Этапы изменения корпоративного законодательства в европейских странах в XIX в

N п/п Государство Принятие первого корпоративного закона Установление свободной регистрации Признание в законе принципа ограниченной ответственности
  Франция 1807 г. 1867 г. 1807 г.
  Германия 1861 г. 1870 г. 1861 г.
  Англия 1844 г. 1844 г. 1855 г.*(212)
  США:      
  Нью-Йорк 1811 г. 1811 г. 1811 г.
  Калифорния 1849 г. 1849 г. 1931 г.
  Делавэр 1883 г. 1883 г. 1883 (1967) г.*(213)

Знаменательным событием для истории корпоративного права стало появление в 1892 г. в Германии такой организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности, как общество с ограниченной ответственностью (Gesellschaft mit beschra nkter Haftung - GmbH).

Как отмечал А.И. Каминка, форма данного юридического лица преимущественно является результатом кабинетной работы германских юристов, добавляя при этом, что эта работа была вызвана настойчивыми требованиями "людей практики"*(214).

И действительно, как отмечает С.Н. Ландкоф*(215), депутаты рейхстага, тайный советник Эхельгаузер и доктор Гаммахер, в своих парламентских выступлениях требовали создать форму юридического лица на базе полного товарищества, но с ограниченной солидарной ответственностью его членов (их активность автор связывал с необходимостью экономической экспансии немецкого государства). Также в литературе (В.В. Розенберг) отмечается точка зрения, согласно которой в появлении этих субъектов права значительную роль сыграл акционерный кризис 70-х гг. XIX в. При этом обсуждение законопроекта о GmbH в рейхстаге стало поводом для рассмотрения вопроса о том, "насколько вообще существующие виды товариществ удовлетворяют потребностям жизни"*(216).

Как отмечают иностранные исследователи*(217), уже в 1911 г. число GmbH достигло 20 тыс. Во время Первой мировой войны их число возросло по новым причинам: вследствие возрастающего двойного налогообложения на иные виды юридических лиц. Таким образом, количество GmbH достигло 70 тыс. В конце 1936 г. к ним прибавилось еще 40 тыс. GmbH с уставным капиталом в размере 5 млрд. рейхсмарок. После 1936 г. по идеологическим причинам (отказ от "анонимных" обществ) началось их преобразование в товарищества. С 1945 г. снова начинается увеличение числа GmbH. На конец 1961 г. в Германии насчитывалось 39 тыс. GmbH с совокупным уставным капиталом приблизительно в 16,7 млрд. дойчмарок. В 1973 г. насчитывалось уже 112063 GmbH с уставным капиталом в 58,5 млрд. дойчмарок.

Итак, если в XIX в. предпринимательское сообщество было прежде всего заинтересовано в урегулировании отношений, возникавших между акционерными компаниями и их акционерами, то в XX в. на первый план выходит правовой статус лиц, осуществляющих управление в компаниях.

Подробнее о дальнейшем правовом регулировании корпораций в иностранных юрисдикциях пойдет речь в главе, посвященной современному состоянию корпоративного законодательства за рубежом (гл. XVII курса).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: