К основным источникам конфликтов в организациях можно отнести следующее:
Проблемы распределительных отношений. В связи с распределительными отношениями возможен конфликт из-за факта распределения благ (справедливо – несправедливо); перераспределения уже присвоенных, полученных благ: самого принципа, критерия распределения благ. Конфликт перераспределения болезненнее, чем конфликт распределения; конфликт из-за принципа распределения носит более идейный и конструктивный характер, чем конфликт из-за фактического распределения;
Неточность правил, регламентов как таковых, так как они разрабатываются людьми. Например, распределение функциональных обязанностей может быть несоразмерным: наиболее трудолюбивые работники получают от руководства все больше и больше заданий, тогда как те, кто плохо выполняет свои обязанности, остаются без дополнительных поручений;
Сложности функционального взаимодействия. В этом случае конфликтующими сторонами оказываются индивиды и группы, включенные в единые функциональные отношения, связанные с дифференциацией и кооперацией трудовой деятельности.
|
|
Замечено также, что причиной конфликта часто служит бездействие одних по сравнению с другими. Главным здесь является следующее противоречие: чем сложнее дифференциация и кооперация трудовой деятельности, чем активнее и ответственнее отношение самих людей к ней, тем вероятнее их столкновения.
Объективное расхождение целей и интересов работников и разных подразделений организации.
Борьба за лидерство. Наряду с формальным руководством в организациях всегда проявляются процессы соперничества, инициативы, доминирования.
Неудовлетворительные условия труда. Они являются частым раздражителем, приводят к враждебным настроениям среди работников, нетерпимости к любым проблемам.
Причины субъективного характера (неправильные действия руководителя и подчиненных, психологическая несовместимость людей), в том числе:
Нарушение служебной этики – грубость, высокомерие, неуважение к подчиненным;
Обман подчиненных (явный/неявный), невыполнение обещаний; нетерпимость к мнениям, отличным от собственного, зажим критики; ущемление прав подчиненных;
Злоупотребление положением начальника (навязывание внеслужебных поручений);
Утаивание информации, ставящее подчиненных в положение неопределенности; неконструктивная критика;
Нарушение трудового законодательства, нарушение формальных процедур;
Несправедливая оценка руководителем подчиненных – ошибки в применении поощрений и наказаний;
Недостаток в распределении работ между подчиненными;
Установление оклада не по «вкладу»;
Приглашение работника со стороны, когда есть свои кандидаты;
Болезненное отношение к авторитету подчиненного;
Нечеткая формулировка руководителем поручаемых заданий.
Конфликт в организации может возникнуть по чисто личным соображениям (плохое настроение, домашние неприятности и т.д.).