивали на державку из дерева. Далее камень шлифовали сначала на неподвижной плите грубозернистого песчаника, а затем – мелкозернистого. Камень шлифовался круговыми движениями по плите, поверхность которой непрерывно смачивалась водой. Постепенно изменяя угол наклона державки, получали округлую поверхность камня, похожую на современный кабошон. Поверхность изделий из горного хрусталя полировали на свинцовой плите, покрытой увлажнённым толчёным кирпичом. При полировании более твёрдых камней (бериллов, изумрудов, рубинов, сапфиров и др.) использовали тонкий порошок из дроблёного горного хрусталя.

Ещё в глубокой древности в Индии было известно, что шлифовка граней кристалла алмаза позволяет улучшить его блеск и вид. Так появилась простейшая огранка – «октаэдр». Для получения более сложной формы у кристалла стачивали одну вершину до образования плоской площадки, а затем естественные грани алмаза шлифовали и полировали. Эта форма огранки была распространена в Европе до начала XIV века.

В XIII–XIV веках в Европе появляются так называемые шлифовальные мельницы, на которых при помощи водяного привода вращали большие каменные шлифовальные диски для обработки камня, а также малые мельницы с ручным приводом. Очень часто использовали мельницы, на которых шлифовальные камни вращались в вертикальной плоскости. При этом огранщик шлифовал камень лёжа, опираясь грудью и плечами на специальное устройство.

Главными центрами огранки драгоценных камней в средние века были: Париж, Фрейбург, Идар-Оберштейн, Прага. В 1290 году в Париже образовался ремесленный цех шлифовальщиков камней, а с 1327 года шлифовальные мельницы начали работать во Фрейбурге. В Праге искусство шлифования получило развитие в 1346–1378 годы. Сообщения о первых агатовых мельницах в Идар-Оберштейне относятся к 1454 году.

В 1456 году для шлифовки алмаза стали применять алмазный порошок, что послужило толчком для дальнейшего развития искусства обработки драгоценных камней. В это время придворный ювелир бургундского герцога Людвиг ван Беркем впервые предложил огранку алмаза «роза». Для получения алмазного порошка Беркем закреплял в специальном цементе два алмаза и тёр их друг о друга. Полученный порошок наносился на металлический диск, который вращался в специальном станке для огранки алмазов.

Крупными центрами огранки алмазов и поставки бриллиантов в XV–XVII веках были Париж и Антверпен, а с середины XVII века – Антверпен и Амстердам.

Приблизительно в 1600 году в Париже была разработана полная бриллиантовая огранка, которая с некоторыми изменениями сохранилась до наших дней.

В настоящее время в технике обработки самоцветов принято особо рассматривать следующие её виды:

- глиптику (резьбу по камню);

- обработку твёрдых поделочных камней (агата, яшмы, нефрита, обсидиана и др.);

- огранку цветных камней;

- огранку алмаза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: