Текст опросника распределения ролей в семье

р От кого из вас зависят интересы и увлечения семьи!

А. В основном это зависит от мужа.

Б. Это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже.

В- Это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже.

Г. В основном это зависит от жены.

2- От кого из вас в большей степени зависит настроение в семье! J А. В основном настроение зависит от жены.



Б. В большей степени настроение зависит от жены, но и от мужа тоже.

В. В большей степени настроение зависит от мужа, но и от жены тоже. Г. В основном настроение зависит от мужа.

3. Если возникнет необходимость, кто из вас в первую очередь найдет,
где можно занять крупную сумму денег!

A. Это сделает жена.

Б. В первую очередь это сделает жена, но и муж тоже.

B. В первую очередь это сделает муж, но и жена тоже.
Г. Это сделает муж.

4. Кто в вашей семье чаще приглашает в дом гостей!

A. Чаще приглашает муж.

Б. Обычно приглашает муж, но и жена тоже.

B. Обычно приглашает жена, но и муж тоже.
Г. Чаще приглашает жена.

5. Кого в семье больше заботит уют и удобство вашей квартиры"!

A. В основном мужа.

Б. В большей степени мужа, но и жену тоже.

B. В большей степени жену, но и мужа тоже.
Г. В основном жену.

6. Кто из вас чаще первым целует и обнимает другого1!

A. Обычно это делает муж.

Б. Обычно это делает муж, но и жена тоже.

B. Обычно это делает жена, но и муж тоже.
Г. Обычно это делает жена.

7. Кто в вашей семье решает, какие газеты и журналы выписывать!
А. Обычно решает жена.

Б. В большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже.

8. В большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже.
Г. Обычно решает муж.

8. По чьей инициативе вы чаще ходите в кино, в театр!

A. По инициативе мужа.

Б. В основном по инициативе мужа, но бывает, что и жены.

B. В основном по инициативе жены, но бывает, что и мужа.
Г. По инициативе жены.

9. Кто в вашей семье играет с маленькими детьми!

A. В основном жена.

Б. Чаще жена, но и муж тоже.

B. Чаще муж, но и жена тоже.
Г. В основном муж.

10. От кого в вашей семье зависит взаимная удовлетворенность интим
ными отношениями!

A. В основном это зависит от мужа.

Б. В большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже.

B. В большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже.

Г. В основном это зависит от жены. д.

11. Почти все супружеские пары время от времени испытывают "'^ ^
ности в интимных отношениях; как вы считаете, от кого это мо
зависеть в вашей семье (вольно или невольно) в большей степени!


A. Чаще от мужа.

Б. Обычно от мужа, но и от жены тоже.

B. Обычно от жены, но и от мужа тоже.
Г. Чаще от жены.

12. Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязатель­
ность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др.) являются
определяющими в вашей семье!

A. Жизненные принципы жены.

Б. Как правило, жены, но в некоторых случаях и мужа.

B. Как правило, мужа, но в некоторых случаях и жены.
Г. Жизненные принципы мужа.

13. Кто в вашей семье следит за поведением маленьких детей!

A. В основном это делает жена.

Б. Чаще это делает жена, а иногда и муж.

B. Чаще это делает муж, а иногда и жена.
Г. В основном это делает муж.

14. Кто в вашей семье ходит с ребенком в кино, театр, на прогулки и
др.!

A. В основном это делает муж.

Б. Чаще это делает муж, но и жена тоже.

B. Чаще это делает жена, но и муж тоже.
Г. В основном это делает жена.

15. Кто в вашей семье в большей степени обращает внимание на само­
чувствие другого!

A. Муж.

Б. В большей степени муж, но и жена тоже.

B. В большей степени жена, но и муж тоже.
Г. Жена.

16. Представьте себе такую ситуацию: у обоих из вас появилась воз­
можность сменить работу на более высоко оплачиваемую, но менее инте­
ресную. Кто это сделает в первую очередь!

A. Это сделает жена.

Б. Скорее жена, чем муж.

B. Скорее муж, чем жена.
Г. Это сделает муж.

17. Кто в вашей семье занимается повседневными покупками!

A. В основном муж.

Б. В большей степени муж, но и жена тоже.

B. В большей степени жена, но и муж тоже.
Г. В основном жена.

18. Кто в вашей семье имеет больше оснований обижаться на равноду-
шие, черствость, бестактность другого!

A. Муж.

Б. В большей степени муж, чем жена.

B. В большей степени жена, чем муж.
Г. Жена.

19. Если в вашей семье возникнут денежные трудности, то кто из суп-
РУгов займется поисками дополнительного заработка!

А. Это сделает муж.





Б. В первую очередь это сделает муж, но и жена примет в этом учас­тие.

В. В первую очередь это сделает жена, но и муж примет в этом учас­тие.

Г. Это сделает жена.

20. Кто в вашей семье планирует, как и где провести отпуск!

A. В основном жена.

Б. Чаще жена, но и муж принимает участие.

B. Чаще муж, но и жена принимает участие.
Г. В основном муж.

21. Кто в вашей семье вызывает представителей различных ремонтных
служб и ведет с ними переговоры!

A. В основном это делает жена.

Б. Чаще это делает жена, но иногда и муж.

B. Чаще это делает муж, но иногда и жена.
Г. Обычно это делает муж.

Интерпретация результатов методики

Обработка результатов сводится к подсчету, в какой степени та или иная роль реализуется мужем (или женой).

Ниже приводится «ключ» методики (т. е. распределение вопро­сов по конкретным семейным ролям).

Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее ариф­метическое трех вопросов. В вопросах 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 первому варианту ответа (А) приписывается 1 балл, второму (Б) — 2 балла, третьему (В) — 3 балла, четвертому (Г) — 4 балла. В остальных вопросах значения приписываются в обрат­ном порядке, т.е. в вопросах 2, 3, 7, 9, 12, 13, 16, 20, 21 А = = 4 балла, Б = 3 балла, В = 2 балла, Г = 1 балл.

Подсчет по сферам (с первой по седьмую) ведется следующим образом (в скобках — номера вопросов, на их место надо вписать количество полученных по данному вопросу баллов):

1) (9 + 13 + 14): 3 =

2) (2 + 15 + 18): 3 =

3) (19 + 3 + 16): 3 =

4) (20 + 8 + 4): 3 =

5) (17 + 5 + 21): 3 =

6) (10 + 6+ 11): 3 =

7) (1 + 7 + 12): 3 =

Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опраши­ваемой семье реализуется женой, чем ниже — тем больше реализу­ется мужем. Если величина близка к срединному значению, то дан­ную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени-

Наиболее полная информация может быть получена, если в опросе принимают участие оба супруга, тогда представляется воз-


можность не только выяснить мнение каждого из них о распреде­лении ролей в семье, но и сопоставить их ответы на предлагаемые вопросы.

Рассогласование же позиций супругов при оценке распределе­ния ролей в семье может стать показателем конфликтных момен­тов (явных или скрытых) в отношениях между ними.

Авторы методики предлагают и второй вариант использования данной методики — в так называемом «расщепленном» виде. В этом случае методика предъявляется два раза: один раз все вопросы фор­мулируются относительно мужа, второй — относительно жены.

Например, вопрос 1 основного варианта выглядит так:

1. От кого из вас зависят интересы и увлечения семьи!

A. В основном это зависит от мужа.

Б. Это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже.

B. Это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже.
Г. В основном это зависит от жены.

В «расщепленном» варианте вопрос задается дважды.

А. В какой степени интересы и увлечения семьи зависят от вашей жены!

12 3 4 5

I-------------------- 1--------------------- 1-------------------- 1------------------ 1

В минимальной В максимальной

Б. В какой степени интересы и увлечения семьи зависят от вашего мужа!

12 3 4 5

I-------------------- 1--------------------- 1-------------------- 1------------------ 1

В минимальной В максимальной

В результате сопоставления результатов опроса, проведенного по двум вариантам методики на одних и тех же испытуемых, не было получено сколько-нибудь значимых различий. Это свидетель­ствует, что в зависимости от задач и целей исследования может быть использован тот или другой вариант методики. Преимуще­ством первого из них при этом является краткость, в то время как среди достоинств второго можно отметить снижение влияния со­циальной желательности, так как отвечая на вторую часть опрос­ника, респондент, скорее всего, не помнит, что он отвечал на первую часть, и это затрудняет для него представление распреде­ления ролей в своей семье как более равноправного (что выступа­ет часто как социально одобряемый стереотип).

Предлагаемая методика позволяет за минимальное время вы­явить представления супругов о ролевой структуре их семьи. Она Компактна, формализована и легко может быть использована как в Исследовательской программе изучения психологии семьи, так " в коррекционной работе.


^


Приведем пример использования методики

В исследовании Н.Х.Сафиной [Сафина Н.Х., 2004] прослежи­ваются изменения ролевой структуры семьи в молодых семьях со стажем супружеской жизни в 3, 5 и 7 лет. При этом отдельно с помощью теста на удовлетворенность браком В. Столина выделе­ны благополучные семьи (в которых у обоих супругов высокая удовлетворенность браком) и неблагополучные семье (здесь у обоих супругов низкая удовлетворенность браком).

Обнаружено, что с ростом брачного стажа у благополучных пар происходит нивелирование, согласование способов межлич­ностного реагирования супругов, притом у мужчин и женщин этот процесс идет по-разному.

С ростом брачного стажа:

а) у обоих супругов снижаются авторитарность, независимость,
недоверчивость, зависимость, альтруизм;

б) у женщин снижаются застенчивость и стремление к сотруд­
ничеству, незначительно увеличивается агрессивность;

в) у мужчин агрессивность снижается значительно, увеличи­
ваются покорность и сотрудничество.

Межличностные отношения супругов в благополучных парах с ростом брачного стажа становятся более ровными, гармоничны­ми, спокойными, согласованными. У супругов неблагополучных пар больше различий в способах взаимодействия, т.е. у них на­блюдаются серьезные различия именно по тем параметрам, где для семейного сотрудничества необходимо сходство показателей. С ростом брачного стажа эти семьи не отличаются согласованно­стью, гармонизацией межличностных отношений.

Автор констатирует, что на психологическом уровне супруже­ские отношения в процессе становления претерпевают довольно серьезные изменения, наибольшая трансформация социально-психологического уровня супружеских отношений происходит на 4—5-м году супружества. Становление супружеских отношений на этом уровне имеет следующие особенности. В начале супруже­ства ролевая структура семьи еще не определена, так как многие семейные функции молодые супруги стараются выполнять вмес­те. Второй период супружества — время большей формализации в распределении ролей. Муж реализует функции материального обеспечения и сексуальных контактов, жена — воспитатель де­тей, хозяйка, эмоциональный психотерапевт семьи. Организа­цией развлечений и семейной субкультурой занимаются оба суп­руга. К 6 —7 годам супружества в основном закрепляется тради­ционное распределение ролей. Муж отвечает за материальное обеспечение семьи и сексуальные отношения, жена — за воспи­тание детей, эмоциональный климат семьи, организацию раз­влечений, ведение хозяйства и, по мнению самих жен, еще за семейную субкультуру, хотя мужчины считают, что эту функ-


цию они выполняют поровну. В благополучных парах роли согла­суются более четко с большим участием мужчин в семейных де­лах, а в неблагополучных парах нет определенной договореннос­ти по поводу распределения ролей, и женщины в таких семьях более загружены семейными обязанностями по сравнению с жен­щинами из благополучных пар, что приводит к снижению удов­летворенности браком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: