Страхование, услуги, а также денежные переводы юридических и физических лиц за границу

Международный туризм охватывает поездки с туристскими целями за пределы страны постоянного места жительства без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.

Международный туризм в регионах мира.

Происходит обмен туристами между странами, расположенными внутри регионов и в разных регионах. Так, формирование туристских потоков в Европу происходит за счёт стран, расположенных в европейском регионе, а так же США. В Америке предпочитают проводить свой отпуск туристы из стран Северной Америки, из Европы и из стран ВАТ. В странах региона ВАТ преобладают турпотоки из других стран ВАТ, Европы и США. В Африке - из Европы и США, на Ближнем Востоке - из ближневосточных стран, Европы и США. В Южной Азии также внутрирегиональные и из Европы, США, и ВАТ.

Международный туризм показал себя здоровым и надёжным видом экономики, вопреки многим отрицательным факторам, таким, как политическая и экономическая нестабильность во многих частях мира, усиление терроризма и т.д. Статистика ВТО показывает, что за 20 лет число прибытий международных туристов почти утроилось со 160 млн. в 1970г. до 460 млн. в 1990., а в 1996 году составило 592 млн. Годовые поступления средств от международного туризма, которые в 1970 составляли 18млрд. долларов в 1996году составили 423 млрд. долларов (Приложение №2). Поступления от туризма растут быстрее и регулярнее, чем число туристов, путешествующих в мире, но это связано не столько с инфляционными процессами, происходящими в мире, сколько с повышением эффективности отрасли.

Какие же факторы влияют на развитие международного туризма в мире?

Факторы, влияющие на развитие туризма, разнообразны и многогранны. Наличие благоприятных факторов приводит к лидерству отдельных регионов и стран в мировом туризме, и наоборот, нежелательные факторы снижают туристский поток.

Основные факторы можно разделить на две группы: статичные и динамичные.

Статичные - это природно-климатические (морское побережье, минеральные источники, горы, пещеры и т.д.), географические, культурно-исторические факторы (памятники архитектуры и др.). Они определяют в первую очередь привлекательность мест отдыха.

К динамичным факторам относятся:

Политические

Социально-демографические

Финансово-экономические

Материально-технические

Политические факторы связаны с политикой государства. Это кризисы, политическая нестабильность, милитаризация экономики, безработица, ужесточение туристских формальностей, скачки курса валюты и т.п.

Социально-демографические - возраст населения, степень занятости, наличие одиноких людей, бездетных пар, возрастные тенденции к вступлению в брак, уровень образования, культуры и т.д.

К финансово-экономическим факторам относят: экономическую ситуацию в стране, финансовую стабильность, уровень доходов населения и т.п.

Материально-технические факторы характеризуют состояние и возможности базы туристской индустрии: средства размещения, питания, транспорта и т.д.

Быстрое развитие туризма в послевоенный период обусловлено следующими важнейшими факторами:

Поддержка государственных органов

Рост общественного богатства и доходов населения

Сокращение рабочего времени

Развитие транспорта и средств коммуникации

Урбанизация

Множество стран в мире (более 50) ежегодно принимает более миллиона иностранных туристов, 23 страны посещают более 5млн. гостей в год. Лидирующими по числу прибывающих туристов являются 10 стран мира, из них первые Франция, США, Испания (Приложение №3), а по доходам от туризма на первом месте США, затем Испания, Франция и др. (Приложение №4)

Страны обмениваются туристами и соответственно деньгами. Как правило, происходит обмен традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах Средиземноморья, а жители южных тёплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.

Основные туристские потоки в мире сосредоточены внутри Европы (из Великобритании во Францию, из Германии в Испанию), Америки (между США и Канадой) и регионам ВАТ (из Японии в Таиланд). Страны Африки, Ближнего Востока и Южной Азии не могут конкурировать с Европой, Северной Америкой и ВАТ ни по прибытиям иностранных гостей, ни по поступлениям от международного туризма (Приложение №5). Причина этого кроется в экономических проблемах. Туристические центры этих регионов являются специфическими рынками для многих туристогенерирующих стран. Здесь часто происходят негативные для сектора международного туризма акты терроризма и военные действия, однако в основном они страдают из-за спада деловой активности в соответствующих генерирующих странах.

Что касается туристских потоков между регионами, то здесь лидируют потоки между Америкой и Европой. Другие лидирующие направления: из Европы - в ВАТ, на Ближний Восток и в Африку; из ВАТ - в Америку и Европу.

Европа лидирует на рынке международных туристических услуг и более других регионов привлекает к себе туристов, т.к.:

Большая часть населения имеет крупные реальные доходы и предпочитает проводить отпуск за рубежом, но не очень далеко от своей страны (туристы Германии, Франции, Великобритании)

Наличие множества культурно-исторических памятников, созданных природой и человеком

Большое значение имеет наличие крупной индустрии туризма и соответствующей инфраструктуры.

Страны Западной Европы - наиболее популярные у туристов направления экскурсионного туризма. По обилию культурно-исторических памятников, их географической близости, и прекрасно развитой туристической инфраструктуре это регион не имеет аналогов в мире. Подавляющее большинство памятников архитектуры, музеев, галерей расположено в крупных городах. "Не городской" туризм развит гораздо слабее, посещение национальных парков, загородных резиденций, деревень характерно для Швейцарии, Германии, Австрии, Италии и южной Испании.

Характерная особенность экскурсионного туризма в Западной Европе - устойчивый круглогодичный спрос экскурсионного туризма с посещением нескольких стран.

В структуре международного туризма будет отмечаться рост объема деловых поездок (следствие глобализации мирохозяйственных связей, экономической интеграции и различных форм сотрудничества), что несколько превысит прирост поездок с рекреационно-туристскими целями. Такие диспропорции в структуре международного туризма будут характерны для Европы, Северной Америки,
Японии, ряда новых индустриальных стран. В регионе Восточной Азии и Океании, а также Южной Азии удельный вес поездок с туристскими целями в период отпуска будет выше доли делового туризма. Следует подчеркнуть, что, несмотря на неравномерный рост международного туризма в различных макрорегионах мира, в конце XX в. основными туристскими регионами мира остаются Европа и Северная Америка. В ближайшей перспективе в Европейском макрорегионе возрастет доля внутрирегионального обмена (между странами
Западной и Восточной Европы), стабилизируется роль Северной Америки как региона-поставщика интуристов. При росте объема и удельного веса в международном туризме макрорегона Восточной Азии и Океании уменьшится доля туристских поездок в страны и из стран Южной и Центральной Америки (при сохранении относительно интенсивного обмена с Европой). В связи с усилением интеграционных процессов в Северной Америке (сотрудничество в рамках нового союза NAFTA) может уменьшится туристский обмен с Карибским регионом. Все это требует более детального регионального анализа структуры международного туризма.

Европейские страны принимают наибольшое число иностранных туристов.

Международные туристские организации

Всемирная туристская организация (World Tourism Organization) Всемирная туристская организация (ВТО) — межправительственная организация, в которую в настоящее время входят более 105 действительных членов, несколько ассоциированных и свыше 150 присоединившихся членов (турфирмы, авиакомпании, международные организации и др.). История создания ВТО начинается с 1925 г., когда Лига наций сделала первую попытку дать официальное определение понятия «турист». Долгие годы организация официально называлась Международным союзом официальных туристских организаций и не входила в систему специализированных органов ООН. По инициативе Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) 2 января 1975 г. ВТО получила официальный статус специализированного органа ООН и свое нынешнее наименование.

Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата отмечается как Всемирный день туризма. Согласно Уставу основными целями ВТО являются:

■ ускорение и расширение содействия развитию туризма (международного и внутреннего), взаимопониманию, здоровью и процветанию людей во всем мире;

■ помощь людям в получении доступа к образованию и культуре посещаемых стран во время путешествий;

■ улучшение стандартов проживания и пребывания в менее развитых районах мира посредством помощи в обеспечении необходимой материально-технической базы для иностранного туризма и развития транспортных путей, соединяющих с данными регионами;

■ расширение возможностей стран, принимающих туристов, и тем самым увеличение вклада в развитие их экономики;

■ координация туристских интересов стран — членов ВТО;

■ содействие в установлении постоянных взаимоотношений между разными объединениями туроператоров.

Устав ВТО является открытым и предусматривает три категории членства: действительные, ассоциированные и присоединившиеся члены. Статус действительного члена доступен для всех суверенных государств. Статус ассоциированного члена предоставляется территориям (группам территорий), не являющимся ответственными за осуществление внешних сношений.
Статус присоединившегося члена предоставляется международным организациям, межправительственным и неправительственным, имеющим специальные интересы в туризме, а также коммерческим организациям и ассоциациям, осуществляющим деятельность в области туризма. Руководящим органом ВТО является Генеральная ассамблея, созываемая каждые четыре года. Между сессиями Генеральной ассамблеи работает Исполком Генеральной ассамблеи ВТО. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания).
В рамках ВТО функционируют региональные комиссии: по Европе, Африке, Америке, Южной Азии, Ближнему Востоку, Восточной Азии и району Тихого океана, а также Международный высший учебный центр по туризму. Россия входит в Комиссию ВТО по Европе (КЕВ).
Официальные языки ВТО — английский, испанский, русский, французский.

ВТО занимается разработкой единой стратегии развития индустрии туризма, что предусматривает:

■ планирование развития индустрии туризма;

■ анализ проблем и государственной политики, которые связаны с географическим распределением туризма и отдыха в странах — членах ВТО;

■ разработку национальных и региональных планов использования земли;

■ анализ взаимосвязей развития индустрии туризма и регионального планирования с учетом увязки различных потребностей в ресурсах и интересов всего человечества;

■ учет экологических последствий развития индустрии туризма;

■ учет социальных последствий туризма;

■ разработку общей стратегии и программных мер по осуществлению планов развития туризма.

Большое внимание ВТО уделяет методам разработки и общей стратегии планов устойчивого развития туризма в разных странах и регионах, нормативно-правовой базе туристской деятельности, политике, связанной с эффективным использованием туристской инфраструктуры, правом собственности на землю и имущество в зонах отдыха, созданием национальных парков и заповедников и т.д.

В рамках Программы развития ООН осуществляется финансирование проектов помощи развивающимся странам в следующих направлениях:

■ укрепление организационной структуры национальных управлений по туризму;

■ оценка туристских возможностей для реализации в будущем;

■ подготовка персонала по обслуживанию туристов и гостиничному обслуживанию;

■ планирование развития Туризма;

■ исследование туристского рынка;

■ реклама и содействие туризму;

■ технико-экономическое обоснование строительства гостиниц;

■ развитие зимних видов спорта и культурного туризма;

■ сохранение исторических памятников;

■ молодежный туризм;

■ социальное влияние туризма;

■ развитие и управление центрами отдыха для групп населения с низким и средним уровнями доходов.

В основном деятельность ВТО концентрируется на информационном продвижении туризма, увеличении его значения, а также создании новой материально-технической базы. Организация стремится упорядочить деятельность по развитию туризма путем разработки и введения определенных принципов в области международного туризма. ВТО также разрабатывает международные документы и следит за их соблюдением, участвует в разрешении международных туристских разногласий, а также организует обмен данными о последних достижениях в области науки, связи, информационных технологий. Одна из важнейших задач ВТО — исследования по изучению статистики международного туризма, применение новых методов измерения, прогнозирования, маркетинга для последующего использования национальными туристскими организациями в их деятельности.
ВТО содействует развитию мирового туризма путем воздействия на правительства отдельных стран для упрощения визовых и прочих формальностей.

Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (United Federation of Travel Agents’ Associations) — международная туристская организация, объединяющая в качестве действительных членов национальные туристские ассоциации и организации, в качестве ассоциированных членов — туристские агентства, гостиницы, транспортные предприятия, учебные заведения.
Организация создана в 1966 г. в результате слияния Международной ассоциации туристских агентств, существовавшей с 1919 г., и образованной в 1964 г. Всемирной организацией ассоциаций туристских агентств. Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств объединяет 80 национальных ассоциаций и организаций и около 1400 индивидуальных членов, представляющих более 80 стран. К числу членов Всемирной федерации относятся Американское общество турагентств, Ассоциация британских турагентств, Ассоциация немецких бюро путешествий, Союз ассоциаций туристских бюро северных стран, фирма «Томас Кук и сын» и др.
Основной целью Всемирной федерации является создание и укрепление национальных ассоциаций турагентств, оказание им юридической, финансовой, профессиональной и материально-технической помощи, максимальная поддержка престижа всех категорий профессии туристского агента на международном уровне в экономической, юридической и социальной областях. Практическая работа Всемирной федерации заключается в координации деятельности рабочих групп по таким вопросам, как автоматизация, гостиничное хозяйство, транспорт, профессиональная подготовка, юридическая поддержка, страхование туристов и т.д. Секретариат Всемирной федерации находится в Брюсселе (Бельгия).

Официальные языки — английский, французский, испанский. Руководящие органы — Генеральная ассамблея, созываемая ежегодно, Совет директоров и Исполнительный комитет. Международная ассоциация по экскурсионному обслуживанию и турам— международная туристская организация, членами которой являются организации, занимающиеся экскурсионным обслуживанием. Создана в 1953 г. Ассоциация ежегодно публикует Тарифный справочник по турам и экскурсионному обслуживанию, содержащий программы и цены туров, организуемых членами Ассоциации. Альянс объединяет в настоящее время более 140 организаций с общим количеством около 60 млн членов из 84 стран мира.

Секретариат находится в Лиссабоне (Португалия). Официальный язык — английский.
Руководящие органы—Генеральная ассамблея, созываемая ежегодно, и Совет директоров. Международные неправительственные организации специализированного характера

Документы: Устав ассоциации (анг. версия) doc-269_en.pdf [418.44 Kb] (cкачиваний: 12)
Международный туристский альянс (Alliance Internationale de Tourisme) — международная туристская организация, действительными членами которой являются национальные автомобильные ассоциации и туристские клубы, объединяющие индивидуальных членов или национальные федерации, состоящие из ассоциаций туристов. Создана в 1919 г. Первоначально эта организация называлась Международной лигой туристских ассоциаций, в числе основателей Лиги были две российские организации: Русский клуб путешественников и Русский союз. Цель Альянса—развитие всех видов международного туризма, в первую очередь автотуризма. Члены Альянса занимаются организацией семинаров и совещаний по проблемам совершенствования обслуживания автотуристов, упрощения таможенных формальностей, благоустройством дорог и автотрасс, оказанием юридической помощи и страхованием. Альянс публикует различного рода справочную информацию, в том числе о деятельности клубов-членов, справочники-перечни услуг, предоставляемые клубами иностранным туристам, схемы автомобильных дорог. Альянс в настоящее время объединяет более 140 организаций с общим числом членов около 60 млн из 84 стран. Секретариат находится в Женеве (Швейцария). Официальные языки — английский, французский, немецкий, испанский. Руководящие органы — Генеральная ассамблея, созываемая ежегодно, и Руководящий комитет.
Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association) — всемирная организация международных авиаперевозчиков, основанная в 1919 г. и реорганизованная по окончании Второй мировой войны в 1945 г. Главная функция — упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах.

Высший орган IATA — ежегодная Генеральная ассамблея, на которой выбираются президент и исполнительный комитет. Цель IATA — реализация политики международной организации гражданской авиации (ICAO).
IATA—это содействие перемещению людей, почты и грузов из одной точки мира в другую с использованием различных комбинаций маршрутов воздушной сети. Резолюции, принятые на транспортных конференциях IATA касаются билетов, путевых листов, документов на багаж и других подобных документов. Эти резолюции позволяют унифицировать и координировать процедуры расчетов и ускорять бронирование и улучшать связь между авиакомпаниями. При содействии IATA стало возможным соединение воздушных трас многих частных авиакомпаний в единую систему.

Одна из важнейших составляющих работы IATA — установление тарифов. Необходимость согласования тарифов среди авиакомпаний — членов LATA — это одновременно и политика, и практика, так как все тарифы международных авиакомпаний контролируются правительствами стран — владельцев авиакомпаний. Каждая страна, являясь хозяйкой своего воздушного пространства, может запрещать или разрешать вторгаться на свою территорию, а также выдвигать условия, которые ее устраивают.
Конференции LATA проводятся после того, как между правительствами стран-членов достигнуты взаимовыгодные договоренности по установлению перевозчиков, которые в дальнейшем будут обслуживать их территории. Решения транспортных конференций IATA важны для правительств стран-членов. Правила, установленные Ассоциацией, должны быть одобрены правительствами всех стран-участниц.
Членами LATA являются 259 авиакомпаний, совершающих международные полеты. На долю этих авиакомпаний приходится около 95% международного регулярного сообщения. Авиакомпания «Аэрофлот» — член LATA с 1989 г., членами Ассоциации являются также российские авиакомпании «Трансаэро», «Пулково», «Домодедовские ПО», «Внуковские авиалинии».

Для того чтобы стать членом IATA и участником конференций, авиакомпаниям необходимо иметь выдаваемый правительством сертификат, подтверждающий регулярность их перевозок, который подходит для членства в Международной организации гражданской авиации (ICAO). IATA является членом ICAO.

IATA условно делит территорию земного шара на три больших региона, или конференции, и пытается добиться установления согласованных тарифов на перевозки и единых стандартов сервиса как в рамках каждой конференции, так и между ними:

1) Северная и Южная Америка и часть Тихоокеанского региона к востоку от международной линии раздела дат;

2) Азия, Австралия и часть Тихоокеанского региона к западу от международной линии раздела дат;

3) Европа, Африка и Ближний Восток.

Турагентства участвуют в деятельности IATA через ее специальное отделение — Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network, IATAN). Каждому турагентству, прошедшему процедуру аккредитации и соответствующему определенным требованиям, присваивается номер, служащий своего рода визитной карточкой при осуществлении расчетов с авиакомпанией и другими организациями туриндустрии.

IATAN следит за соблюдением правил и стандартов деятельности, единых требований к финансовому положению турфирм, продающих авиабилеты на международные авиарейсы, и выполняет функции связующего звена между турагентствами и авиакомпаниями — членами IATA Документы:

Устав ассоциации (анг. версия) agm61_articles_association_amended.pdf [40.93 Kb] (cкачиваний: 8)
Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organisation) учреждена Чикагской конвенцией в 1944 г., работает под эгидой ООН. Деятельность ICAO основана на равенстве наций относительно деятельности индустрии воздушного транспорта. Главные задачи ICAO — развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам и нормам.

Организация ставит перед собой следующие цели:

■ обеспечивать безопасность и контролировать развитие международной гражданской авиации;

■ поддерживать и поощрять процессы создания и использования воздушных средств транспорта с учетом необходимости охраны окружающей среды;

■ поддерживать и поощрять создание воздушных коридоров, аэропортов и условий для международной гражданской авиации;

■ выполнять на высшем уровне требования пассажиров к авиатранспорту (безопасность, качество обслуживания, регулярность полетов, экономичность);

■ поощрять экономические меры по предотвращению необоснованного соперничества между авиакомпаниями разных стран;

■ избегать дискриминации между странами — членами ICAO;

■ пропагандировать безопасность полетов;

■ способствовать развитию международной гражданской авиации.

Членами ICAO являются 183 государства, в том числе Россия. ICAO
работает в тесном контакте с такими организациями, как:

■ Международный информационный союз;

■ Всемирная метеорологическая организация;

■ Международный союз электрических сообщений (коммуникаций);

■ Всемирный почтовый союз;

■ Всемирная организация здравоохранения;

■ Международная морская организация.

Документы: Меморандум организации (анг. версия) memo.pdf [276 b] (cкачиваний: 2)
Международная ассоциация по конгрессам и съездам (International Congress & Convention Association) — международная туристская организация, объединяющая турагентства, конгресс-центры, гостиницы и транспортные предприятия. Создана в 1964 г.

Основная цель — развитие конгрессного туризма.

Секретариат Ассоциации находится в Амстердаме (Голландия). Официальный язык — английский. Руководящие органы—Генеральная ассамблея, созываемая ежегодно, и Совет директоров. Международная федерация журналистов и писателей по вопросам туризма—международная организация, членами которой являются национальные объединения журналистов и писателей, освещающих вопросы туризма в прессе. Создана в 1954 г. Цели — пропаганда гуманистических принципов международного туризма, развитие дружественных деловых контактов между журналистами и писателями, защита их профессиональных интересов.
Секретариат Федерации находится в Париже (Франция). Официальные языки — французский, английский.
Руководящие органы — Конгресс, созываемый ежегодно, Комитет директоров и Исполнительный совет.

Международная федерация кемпингов и караванингов, членами которой являются национальные федерации и ассоциации кемпингов и караванингов. Создана в 1932 г. При Федерации существуют Центр туристской информации и ряд специализированных комиссий. Ежегодно проводятся авторалли. Секретариат находится в Брюсселе (Бельгия).

Международные региональные организации

Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (Pacific Asia Travel Association) — неправительственная международная туристская организация, в которую входят более 2200 членов из 34 стран, представляющих национальные правительственные туристские организации, транспортные и гостиничные ассоциации, туристские фирмы, а также другие организации, связанные с индустрией туризма. Основана в 1951 г. Основная цель — содействие развитию туризма в Тихоокеанском регионе. Члены Ассоциации обмениваются идеями, разрешают возникающие проблемы, принимают участие в работе над будущим туризма в Азиатском и Тихоокеанском регионах. Со дня основания Ассоциация стала важным источником точной и своевременной информации для своих членов по маркетингу, исследованиям, разработкам, образованию и другим видам деятельности, связанным с туризмом. Результаты работы и долгосрочные планы проверяются и оцениваются на ежегодных конференциях Ассоциации.

Организационные комитеты по менеджменту, маркетингу, разработке и исследованиям реализуют действующие программы Ассоциации. Издательское отделение публикует множество отчетов, материалов исследований. Основное издание — «Тихоокеанские туристские новости» — ежемесячный журнал с тремя региональными выпусками, выходящими общим тиражом 58 тыс. экземпляров. Среди печатного материала 80% составляют аналитические данные и фотографии.
Маркетинговые усилия Ассоциации направлены на работу с индивидуальными туристами, путешествующими в границах региона. Ассоциация также старается совершенствовать маркетинговую деятельность для создания привлекательности отдельных туристских направлений. Исследовательская работа Ассоциации обсуждается на ежегодных конференциях по изучению туризма и находит отражение в ежегодных статистических отчетах по Тихоокеанскому региону. Секретариат Ассоциации находится в Сан-Франциско (США). Основные офисы по обслуживанию Азиатского региона — в Сингапуре, Тихоокеанского региона — в Сиднее, Американско-Европейской части — в Сан-Франциско. Официальный язык — английский.

Конференция туристских организаций Латинской Америки — региональная туристская организация стран Латинской Америки, объединяющая более 900 латиноамериканских туристских, транспортных, гостиничных предприятий, а также более 350 туристских предприятий Азии, Африки, Европы. Основана в 1957 г.

Главная задача — объединение деятельности всех туристских предприятий и национальных ассоциаций в целях развития туристской индустрии Латинской Америки. Секретариат находится в Буэнос-Айресе (Аргентина). Официальные языки — испанский, английский. Руководящие органы—Генеральная ассамблея, созываемая ежегодно, и Совет директоров.

Международные профсоюзные и молодежные организации

Международное бюро социального туризма (International Bureau of social tourism) — неправительственная международная туристская организация, действительными членами которой являются международные и национальные организации, деятельность которых посвящена социальному туризму. Создано в 1963 г.

Целью Бюро является содействие развитию социального туризма в международном масштабе. Под социальным туризмом подразумевается туризм с участием слоев населения со скромными доходами. Секретариат БИТС находится в Брюсселе (Бельгия). Официальный язык — французский. Руководящие органы — Генеральная ассамблея, созываемая один раз в два года, и Административный совет. Документы:Устав организации (анг. версия) 1177082769_doc_statutes.pdf [31.75 Kb] (cкачиваний: 10)
Международное бюро по молодежному туризму и обменам — специализированный орган Всемирной федерации демократической молодежи (ВФДМ). Основано в 1960 г.

Бюро — ассоциация организаций и бюро путешествий, которые занимаются молодежным туризмом и обменом как среди членских организаций ВФДМ, так и среди других организаций, заинтересованных в активной форме интернационального воспитания молодого поколения. Бюро объединяет около 40 молодежных туристских организаций многих стран.
Основная задача — создание условий для молодежного туризма и обмена, развития контрактов между членами Бюро и организациями, деятельность которых направлена на достижение международного взаимопонимания и дружбы между молодежью.
Штаб-квартира находится в Будапеште (Венгрия). Официальные языки — английский, французский, русский.
Руководящие органы—Генеральная конференция, созываемая один раз в два-три года, и Совет.
Рабочие органы — Координационный транспортный центр и постоянные рабочие комиссии.

Национальные ассоциации туристских агентств Национальные ассоциации туристских агентств существуют более чем в 80 странах. Основные задачи ассоциаций — соблюдение интересов турагентств во взаимоотношениях с правительственными организациями, изучение туристского рынка, обмен опытом и установление деловых контактов. В зависимости от страны и ее туристского потенциала национальные ассоциации объединяют от 6 до 20 000 членов. Крупнейшими национальными ассоциациями турагентств являются:

■ Американское общество туристских агентов;

■ Ассоциация британских туристских агентов;

■ Национальный синдикат туристских агентов Франции;

■ Союз канадских туристских ассоциаций;

■ Национальная испанская ассоциация;

■ Союз немецких бюро путешествий;

■ Австралийская федерация туристских агентов;

■ Японская ассоциация туристских агентов.

Российские туристские организации активно сотрудничают с такими международными организациями, как:

■ Международная федерация туроператоров;

■ Всемирная ассоциация туристских агентов;

■ Международная авиатранспортная ассоциация;

■ Международная гостиничная ассоциация;

■ Международная ассоциация экспертов по туризму;

■ Международная ассоциация по профессиональному обучению в области туризма;

■ Международный институт унификации частного права;

■ Европейская туристская комиссия;

■ Объединение Европейских туристских фирм-оптовиков.

Членство в международных туристских организациях позволяет российским туристским предприятиям проводить наиболее эффективную маркетинговую политику своего турпродукта на внешнем рынке, расширять круг потенциальных контрагентов, обмениваться опытом ведения туристской деятельности с иностранными туристскими предприятиями

Региональная структура международного туризма по прибытиям по определению Всемирной туристской организации объединенных наций (ЮНВТО).

Статистические данные о прибытиях группируются по целям путешествия, видам используемого транспорта, месяцам заездов, регионам и странам происхождения туристов.

ВТО выделяет шесть, несколько отличных по составу от принятых в отечественной географии, туристских макрорегионов мира:

Европейский- страны Западной, Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы, включая все бывшие республики СССР, а также государства Восточного Средиземноморья (Израиль, Кипр, Турция);

Американский- страны Северной, Южной, Центральной Америки, островные государства и территории Карибского бассейна;

Азиатско-Тихоокеанский- страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Австралия и Океания;

Африканский -страны Африки, кроме Египта и Ливии;

Южно-Азиатский - все страны Южной Азии;

Ближне-Восточный страны Западной и Юго-Западной Азии, Египет и Ливия.

Вопрос 3.4. Рекреационное районирование России

Рекреационное районирование - это деление территории на рекреационные зоны и районы в соответствии с общностью районообразующих признаков и характера рекреационного использования.

Рекреационный район - район, выделенный в результате рекреационного районирования.

В рекреационном районировании в качестве районообразующих признаков были выбраны следующие:

-структура рекреационных функций в зависимости от преобладающего использования рекреационных ресурсов (лечебная, туристская, спортивная и др.); Функциональная структура района обусловлена рекреационными ресурсами, определяющими домини­рующее направление туризма (лечебно-оздоровитель­ное, спортивное, экологическое, культурно - познава­тельное). Различают районы монофункциональные, с ярко выраженной одной функцией (например, Северо - Кавказский район с лечебной функцией), и полифункци­ональные, в которых представлены несколько функций (примером является Уральский район, где одинаково хорошо могут развиваться спортивный, лечебно - оздо­ровительный, экологический и многие разновидности познавательного туризма).

-степень рекреационной освоенности территории (развитый, средне- и слаборазвитый район);

-степень открытости района; отражает процент­ное соотношение приезжих туристов и местных отдыха­ющих в учреждениях отдыха. По этому признаку районы делятся на открытые (число приезжих более 51%) и за­крытые (число приезжих менее 49%). Важно понимать, что данный признак не связан со степенью освоенности района. Примером этому является Кавказский регион, который весь относится к открытым территориям, не­ смотря на то, что в его состав входят слаборазвитые Каспийский и Азовский районы, среднеразвитые Севе­рокавказский и Горно - Кавказский и развитый Кавказ­ско - Черноморский. Большая часть промышленных гус­тонаселенных территорий являются закрытыми, так как предприятия отдыха в них обслуживают собственное многочисленное население, например, Московская или Ленинградская область.

-перспективность района. Толкование «перспективности» территории, которое было при плановом хозяйстве, не соответствует условиям развития туризма в рыночных отношениях. В условиях рынка понятие перспективности территории является комплексным и определяется следующими параметрами:

· безопасность территории (политическая стабильность, экологическое благополучие);

· богатство и разнообразие рекреационных ресурсов;

· уникальность рекреационного потенциала;

· степень известности на отечественном и мировом туристских рынках;

· соответствие региональных возможностей развития туризма тенденциям мирового туристского рынка;

· уровень развития инфраструктуры;

· экономическое состояние региона;

· заинтересованность в развитии туризма со стороны местной администрации (местное законодательство, поддерживающее туризм, лоббирование развития туризма в регионе на федеральном уровне).

К новым признакам следует отнести:

· Обеспеченность населения учреждениями отдыха.

· Обеспеченность территории туристскими кадрами (степень занятости населения в туристской индустрии, количество учебных заведений туристского профиля и соответствие специализаций в них основным направлениям туризма в регионе).

Вопросами рекреационного районирования России географы стали заниматься с 60-х гг. XX столетия. Первоначальные районирования были узко специализированные и касались конкретных туристских направлений (суботраслей туризма): санаторно-курортной отрасли, спортивного туризма и т.д. Отраслевой подход определял выбор районообразующих признаков.

В 70-х гг. географами школы В.С. Преображенского была сделала попытка первого комплексного районирования туризма в СССР в целом. В качестве районообразующих признаков были приняты: функциональная структура, степень рекреационной освоенности, степень открытости региона и перспективность территории. Эти же районообразующие признаки применялись и при последующих районированиях, сделанных в советский период, необходимость в которых возникала в связи с тем, что только один признак - функциональная структура, - был консервативным, а три остальных менялись со временем. Поэтому каждое районирование отражало лишь определенный период в развитии отечественного туризма.

В принятые районообразующие признаки не входило ряд факторов, определяющих условия развития туризма.

Во-первых, районирование этого периода (70-90 годов) не учитывало учение о рекреационной системе (РС). По сути дела в них отсутствовали все элементы РС, влияющие на развитие туризма:

- не были учтены рекреационные потребности населения и степень их удовлетворения в регионах (элемент «отдыхающие»), а ведь это главный генерирующий фактор развития туризма. Отсутствовал детальный анализ турпотоков: учитывалось только соотношение приезжих и местных туристов. Кратковременный отдых и рекреация вообще не принимались во внимание

- природные и культурные комплексы рассматривались только через функциональную структуру регионов без указания четких критериев включения их в туристскую практику.

- технические комплексы (уровень развития инфраструктуры и состояние материально-технической базы туризма) не вошли в число районообразующих признаков.

- обслуживающий персонал (трудовые ресурсы туризма) вообще «выпали» из рекреационного районирования.

- органы управления также не вошли ни в один из районообразующих признаков, а ведь именно этот элемент определяет по сути дела значимость туризма в том или ином регионе (т.е. какое значение ему придают властные структуры).

Во-вторых, абсолютно проигнорировано было соотношение основных факторов развития туризма - рекреационных потребностей (генерирующего фактора) и рекреационных ресурсов (реализующего факторов), - являющееся доминирующим условием развития туризма. А потому выделение некоторых зон и районов во многом носило формальный характер. В силу чего никогда не выделялась зона Европейский Центр России как наиболее перспективная территория, однако именно здесь отмечается оптимальное взаимодействие этих факторов. Были объединены в одну рекреационную зону «Север России» принципиально разные по условиям развития территории - Европейский и Азиатский Север.

В-третьих, во всех признаках выбранные критерии не подкреплялись объективными числовыми показателями, что нарушает один из основных принципов географического районирования (объективность).

В-четвертых, не рассматривался вклад туризма в социально-экономическое развитие регионов.

При переходе к рыночным отношениям несовершенство районообразующих признаков проявилось наиболее отчетливо, и в 1995 г. было сделано новое районирование применительно к территории Российской Федерации с новыми подходами к набору районообразующих признаков.

