Заключение. В предыдущих главах вы познакомились с типичными выражениями эмоций, отображающими на лице радость, удивление

В предыдущих главах вы познакомились с типичными выражениями эмоций, отображающими на лице радость, удивление, страх, гнев, отвращение и печаль. Вы также увидели многие смешанные выражения лица, сочетающие какие–то две из этих эмоций. Были показаны способы использования выражений лица для расстановки «знаков препинания» во время беседы, которые позволяют выделять какие–то слова; были рассмотрены некоторые другие виды сообщений, передаваемые лицом. Чтение этой книги и изучение фотографий должны улучшить ваше понимание выражений лица. Если вы выполните задания по «конструированию» выражений лица и просмотру фотографий (которые приведены в конце глав), а также проанализируете и оцените фотографии новых лиц (глава 9), то вполне вероятно, что ваши знания преобразуются в практические навыки, которые станут частью вас самих, – то, чем вы сможете пользоваться автоматически. Для дальнейшего развития этих практических навыков вам будет полезно наблюдать за людьми, но таким образом, чтобы при этом не слышать их слов. К примеру, вы можете просматривать телепередачи с выключенным звуком (не рискуя показаться невоспитанным). Несколько часов такой практики могут значительно улучшить ваше понимание выражений человеческого лица.

Чтение глав, в которых мы описали опыт переживания шести эмоций, поможет вам лучше понимать эмоции людей и не ограничиваться лишь знанием того, как эти эмоции проявляются на лице. Вы можете сравнивать объяснения динамики выражения каждой эмоции с вашим собственным эмоциональным опытом, чтобы больше узнать о своих ощущениях. Например, используете ли вы все пути к достижению радости? Какая из причин возникновения вашего гнева наиболее типична для вас? Каких эмоций вы боитесь больше всего? Какими негативными эмоциями вы наслаждаетесь?

В главе об обманчивых выражениях лица объясняется, почему люди контролируют себя и как они это делают. В ней подробно рассмотрены конкретные способы распознавания признаков управления лицом, осуществляемого посредством модулирования и фальсификации возникающих на лице выражений. Симптомы обмана и источники утечки информации об эмоциях также рассмотрены достаточно подробно. Не забывайте, что вы не сможете использовать эту информацию, если ограничитесь лишь изучением фотографий в первых главах книги и не выработаете реальные навыки распознавания выражений лица с помощью рекомендуемых практических упражнений. В конце главы 10 объясняется, на что вы должны обращать внимание, чтобы понять, управляет человек своим лицом или нет.

Последняя глава посвящена тому, как вы можете использовать свое собственное лицо. В ней описаны восемь разных стилей выражения эмоций. Знание этих стилей может помочь вам лучше понимать других людей, и, если вы выполните все рекомендуемые действия на трех описанных этапах (фотографирование, анализ фотографий, работа с зеркалом), то, возможно, узнаете о выражениях своего лица много интересного.

Разумеется, само по себе знание того, что ощущает кто–то другой или ощущаете вы сами, не указывает вам путей использования этой информации. Возможно, вы не всегда будете рады знать, что чувствует другой человек (особенно если он сам не хочет, чтобы вы это знали). Понимание того, что ощущает другой человек, не означает, что вы непременно используете это знание. Например, когда кто–то контролирует свой гнев, а вы способны это обнаружить, то, признавшись человеку в этом, вы можете вызвать у него приступ ярости. В зависимости от ситуации, ваше знание может быть для вас либо желательным, либо нежелательным. «Выкинь все это из головы!» – такие слова могут принести пользу или вред при любой эмоции. Все зависит от вас, от другого человека, от ситуации, от ваших отношений, от наличия у вас обоих заинтересованности в появлении общего чувства и т. п. Возможно, что распознавание гнева, скрываемого другим человеком, окажется очень полезным – человек может сдержать вспышку своего гнева и рассказать вам о том, что довело его до такой степени раздражения.

Мы создавали эту книгу исходя из предположения, лежащего в основе научной и вообще любой интеллектуальной деятельности, – предположения о том, что расширение знаний приносит пользу. Мы верим, что это так и что расширение ваших знаний о выражениях лица и об эмоциях окажется для вас полезным. Вы сами должны думать о том, как применять эти знания. Но в любом случае изучение человеческих лиц заставило нас взяться за написание этой книги – ведь лица людей прекрасны.


[1] См., например: Paul Ekman, Wallace V. Friesen, Phoebe Ellsworth. Emotion in the Human Face. Elmsford, New York: Pergamon Press, 1972. Представляет собой критический обзор и обобщение результатов количественных исследований выражений человеческого лица, проведенных за последние пятьдесят с лишним лет. Дает ответы на семь основных вопросов, интересующих исследователей, подсказывает направления и способы осуществления новых исследований.

[2] Charles Darwin. The Expression of the Emotions in Man and Animals. London: John Murray, 1872. Основополагающая работа по изучению выражений лица, в которой Дарвин изложил свои наблюдения за выражениями эмоций у животных и на лицах детей, слепых и представителей различных культур.

[3] Carroll Е. Izard. The Face of Emotion. New York: Appleton–Century–Crofts, 1971. Этот исторический обзор теорий эмоций используется и для презентации собственной теории автора, основанной в значительной мере на работах Томкинса и изучении различий между культурами, и исследований, проведенных среди детей. Проявлению эмоций на лице уделяется лишь незначительное внимание.

[4] Paul Ekman, Wallace V. Friesen. Facial Action Coding–System. Palo Alto: Consulting Psychologists Press, 1978. Атлас с фотографиями и кадрами съемок, позволяющий научиться измерять и оценивать выражения лица. Это издание предназначено для профессиональных исследователей.

[5] Ernst Huber. Evolution of Facial Musculature and Facial Expression. Baltimore: The John Hopkins Press, 1931. Рассуждения анатома об эволюции лицевой мускулатуры – от низших позвоночных и до приматов. Особое внимание обращается на различия лицевой мускулатуры у разных генетических групп людей и на выражения эмоций.

[6] Robert Plutchik. The Emotions, New York: Random House, 1962. Еще один исторический обзор теорий эмоций; в этой книге представлены собственная теория автора и исследования, выполненные для ее подтверждения. Лишь незначительное внимание уделяется вопросу о том, как проявляются эмоции на лице.

[7] Sylvan S. Tomkins. Affect, Imagery, Consciousness, vols. I and II, New York: Springer Publishing Co., 1962,1963. Экстраординарная, сложная и очаровательная теория, подчеркивающая важность эмоции в психологии человеческого поведения.

[8] Carl–Herman Hjortjo. Man's Face and Mimic Language. Studentliterature, Lund, Sweden, 1970. Этот известный анатом описывает мускулатуру лица и конкретные движения мышц, ассоциируемые с эмоциями. Приводятся рисунки лица, показывающие как движения мышц, так и изменения внешнего вида поверхности лица.

[9] «Генрих V», акт 3, сцена 1. Перевод Е. Бируковой.

[10] Приводится по: С. Darwin. The expressions of the emotions in man and animals. Chicago: University of Chicago Press, 1965.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: