Спрос – потребность людей (физических или юридических лиц) в определённых товарах или услугах, выпущенных в процессе производства и представленных на рынке. В условиях рынка «спрос господствует», наблюдается культ спроса и возможности его удовлетворения. Товаропроизводителя (продавца) интересует только реальный спрос, то есть спрос, подкреплённый наличием денег.
Предложение товаров – наличие товара, их производство (выпуск) в соответствии со спросом. При плановой системе был спрос, но его удовлетворение шло по планам Госплана СССР и УССР. На отдельных рынках спрос и предложение подвергаются постоянным изменениям (колебаниям) в одну и в другую сторону (повышению, снижению). Однако рано или поздно равновесие между спросом и предложением должно наступить. Речь идет о совокупном спросе и совокупном предложении.
На графике 6 обозначены линия спроса (DD) и линия предложения (SS). Точка пересечения данных линий, обозначенная буквой Е, означает:
1) цена устраивает и покупателя, и продавца товара;
|
|
2) весь объем произведенного товара будет продан.
При этом необоснованное понижение цены ведет к избыточному спросу, а необоснованное завышение цены - к избыточному предложению.
В первом случае становится незачем зарабатывать деньги (ибо не
удастся купить), во втором - незачем производить (ибо не удастся продать). Обе ситуации разрушительны для рыночной экономики.
Представленное на графике (рис. 6) равновесие спроса и предложения (пересечение линий DD и SS в точке Е) в реальной практике бывает редко. Оно может наблюдаться только в условиях свободной конкуренции на рынке.
Свободная конкуренция означает:
1) на рынке выступает множество продавцов и множество покупателей, что исключает установление высоких монопольных цен;
2) качество товаров на рассматриваемых рынках, примерно, одинаковое;
3)
|
|
Рис 6. Общее равновесие спроса и предложения
2.Экономический закон спроса
Экономический закон спроса (рис. 7) гласит: при прочих равных условиях на рынке товара по низкой цене продается больше, чем по высокой цене. Потому что низкая цена привлекает («перетягивает») большее число покупателей.
|
|
Рис. 7. Действие закона спроса
Механизм действия экономического закона спроса:
По цене Р3 (300) может быть продано товара только 200 единиц (Q1), а по цене Р1(100) будет продано товара 600 единиц (Q3).
|
|