При новом районировании учитывались как выбранные ранее районообразующие признаки, так и основные факторы развития туризма. В результате территория РФ была разделена на следующие рекреационные зоны и районы: Европейский Север (районы: Кольско-Карельский и Русский Север), Европейский Центр России (районы: Западный (морской), Северо-Западный (Ленинградский), Западный (континентальный), Верхне-Волжский, Столичный, Средне-Волжский, Уральский), Европейский Юг России (районы: Южнороссийский, Нижнее-Волжский, Азовский, Кавказско-Черноморский, Северо-Кавказский, Каспийский, Горно-Кавказский), Азиатский Север (районы: Обско-Путоранский, Якутский, Колымско-Чукотский, Камчатский), Юг Сибири (районы: Обско-Алтайский, Саянский, Байкальский, Амурско-Дальневосточный).

В течение 10 лет проводилось уточнение вхождения тех или иных субъектов РФ в рекреационные районы по мере поступления сведений о развитии туризма в них. Основная сложность заключалась в недостаточной статистической информации по регионам, которая до 2004 года носила разрозненный характер.

Начиная с 2004 года, стали появляться различные статистические сборники, которые касались как состояния туристской индустрии, так и общих экономических и социальных показателей в регионах, что позволяет в настоящее время произвести новое рекреационное районирование на основе объективных показателей.

Проведенная обработка статистических данных по 87 субъектам РФ показала, что приходится уточнять ряд признаков, а также включать новые.

В настоящее время в Российской международной академии туризма создана инициативная группа по исследованию современного состояния российского туристского рынка, одним из инструментов которого должно явиться новое рекреационное районирование. Данной группой рассчитано множество комплексных характеристик, построены карты по отдельным показателям, однако явно ощущается катастрофическая нехватка сведений экономического характера (по вкладу туризма в валовой региональный продукт; по туристскому потреблению в регионах) и централизованных сведений по туристскому образованию.

Желательно довести изучение российского туристского рынка до математических моделей, которые позволили бы осуществлять мониторинг и составлять объективный прогноз развития туризма.

Приводимое во многих туристских изданиях (туристских каталогах, учебниках, статистических сборниках) рекреационное районирование безнадежно устарело и не отражает реальной картины российского туристского рынка. Поэтому считаем, что поднятые в данной статье вопросы своевременны и затрагивают как теоретические, так и практические аспекты развития туризма в России и предлагаем сотрудничество в решении этой проблемы.

По последнему районированию (2006 года) территория России была поделена на 5 рекреационных зон и 24 рекреационных района.

Рекреационная зона Рекреационный район
I Европейский Север 1.1 Кольско-Карельский 1.2 Русский Север
II Центр 2.1 Западный морской 2.2 Западный континентальный 2.3 Ленинградский 2.4 Столичный 2.5 Верхне-Волжский 2.6 Среднее Поволжье 2.7 Уральский (Средний и Южный Урал)
III Юг России 3.1 Азовский 3.2 Кавказско-Черноморский 3.3 Каспийский 3.4 Северо-Кавказский 3.5 Горно-Кавказский 3.6 Нижнее Поволжье 3.7 Южнороссийский
  IV Юг Сибири 4.1 Обско-Алтайский (равнинный и горный) 4.2 Саянский 4.3 Байкальский 4.4 Амурско-Дальневосточный (континентальный и островной)
  V Азиатский Север 5.1 Обско-Путоранский (равнинный и горный) 5.2 Якутский 5.3 Колымско-Чукотский 5.4 Камчатский

Рекреационная зона - традиционно используемая природная или специально организованная территория, где жители населенного пункта проводят часы досуга (парки, скверы, национальные парки и др.).

Рекреационные зоны России:

Европейская зона (центр) Причерноморско-Кавказская зона (юг россии) Сибирско-Дальневосточная зона (юг сибири) Северная зона (азиатский и европейский север)
I. II. III. IV. V. VI. Западный район Северо-Западный район Центральный район Южно-Русский район Поволжье Уральский район VII. VIII. IX. Приазовье Причерноморье Кавказский район X. XI. XII. XIII. Обско-Алтайский район Енисейский район Байкальский район Дальневосточный район XIV. XIV. Российский Север (Европа) Российский Север (Азия)
               

Вопрос 3.5. Значение туризма в жизни общества. Функции туризма. Факторы развития туризма.

Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и по продолжительности воздействия на развитие туризма. Поэтому их учет объективно необходим для организации эффективной туристской деятельности. Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида: внешние (экзогенные); внутренние (эндогенные). Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма.
К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма, относятся:

1. природно- географические;

2. культурно-исторические;

3. экономические;

4. социальные;

5. демографические;

6. политико-правовые;

7. технологические;

8. экологические.

Природно-географические (море, горы, леса, флора, фауна, климат и т.д.) и культурно-исторические (памятники архитектуры, истории и культуры) факторы как основа туристских ресурсов являются определяющими при выборе туристами того или иного региона для посещения. Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления развития туризма. Необходимо учитывать, что природные явления могут приводить как к всплескам, так и спадам туристской активности. Например, последнее полное солнечное затмение XX в. (лето 1999 г.) в Европе особенно хорошо наблюдалось на территории Румынии. Умело проведенная рекламная кампания этого события привела к тому, что в 1999 г. количество туристских прибытий в эту страну возросло по сравнению с 1998 г. примерно на 200 тысяч. С другой стороны, крупное наводнение (июнь—июль 1997 г.) ограничило туристскую активность на большей части территории Польши и Чехии. Разрушительное землетрясение на севере Турции (1999 г.) повлекло за собой сокращение потока посетителей по сравнению с 1998 г. на 2 млн человек и снижение доходов от международного туризма почти на 3 млн дол. США. В целом же природно-географические и культурно-исторические факторы создают предпосылки для развития туризма и имеют непреходящую, неизменную ценность. Человек может лишь приспособить их к своим нуждам и сделать более доступными для использования в туристских целях.
Влияние экономических факторов на туризм главным образом обусловлено тем, что между тенденциями развития туризма и экономики наблюдается тесная взаимосвязь. Существует прямая зависимость между экономическим развитием страны, объемом национального дохода и материальным благосостоянием ее граждан. Поэтому государства с развитой экономикой, как правило, лидируют на мировом рынке по количеству туристских поездок своих граждан.

От экономического положения государства зависят не только доходы населения, но и уровень развития материально-технической базы и инфраструктуры туризма. К числу экономических факторов относятся также инфляция, процентные ставки, колебания реальных обменных курсов валют. Так, изменения обменных курсов существенно влияют на объем туристских потоков между странами с сильными и слабыми валютами. Замечено, что рост относительной себестоимости поездки за рубеж на 5 % приводит к уменьшению спроса на выездной туризм на 6—10 %. Развитие туризма очень чувствительно к тому, в какой фазе экономического цикла — подъема или спада — находится не только национальная, но и мировая экономика. Так, во время экономического кризиса 80-х гг. XX в. число международных туристских прибытий значительно сократилось.

Среди социальных факторов развития туризма в первую очередь необходимо отметить увеличение продолжительности свободного времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности ежегодных отпусков), что в сочетании с повышением уровня жизни населения означает приток новых потенциальных туристов. Увеличение продолжительности свободного времени объективно связано с современной научно-технической революцией, в условиях которой возрастает значение умственного труда, усиливаются производственная и бытовая напряженность. Все это приводит к физическому и психологическому переутомлению людей, что требует принятия дополнительных мер по восстановлению работоспособности. Достижению этой цели во многом способствует туризм.

С увеличением продолжительности свободного времени населения в туризме обозначились две тенденции — дробление отпускного периода и рост непродолжительных путешествий. Туристские поездки становятся менее продолжительными, но более частыми. В зарубежной литературе это явление получило название «путешествия с интервалами». Вместо одного длительного ежегодного путешествия все чаще предпочтение отдается нескольким более коротким (например, двухнедельный отдых летом на море, недельный — зимой в горах, а также несколько поездок в выходные и праздничные дни). Подобные поездки означают рост активности и мобильности туристов. «Краткосрочные» посетители обычно несут большие расходы в расчете на один день пребывания в посещаемом месте по сравнению с туристами, совершающими длительные поездки. Кроме того, «путешествия с интервалами» совершаются в течение всего года, способствуя тем самым решению одной из основных проблем туризма — сглаживанию сезонных колебаний спроса.
«Путешествия с интервалами» будут определять характер развития туризма в третьем тысячелетии. Такой вывод сделала английская консалтинговая фирма «Ховат УК», проводившая по заказу ВТО исследование динамики отпускного времени в 18 странах мира, на долю которых приходится более 70 % всех туристских расходов. В результате был получен прогноз, что в XXI в. продолжительность туристских поездок сократится до 3—4 дней, однако частота перерывов для отдыха и интенсивности восстановления жизненных сил человека возрастет.

К числу социальных факторов развития туризма относится также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Исследования свидетельствуют, что существует прямая зависимость между уровнем образования людей и склонностью к путешествиям. Это объясняется тем, что лица с более высоким уровнем культуры и образования способны рациональнее распределять свое свободное время, использовать его для познания с помощью туризма окружающей среды, ознакомления с историей, жизнью, бытом, фольклором и искусством других стран и народов. Постоянное влияние на развитие туризма оказывают демографические факторы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, половозрастной структуры (с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров), семейного положения и состава семей. Так, рост населения в мире в целом и его отдельных регионах прямо пропорционально влияет на увеличение числа туристов. Статистические данные свидетельствуют, что туристские потоки из стран, имеющих повышенную плотность населения, интенсивнее, чем из стран с меньшей плотностью населения. Кроме того, достаточно четко прослеживается тенденция изменения туристской подвижности в зависимости от возраста, пола и семейного положения. Так, наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в возрасте 18—30 лет. Однако общая туристская подвижность людей достигает пика в 30—50 лет. Исследования показывают, что неженатые (незамужние) люди более мобильны, чем семейные, а женщины проявляют к туризму больший интерес, чем мужчины.
К группе демографических факторов относится также урбанизация (увеличение доли городского населения), степень которой прямо пропорциональна интенсивности туристских поездок. Самый высокий уровень урбанизации в странах Северной Америки (77 %) и Европы (71 %), которые и являются основными «поставщиками» туристов. В пределах одной страны степень туристской активности в городах значительно выше, чем в сельской местности. Причем чем крупнее город, тем большее число его жителей выезжает в туристские поездки. Это объясняется прежде всего потребностью в отдыхе (связанном со сменой обстановки), вызванной перегрузками и нервным напряжением. К тому же на решение горожанина о совершении поездки с познавательными целями оказывает влияние общий более высокий культурный и образовательный уровень городского населения.

В демографической структуре населения развитых стран происходят следующие изменения:
население стареет (снижение уровня рождаемости приводит к более высокой доле лиц старших возрастов, численность же младших возрастных групп, в частности от 15 до 24 лет, неуклонно уменьшается); увеличивается число работающих женщин, растет их стремление сделать карьеру (это приводит к позднему вступлению в брак, откладыванию рождения ребенка, росту числа бездетных семейных пар); растет число одиноких людей (в крупных городах они составляют до половины всего населения). Процессы, протекающие в демографической среде, обусловливают две тенденции в развитии туризма: первая - это расширение круга потенциальных туристов, когда у все большего количества людей появляются желание и возможность путешествовать; вторая — увеличение удельного веса пожилых людей (в основном пенсионного возраста) в общей численности туристов (в настоящее время он достиг 40 %). Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о глубоких последствиях этого феномена для туризма.

Значительное влияние на развитие туризма оказывают политико-правовые факторы: политическая обстановка в мире и отдельных странах; политика открытия границ; смягчение административного контроля в сфере туризма; унификация налоговой и денежной политики.

Туристская активность существенно зависит от политической обстановки. Стабильное политическое положение способствует развитию туризма и, наоборот, напряженная обстановка обусловливает низкие темпы его роста и даже свертывание. Некоторые вооруженные конфликты (например, ближневосточные 1967 г. и 1973 г.) совпадают с экономическими кризисами. Накладываясь друг на друга, они взаимно усиливают свое негативное воздействие на туризм.

Серьезную угрозу туризму представляет терроризм и экстремизм. Так, практически не поддаются оценке негативные последствия для международного туризма в связи с террористическими актами 11 сентября 2001 г. в США. В абсолютных величинах число путешествующих в 2001 г. составило 689 млн человек против 697 млн в 2000 г. (снижение на 1,3 %). Последний раз сокращение этого показателя было отмечено в 1982 г., когда оно составило 0,4 %. В течение последующих лет объем туристских прибытий в целом по миру неуклонно возрастал. В странах, где туризм оказывает большое влияние на национальную экономику, экстремисты в качестве объектов нападения могут выбирать туристов для оказания политического давления на правящие круги (как это произошло, например, в Египте в 1997 г.). Изменение политической карты мира, произошедшее в Европе в конце 80-х — начале 90-х гг. XX в., открытие границ и переход к рыночным преобразованиям стран СНГ и Восточной Европы предопределили увеличение туристских потоков из этих государств. Одновременно некоторые страны Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Польша) заняли ведущие позиции по приему гостей.
Меры Евросоюза по становлению в Европе единого рынка без внутренних границ со свободным перемещением капитала, товаров, услуг, людей, унификацией налоговой политики, введением единой валюты создают все предпосылки для интенсивного развития туризма в этом регионе.

Технологические факторы, связанные с прогрессом в технике и технологиях, в значительной степени воздействуют на развитие туризма, открывают возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов.
Развитие науки и техники способствует совершенствованию средств массового производства туристских услуг (гостиничного хозяйства, транспорта, бюро путешествий). Так, коренная техническая реконструкция транспорта позволила создать комфортабельные условия для перевозки большого количества путешественников. Удобные, быстрые, сравнительно доступные транспортные средства (прежде всего авиация) для перевозки туристов на большие расстояния в значительной степени способствовали развитию туризма.
Дальнейшее развитие транспорта и его воздействие на туризм будет, по мнению специалистов, идти по двум основным направлениям:

1. количественное развитие (увеличение числа различных видов транспорта); качественное развитие (повышение скорости движения, безопасности перевозок и комфорта пассажиров).

2. Особо следует отметить внедрение в индустрию туризма компьютерной техники, без чего организация массовых туристских путешествий в настоящее время невозможна. Информационные технологии позволяют интегрировать производство туристских продуктов и их распределение. Интернет в туризме не только выполняет функцию передачи и обмена информацией, но и формирует новую систему сбыта, которая напрямую связывает конечных потребителей с поставщиками туристских услуг и уже сегодня составляет реальную конкуренцию традиционным каналам реализации туристских продуктов.

Научно-технический прогресс несет в себе не только огромные возможности, но и серьезные угрозы для туристских предприятий. Любые новшества грозят вытеснением устаревших технологий, и методов работы, что чревато самыми серьезными последствиями, если не проявить должного внимания, учету факторов технологического характера. Так, несмотря на то что использование Интернета в отечественном туристском бизнесе только начинается, игнорирование мировых тенденций развития туристской индустрии может уже в ближайшее время обернуться большими финансовыми потерями, когда туристская деятельность будет немыслима без соответствующих информационных технологий.

Экологические факторы оказывают на туризм самое непосредственное воздействие, так как окружающая среда является основой и потенциалом туристской деятельности.
Непропорциональное развитие туризма может подрывать саму основу его существования: туризм потребляет природные ресурсы; в центрах массового туризма этот процесс приобретает разрушительный характер (изменение естественных условий, ухудшение жизненных условий людей, животного и растительного мира и т.д.). Разрушение природной среды влечет за собой спад туристского предложения (проблема монокультуры туризма).

Сдерживающим фактором развития туризма являются зоны радиоактивного, химического и других видов загрязнений. Так, в Беларуси после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. сложилась принципиально новая экологическая ситуация, при которой значительную часть туристско-рекреационных ресурсов республики в обозримом будущем вряд ли можно будет использовать для туризма и отдыха населения. Взаимосвязь туризма с окружающей природной средой сводится в основном к следующему:

1. необходимым условием существования и развития туризма является природная среда (примерный перечень проблем:

2. качество среды обитания человека; естественные факторы туристского происхождения и их влияние на туристское предложение);

3. туризм негативно влияет на окружающую среду (примерный перечень проблем: рациональное использование при родных ресурсов в целях туризма; предотвращение разрушения ландшафта, загрязнения воды, воздуха и т.п.);

4. туризм сохраняет окружающую среду (примерный перечень проблем: защита и сохранение природы и памятников культуры; рациональное природопользование; формирование экологического сознания у туристов и производителей туристских услуг и т.д.).

5. Внутренние факторы, воздействующие на туризм, — это ключевые явления и тенденции, проявляющиеся непосредственно в его сфере. К ним в первую очередь относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д. Кроме того, необходимо выделить следующие факторы, напрямую связанные со спросом и предложением туристских услуг:

6. рост информированности потребителей и изменение их предпочтений, что влечет за собой переход от стандартизированного массового туризма к дифференцированному с более гибкими и разнообразными формами обслуживания;

7. возрастание роли координации деятельности в сфере туризма и процессов монополизации (партнерские отношения крупных фирм со средним и малым бизнесом; создание туристских союзов на основе вертикальной интеграции; концентрация и глобализация туристского бизнеса и т.д.);

8. обеспечение сферы туризма кадрами (увеличение численности работников; повышение значения их профессиональной подготовки; улучшение организации труда и т.д.);

9. содействие развитию частного туристского бизнеса (создание условий, при которых обеспечивается эффективная реализация туристских услуг на основе профессионального маркетинга, что, в свою очередь, вызывает необходимость повышения квалификации персонала);

10. повышение значимости средств массовой информации в рекламе и продвижении туристских услуг.
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая специфическая проблема.

Сезонность — это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами. В странах Северного полушария с умеренным климатом основными («высокими») сезонами являются летний (июль—август) и зимний (январь—март). Кроме того, выделяются межсезонье (апрель—июнь, сентябрь) и «мертвый сезон» (октябрь—декабрь), при которых туристские потоки затухают и спрос снижается до минимума.

Особенности сезонности спроса в туризме состоят в следующем: она значительно различается по видам туризма. Так, познавательный туризм характеризуется менее значительны ми сезонными колебаниями, чем рекреационный. Более низкая сезонная неравномерность спроса характерна также для лечебного и делового туризма; различные туристские регионы имеют специфические формы сезонной неравномерности спроса. Поэтому можно говорить о специфике туристского спроса в определенном населенном пункте, районе, стране, в мировом масштабе.

Так, согласно статистическим данным, в Европе на два летних месяца приходится до половины всех туристских поездок. В странах, где годовые колебания температуры и других элементов климата незначительны, сезонность туризма проявляется слабее (например, Марокко имеет круглогодичный туристский сезон); сезонность в туризме определяется главным образом факторами климатического, социального и психологического характера.

Климатические факторы связаны с тем, что в большинстве регионов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения, занятий спортом различаются по месяцам года.

Социальные факторы обусловлены тем, что большая часть школьных каникул приходится на летние месяцы. Поэтому родители стремятся приурочить свой отпуск к этому времени и отдыхать вместе с детьми. Высокий уровень спроса на туристские поездки летом связан и с распространенной в европейских странах практикой остановки предприятий на профилактический ремонт в июле — августе (месяцы наименьшей производительности труда). На сезонность спроса влияют также факторы психологического характера (традиции, подражание, мода). Пики и спады туристкой активности во многом можно объяснить консерватизмом большинства туристов, т.е. укоренившимся мнением, что лето — самое благоприятное время для проведения отпусков. Сезонные колебания туристского спроса оказывают негативное влияние на национальную экономику. Они приводят к вынужденным простоям материально-технической базы, порождают проблемы социального плана. То обстоятельство, что большая часть предприятий туристкой индустрии и ее персонала используется лишь несколько месяцев в году, является причиной увеличения удельного веса условно-постоянных расходов в себестоимости туристских услуг. Это уменьшает возможности проведения гибкой ценовой политики, затрудняет действия туристских предприятий на рынке и снижает их конкурентоспособность. Негативные последствия сезонной неравномерности спроса требуют изучения данного явления и принятия организационных, экономических и социальных мер по сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме. С этой целью туристские организации и предприятия прак


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow