Влияние средств массовой информации на детей и подростков

Современная эпоха характеризуется созданием мировой ин­формационной структуры, превращением информации в эконо­мическую категорию, развитием различных информационных технологий, в том числе и в сфере образования. Все большее число работающих занято подготовкой, передачей и обработкой информации. Возникновение глобальной и интерактивной сис­темы коммуникаций, широкое проникновение средств массовой информации (СМИ) в жизнь многих слоев общества порожда­ют проблему образования, направленного на развитие критичес­кого мышления, включая умение анализировать информацию разного рода.

Современный рынок СМИ переполнен информацией. Наблюдаются значительные трудности в осуществлении контроля за коммуникационными и информационными потока­ми. Девизом журналистики становится адаптация к потребнос­тям аудитории. Информация при транслировании передается журналистами без критического осмысления и переработки. Ог­ромные потоки информации не улучшают ни понимания проис­ходящих процессов, ни взаимопонимания слушателей и зрителей между собой относительно их. Усу­губляются тенденции к обеднению языка. Огромное демо­рализующее влияние оказывает на несформировавшуюся лич­ность непрерывный поток телевизионных картинок.

Телевидение становится новой идеологией - единственным, что сегодня цементирует сознание нации. В советское время у наших людей выработался стереотип абсолютно некритическо­го восприятия любой информации, имеющей вид или характер официальной. И сейчас степень доверия СМИ достаточно высо­ка, хотя взрослые люди, сформировавшиеся как личности стали довольно скептически относиться к тому, что им предлагается с экранов телевизоров и страниц газет. Но это взрослые люди, сформировавшиеся как личности. А как же дети? Это подводит нас к такой проблеме, как влияние современных средств массо­вой информации на детей и подростков.

Каждый ребенок в семье и школе находится «под уда­ром» множества информационных потоков. Воздействие этих по­токов ни родители, ни учителя практически не в состоянии кон­тролировать, прогнозировать или учитывать. Поэтому так труд­но предсказать последствия их воздействия на психику ребенка. Традиционная российская авторитарность в передаче культуры сегодня накладывается на практически полную социальную ин­фантильность детей. А часто ли детям вообще предлагают заду­маться, можно ли изменить смысл информации, для чего это де­лается? Часто ли предлагается критически отнестись к социаль­ной информации, поразмыслить над ней?

Учебная информация занимает в общем информационном потоке все менее значительное место, а информация, поступающая из СМИ, - все большее.

Наблюдаются следующие тенденции:

1. СМИ берут на себя обучающие, просветительские функ­ции, но образовательные учреждения мало реагируют на дидак­тическую направленность материалов СМИ.

2. Время, проводимое школьниками перед телевизором или видео, количественно приближается или превосходит время, про­водимое в школе. Опасность таится в том, что дети могут вы­бирать только развлекательные программы и фильмы, избегая се­рьезные передачи. Это может привести к возникновению ин­формационного потока, который отгораживает ребенка от реаль­ного мира.

Наблюдаются изменения в речи детей под воздействием СМИ. Дети понимают далеко не все слова, которые они слышат по телевизору или читают в газетах. Также могут наблюдаться изменения и в мироощущении.

Как следствие, возникают коммуникативные трудности: де­тям трудно общаться и со своими сверстниками, и со взрослыми.

Если рассматривать взаимоотношения школьников с совре­менными средствами массовой коммуникации, то наблюдается следующее. При постоянном общении с экраном школьник пе­рестает адекватно ощущать реальную действительность, жизнь представляется ему такой, какую создают мультимедийные сред­ства массовой коммуникации (СМК).

Демонстрация телевидением «ужастиков», фильмов с на­силием может привести к опасным для общества последствиям. По комментариям специалистов, сейчас достаточно широко рас­пространена категория подростков с неустойчивой психикой, которые испытывают недостаток родительского внимания, и проблемы в отношениях с окружающими. Из реальности они ухо­дят в мир фантазий, отождествляя себя с героями фильмов. Такие подростки очень внушаемы, у них повышен уровень агрессии, которая может быть направлена на другого человека или на себя. И сколько бы ни говорили, что насилие на экране и насилие в реальной жизни - вещи друг с другом не связанные, существуют публикации, книги, кино и телефильмы, видеофильмы, реально усиливающие агрессию именно у таких подростков.

СМИ оказывают колоссальное влияние на интеллектуальное и духовное развитие современных детей, и этот факт нельзя иг­норировать.

При получении сообщения, передаваемого по коммуникатив­ным каналам, человек должен понимать скрытую составляющую сообщения. При использовании новых информационных техно­логий специалисты обратили внимание на возникновение свое­образной психической деформации личности обучаемого. При постоянном общении с экраном ребенок перестает ощущать реальную действительность, погружается в свой «микромир». В нем жизнь предстает не такой, какая она есть, а такой, какой ее со­здают средства массовой коммуникации.

В условиях школьного образования избежать этого позволяет выработка навыков кри­тического мышления - одна из целей медиаобразования, к дос­тижению которой следует стремиться наряду с достижением специфических целей различных учебных курсов. Необходимо также выработать у обучаемого умение находить разумное со­отношение пребывания в «микромире» и в реальной действи­тельности. Тот факт, что масс-медиа, как и любые другие СМИ, действуют подобно фильтру, отбирающему, компонующему и интерпретирующему информацию, требует существенного вни­мания. Поэтому возникает необходимость интеграции базового образования с медиаобразованием.

Проведенные исследования показывают, что в общеобразовательной школе крайне необходим курс «Медиакультура». Данная дисциплина является актуальной с точки зрения форми­рования у учащихся не только знаний о способах работы с ин­формацией, но и способности и умения применять эти знания в реальной жизни. Медиаобразование - новое направление в современной педаго­гике, выступающее за изучение школьниками закономернос­тей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и др.).

Оно ставит перед собой следующие цели и задачи:

1) обучение восприятию и переработке информации, переда­ваемой по каналам СМИ;

2) развитие критического мышления, умения понимать скры­тый смысл сообщения, противостоять манипулированию созна­нием со стороны СМИ;

3) включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;

4) формирование умений находить, передавать, готовить и принимать требуемую информацию, в том числе с использова­нием различного технического инструментария.

Цели медиаобразования ориентированы на приобретение учащимися знаний о коммуникациях и СМИ, адекватное пони­мание медиатекстов, использование средств коммуникации для творческого самовыражения.

Медиаобразовательные требования, умения, показывающие готовность школьника к дальнейшей работе с информацией и жизни в высокотехнологическом обществе, включают в себя:

- знание терминологии СМИ;

- умение пользоваться программными средствами, поисковы­ми системами и каталогами; целенаправленно находить нужную информацию; сохранять информацию и использовать ее в повседневной жизни; перерабатывать и представлять информацию;

- повышение уровня социальной активности.

Медиаобразование является одним из способов индивидуаль­ной информационной защиты. Если человек обучен целенаправ­ленному поиску информации, то он работает с ней осознанно, а не спонтанно. В этом случае полнее раскрывается потенциал информации и выше ее действенность. Освоение инструменталь­ных и медиаобразовательных навыков поднимает человека на новый уровень информационных и интеллектуальных возмож­ностей.

В рамках медиаобразования необходимо систематичес­ки работать со специалистами в сфере СМИ, то есть с журнали­стами, руководителями прессы и телевидения, чтобы избежать ситуаций, когда учителя говорят в чисто умозрительном плане о том, чего сами толком не знают и не понимают. Нам также пред­ставляется важным узнать от самих журналистов, что конкрет­но они предпринимали, чтобы получить ту или иную информа­цию, каковы условия их работы в организации.

Согласно широко публикуемым данным, сегодня в развитых странах более 40% учебных заведений активно используют в своей работе банки данных, электронные картотеки, телеком­муникационный обмен и т.п. Западная школа традиционно опи­рается на самостоятельную работу обучаемых. В настоящее вре­мя эта работа в значительной мере осуществляется с использованием новейших технических средств.

Медиаобразование - это скорее образование, которое позво­ляет объяснить учащимся, что такое средства коммуникации, медиа, как они функционируют, как создаются и распространя­ются сообщения, представляя собой совершенно особенный тип реконструкции действительности. Таким образом, работа медиаобразования состоит прежде всего в том, чтобы позво­лить школьникам понять, как средства массовой информации оказы­вают или, наоборот, не оказывают влияния на их восприятие дей­ствительности и как они сами могут внести свою лепту в конст­руирование этой реальности.

Работа в области медиаобразования состоит также в том, чтобы объяснить, какие предприятия производят информационную продукцию и как они функциониру­ют. Очень важно объяснить детям, что одни СМИ отличаются от других по тем или иным причинам. Важно показать, что дей­ствительность всегда многообразна, и это наглядно демонстри­рует медиа. Школьники должны осознать, что это относится ко всем социальным явлениям. Нужно продемонстрировать, что суще­ствует плюрализм идей, мнений, позиций и следует его уважать. Это еще одна плоскость соприкосновения медиаобразования с гражданской позицией воспитания.

Другое важное направление медиаобразования - сформиро­вать понимание того, как реконструируется действительность, т.е. каковы «коды», заложенные в печатной прессе, радио, теле­видении, и почему изображение, «картинка» совершенно иначе репрезентирует действительность, чем печатное слово. Труд­ность в том, что новое поколение родилось вместе с телевиде­нием, поэтому печатный текст уже не является для них приори­тетом при получении основной информации. Производство сво­их средств коммуникации детьми и подростками играет особую роль, так как позволяет лучше понять, как ребята воспринима­ют действительность, что они видят, какие позиции они прини­мают по отношению к своей каждодневной жизни и по отноше­нию к различным событиям.

В работе по медиаобразованию необходимо задуматься о том, что называется восприятием. Что запоминают и что понимают ребята, когда смотрят телевизион­ную программу, когда читают статью в газете, когда слушают радиопередачу? Что именно не ускользает от их внимания, как интегрируется эта информация в структуре их личности, какое влияние эта информация оказывает на их отношение к миру? Необходимо регулярно выявлять уровень понимания детьми того или иного события, выяснять, что конкретно школьники узнают из СМИ.

В условиях школьного медиаобразования усиливается моти­вация учащихся, развиваются их речь, память, системное мыш­ление, а также творческие и коммуникативные способности, то есть вырабатываются так называемые общеучебные, общекуль­турные умения. Наряду с этим достигаются самоценные цели медиаобразования.

Обучаемый должен критически относиться к достоверности предлагаемой информации, анализировать и проверять ее, преж­де чем запомнить.

Актуальной является выработка у школьников необходимых в будущем пользовательских навыков в области медиа (напри­мер, обращение с компьютером и электронной почтой). Однако современные средства обучения следует использовать в сочета­нии с традиционными техническими средствами обучения.

При внедрении в школе курса «Медиакультура» и организа­ции школьной газеты можно использовать следующие методы оценки достижений обучаемых:

1) проведение среди школьников, участвующих в проекте, социологических опросов или анкетирования, связанных с ин­тересом обучаемых к медиаобразованию, желанием и возмож­ностью приобрести знания, относящиеся к медиаобразованию;

2) наблюдения руководителей проекта за поведением школь­ников;

3) творческие работы обучаемых;

4) «Ассоциативные тесты», когда обучаемым предлагается перечень понятий из сферы медиаобразования с просьбой напи­сать к каждому понятию слова, связанные с ним ассоциативно.

5) использование средств оценки, способных формировать лич­ностную рефлексию обучаемых. Например, написание творчес­ких и просто отчетов по итогам определенного периода обуче­ния, в которых содержится самонаблюдение, самостоятельная оценка достигнутых результатов и описание впечатлений от ра­боты.

Было бы очень полезно предложить учащимся завести свое­го рода психологический или творческий дневник, в который бы вносились конспекты занятий, различные выписки из прочитан­ной литературы, цитаты, впечатления по поводу работы в рам­ках проекта.

Выбор конкретных форм работы зависит от творческой фан­тазии преподавателя и материально-технической базы, находя­щейся в его распоряжении.

Можно использовать следующие идеи:

1) предоставить классу создать свой собственный фильм по мотивам популярного детского мультсериала. Дети пишут сце­нарий, играют роли, придумывают трюки и спецэффекты, уча­ствуют во всех этапах съемки и монтажа;

2) провести конкурс киносценариев среди школьников и из­дать их в виде отдельной книги или брошюры;

3) разработать учебно-методический курс, который бы вклю­чал в себя видеокассету с фрагментами популярного молодеж­ного или детского сериала, брошюру с его подробным разбором и комплект бланков и раздаточного материала для анализа школь­никами фильма, героев и сюжетов;

4) предложить ученикам создать свой фильм о жизни или ис­тории школы, осуществить небольшое исследование с помощью камеры;

5) после просмотра программы (фильма) прак­тиковать написание свободного текста об ощущениях, мыслях, эмоциях, возникающих в процессе просмотра. В этом задании нет вопросов, предварительно заданных преподавателем, что спо­собствует формированию личной рефлексии;

6) использовать традиционные психологические игры и тренинги в сочетании с современными техническими средствами.

Например, объединение конфликтологии, компьютера и Интер­нета. Одновременно с психологическими тренингами, направ­ленными на снижение агрессивности и поиск путей бесконф­ликтного общения, можно вести обучение целенаправленному поиску информации в Интернет по разрабатываемой теме. Ре­зультаты и полученный опыт дети оформляют в виде своей WEB-странички или небольшого сайта, которые публикуются в Интернет;

7) учитель литературы может дать задание рассмотреть жанрово-стилистические особенности сетевой литературы;

8) написать сочинение или реферат с использованием инфор­мации из Интернет, со сканированными таблицами и другими ил­люстрациями;

9) выпустить школьную газету с помощью компьютера, где все делается самими ребятами. Работа с учащимися в рамках данного курса должна вестись не только в области работы с ин­формацией, но и включать в себя ряд психологических упраж­нений и тренингов. Эти упражнения должны способствовать вы­работке умений работать с информацией.

Психологическая работа в рамках пред­лагаемого курса должна вестись по таким направлениям, как развитие у обучаемых уверенности в себе, развитие навыков общения, умения «слышать» других, что должно значительно способствовать развитию понимания истинной направленности и содержания информации. Помимо этого необходимо работать над выработкой умения выступать перед аудиторией, что долж­но не только развивать память, мышление и умение связно из­лагать свои мысли, но и способствовать повышению успевае­мости по предметам школьной программы.

Основная задача курса - помочь обучаемым разобраться в себе, научиться работать над собой, развивать себя и искать в окружающей действительности то, что может способствовать этому.

Телевидению в качестве источника информа­ции отдают предпочтение большинство опрошенных. Интересен тот факт, что процент студентов, старающихся получать ин­формацию из нескольких источников, значительно выше, чем школьников (74,5% и 44,9 % соответственно). Очень небольшой процент респондентов (17% студентов и 10% школьников) считают, что хорошо умеют работать на компьютере, т.е. мож­но считать, что их уровень компьютерной грамотности доста­точно высок. Подавляющее большинство респондентов обуча­лись в школе работе на компьютере, но отметили, что в школе, где они учились, был плохо оборудованный компьютерный класс (88,2% студентов и 83,7% школьников). Очень незначителен процент тех, кто довольно часто пользуется услугами Интернет (5,9% студентов и лишь 2,4% школьников).

Немного больше количество тех, кто при необходимости может быстро и целе­направленно найти в Интернет нужную информацию. Что каса­ется отношения опрашиваемых к средствам массовой информа­ции, то подавляющее большинство школьников доверяет инфор­мации, поступающей из СМИ. Таковых 85,7%. Студенты более сдержанны в своих ответах, доверяют СМИ лишь 27,5%, а 58,8% предпочли дать уклончивый ответ. При этом очень высок процент тех, кто считает, что СМИ манипулируют сознанием аудитории. Среди студентов такое мнение высказали 86,3%, а среди школьников 81,6% опрошенных.

Согласно полученным данным, большая часть респондентов использует в повседнев­ной жизни и учебной деятельности получаемую из СМИ инфор­мацию. 83,7% школьников и 84,4% студентов считают себя ус­тойчивыми к восприятию поступающей из СМИ негативной информации, при этом 79,6% школьников и 70,6% студентов полагают, что нужно разъяснять школьникам принципы и осо­бенности воздействия СМИ на психику и сознание аудитории.

Переходный возраст относится к критическому, этот отрезок жизни связан с мучительным, напряженным поиском основ жизненных целей и выработкой главных жизненных ценностей. При этом у подростков наблюдается тяжелая ломка характера. В этом возрасте дети особенно подвержены негативному влиянию, поскольку зачастую в семье или школе им не хватает положи­тельного авторитета, примера для подражания, их не заинтере­совали чем-то полезным, не привлекли к созидательной и кон­структивной деятельности.

Довольно значительный процент подростков испытывает коммуникативные трудности. Общение зачастую носит поверхностный характер, на нем лежит печать агрессивности, соперниче­ства. Подростки явно конфликтны по отношению к родителям и другим взрослым, а также друг к другу. Не стоит забывать о том, что многие взрослые люди имеют трудности в организации и выполнении корпоративной работы, они зачастую не способ­ны устанавливать контакты с людьми. Причины этого явления нужно искать в том, как они вели себя в схожих ситуациях в подростковом возрасте.

Многие подростки испытывают трудности, когда им надо выступать перед аудиторией. Им легче получить плохую отмет­ку, вовсе не начиная отвечать, ибо они полагают, что все равно окажутся не в состоянии связно изложить свои мысли или боят­ся сказать «что-то не то».

Значительное число подростков проявляет агрессивность именно из-за неуверенности в себе или заниженной самооценки.

Однако есть такие дети, в поведении которых замечается конфликтность и агрессивность по причине того, что они ста­вят себя выше остальных. У таких подростков также наблю­дается низкий уровень качества установления взаимоотноше­ний с окружающими, неспособность выполнять работу в груп­пе.

Наблюдаемая неуверенность не позволяет многим способ­ным детям «подать себя», объективно оценить свои достоинства и умения, что в свою очередь в будущем может помешать им сделать карьеру, найти хорошую работу и наиболее полно реа­лизовать себя на профессиональном поприще. Сейчас в услови­ях рыночной экономики, жесткой конкурентной борьбы на российском рынке труда просто необходимо помочь детям найти свое место и осознать собственные возможности и помочь им определить способ их наилучшего применения.

Таким образом, семья и школа обладают огромными воз­можностями для того, чтобы помочь новому поколению подго­товиться к жизни в современном высокотехнологичном обще­стве, где информация является одной из главнейших и важней­ших категорий. Научить детей и подростков работать с информацией непосредственно в семье и школе - значит освободить их от возможного пагубного влияния СМИ и средств массовой коммуникации на сознание. Тем самым можно будет сделать так, что человек будет манипулиро­вать получаемой из СМИ информацией, а не наоборот. Человек, подвергающийся нежелательному воздействию масс-медиа, должен быть надежно защищен от возможного негативного воздействия, но в то же время он должен уметь ак­тивно пользоваться огромным информационным потенци­алом современных средств массовой коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: