Жизненных событий по оценкам подростков

(исследование О. А. Идобаевой)

Классическое исследование Goodyer (1990) показало, что под­ростки с выраженными эмоциональными проблемами, как пра­вило, пережили значительные негативные события в течение по­следних года-двух.

Однако есть другие исследования, в которых показано, что некоторые жизненные события могут быть очень желанными и оказывать положительное влияние на развитие эмоциональной устойчивости у подростков. Тот же Goodyer описал, например, факты обратного влияния недостатка социальных достижений (в обучении или в спорте) на тревожность и депрессивность; у детей, испытывающих недостаток социальных достижений, обычно не было тенденций развития депрессивных состояний.

Учитывая важность изучения влияния жизненных событий у подростков и их отношения к этим событиям на психическое раз­витие и статус подростков, О. А. Идобаева и А. И. Подольский раз­работали и апробировали российский вариант версии опросника


R. D. Coddington «Life Event Record» [Coddington R.D., 1972] [Идобаева О.А., Подольский А.И., 1998, 2003]. Данный вариант, названный ЛИЖИСП (Лист жизненных событий подростков) или «The Russian Adolescent List of Life Events» (RALLE) в англоязыч­ной версии, содержит 42 жизненных события, ранжирующихся по степени серьезности — от смерти одного из родителей до по­явления в доме домашнего животного.

Этот список был составлен следующим образом. Авторы попро­сили около 1400 российских и украинских подростков мужского и женского пола в возрасте от 11 до 17 лет составить перечень наибо­лее значимых, с их точки зрения, жизненных событий, происшед­ших с ними. После этого были отобраны 42 наиболее часто встре­чавшихся события. В итоге 18 событий из этих 42 полностью совпа­ли со списком Coddington, 12 оказались совершенно новыми и еще 12 событий содержали частичные отличия по сравнению со спис­ком Coddington. При этом следует помнить, что «Life Events Record» был создан на основе опроса не детей и подростков, а взрослых — учителей, медицинских работников, родителей и др.

Все события, упомянутые в списке, могут быть разделены на четыре основные жизненные сферы подростков.

1. Семья (события 3, 4, 6, 10, 14, 15, 16, 17, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 29, 30, 36, 38, 39, 40, т.е. 52,4% от общего количества событий).

2. Отношения со сверстниками (события 2, 11, 19, 20, т.е. 9,5 %).

3. Личная жизнь (события 1, 12, 13, 27, 31, 32, 33, 34, 35, 37, 41,42, т.е. 28,6%).

4. Школа и внешкольная жизнь (события 5, 7, 8, 9, т.е. 9,5 %).
Таким образом, семья и отношения в семье занимают более 50 %

совокупной событийной «стрессогенности» подростковой жизни.

Еще одним отличием методики Идобаевой —Подольского от оригинальной версии Coddington явилось то, что школьников просили дополнительно оценить, в какой степени это событие оказало влияние на его (ее) жизнь, а также указать, имело ли подобное событие место в жизни подростка. В случае если такого события в жизни подростка не было, авторы методики просили представить, как бы подобное событие могло повлиять на жизнь опрашиваемого, если бы таковое произошло. Степень влияния реального или представляемого события могла варьировать от +10 до -10. Отрицательные ранги означали степень негативности вли­яния события или его нежелательность.

Как показывают полученные при апробации методики резуль­таты (исследование проводилось с 1400 подростками из различных городов и населенных пунктов России и Украины), подавляющее большинство приведенных жизненных событий квалифицируется подростками с точки зрения социально-ожидаемых оценок, при­чем это в равной степени относится как к группе в целом, так и к


юношам и девушкам в отдельности. Так, для всех рассмотренных случаев наибольшие положительные значения получены для собы­тия 16 («Улучшение финансового состояния семьи»), а самые вы­сокие негативные значения — для событий 30 («Смерть родителя») и 17 («Серьезная болезнь родителя, требующая госпитализации»). К числу положительных событий (с равными показателями) были отнесены такие события, как «Уменьшение количества ссор с родителями» и «Улучшение взаимоотношений со сверстника­ми», а к числу отрицательных — «Увеличение количества ссор с родителями» и «Ухудшение взаимоотношений со сверстниками». Также высоко положительно оцениваются «Получение работы папой или мамой», «Покупка недвижимости» и «Поездка за гра­ницу», а высоко отрицательно — «Ухудшение финансового со­стояния семьи», «Развод родителей» и «Повторная женитьба папы»,

Инструкция

Оцените, пожалуйста, свое чувство в ответ на перечисленные собы­тия. Если подобное событие произошло с вами в течение последнего года, то свой ответ запишите в колонку «Было»; если события не было, представьте, какое было бы у вас чувство в ответ на это событие, и запишите свой ответ в колонку «Представить».

Свое чувство оценивайте по десятибалльной шкале:

0 — нейтральное чувство;

1 — наименьшее проявление чувства; 10 — наибольшее проявление чувства.

Если чувство было горестным, печальным, то перед оценкой поставьте знак минус (-); если же чувство было радостным, то перед оценкой по­ставьте знак плюс (+).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: