Современная эпоха характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий, в том числе и в сфере образования. Все большее число работающих занято подготовкой, передачей и обработкой информации. Возникновение глобальной и интерактивной системы коммуникаций, широкое проникновение средств массовой информации (СМИ) в жизнь многих слоев общества порождают проблему образования, направленного на развитие критического мышления, включая умение анализировать информацию разного рода.
Современный рынок СМИ переполнен информацией. Наблюдаются значительные трудности в осуществлении контроля за коммуникационными и информационными потоками. Девизом журналистики становится адаптация к потребностям аудитории. Информация при транслировании передается журналистами без критического осмысления и переработки. Огромные потоки информации не улучшают ни понимания происходящих процессов, ни взаимопонимания слушателей и зрителей между собой относительно их. Усугубляются тенденции к обеднению языка. Огромное деморализующее влияние оказывает на несформировавшуюся личность непрерывный поток телевизионных картинок.
|
|
Телевидение становится новой идеологией - единственным, что сегодня цементирует сознание нации. В советское время у наших людей выработался стереотип абсолютно некритического восприятия любой информации, имеющей вид или характер официальной. И сейчас степень доверия СМИ достаточно высока, хотя взрослые люди, сформировавшиеся как личности стали довольно скептически относиться к тому, что им предлагается с экранов телевизоров и страниц газет. Но это взрослые люди, сформировавшиеся как личности. А как же дети? Это подводит нас к такой проблеме, как влияние современных средств массовой информации на детей и подростков.
Каждый ребенок в семье и школе находится «под ударом» множества информационных потоков. Воздействие этих потоков ни родители, ни учителя практически не в состоянии контролировать, прогнозировать или учитывать. Поэтому так трудно предсказать последствия их воздействия на психику ребенка. Традиционная российская авторитарность в передаче культуры сегодня накладывается на практически полную социальную инфантильность детей. А часто ли детям вообще предлагают задуматься, можно ли изменить смысл информации, для чего это делается? Часто ли предлагается критически отнестись к социальной информации, поразмыслить над ней?
|
|
Учебная информация занимает в общем информационном потоке все менее значительное место, а информация, поступающая из СМИ, - все большее.
Наблюдаются следующие тенденции:
1. СМИ берут на себя обучающие, просветительские функции, но образовательные учреждения мало реагируют на дидактическую направленность материалов СМИ.
2. Время, проводимое школьниками перед телевизором или видео, количественно приближается или превосходит время, проводимое в школе. Опасность таится в том, что дети могут выбирать только развлекательные программы и фильмы, избегая серьезные передачи. Это может привести к возникновению информационного потока, который отгораживает ребенка от реального мира.
Наблюдаются изменения в речи детей под воздействием СМИ. Дети понимают далеко не все слова, которые они слышат по телевизору или читают в газетах. Также могут наблюдаться изменения и в мироощущении.
Как следствие, возникают коммуникативные трудности: детям трудно общаться и со своими сверстниками, и со взрослыми.
Если рассматривать взаимоотношения школьников с современными средствами массовой коммуникации, то наблюдается следующее. При постоянном общении с экраном школьник перестает адекватно ощущать реальную действительность, жизнь представляется ему такой, какую создают мультимедийные средства массовой коммуникации (СМК).
Демонстрация телевидением «ужастиков», фильмов с насилием может привести к опасным для общества последствиям. По комментариям специалистов, сейчас достаточно широко распространена категория подростков с неустойчивой психикой, которые испытывают недостаток родительского внимания, и проблемы в отношениях с окружающими. Из реальности они уходят в мир фантазий, отождествляя себя с героями фильмов. Такие подростки очень внушаемы, у них повышен уровень агрессии, которая может быть направлена на другого человека или на себя. И сколько бы ни говорили, что насилие на экране и насилие в реальной жизни - вещи друг с другом не связанные, существуют публикации, книги, кино и телефильмы, видеофильмы, реально усиливающие агрессию именно у таких подростков.
СМИ оказывают колоссальное влияние на интеллектуальное и духовное развитие современных детей, и этот факт нельзя игнорировать.
При получении сообщения, передаваемого по коммуникативным каналам, человек должен понимать скрытую составляющую сообщения. При использовании новых информационных технологий специалисты обратили внимание на возникновение своеобразной психической деформации личности обучаемого. При постоянном общении с экраном ребенок перестает ощущать реальную действительность, погружается в свой «микромир». В нем жизнь предстает не такой, какая она есть, а такой, какой ее создают средства массовой коммуникации.
В условиях школьного образования избежать этого позволяет выработка навыков критического мышления - одна из целей медиаобразования, к достижению которой следует стремиться наряду с достижением специфических целей различных учебных курсов. Необходимо также выработать у обучаемого умение находить разумное соотношение пребывания в «микромире» и в реальной действительности. Тот факт, что масс-медиа, как и любые другие СМИ, действуют подобно фильтру, отбирающему, компонующему и интерпретирующему информацию, требует существенного внимания. Поэтому возникает необходимость интеграции базового образования с медиаобразованием.
Проведенные исследования показывают, что в общеобразовательной школе крайне необходим курс «Медиакультура». Данная дисциплина является актуальной с точки зрения формирования у учащихся не только знаний о способах работы с информацией, но и способности и умения применять эти знания в реальной жизни. Медиаобразование - новое направление в современной педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и др.).
|
|
Оно ставит перед собой следующие цели и задачи:
1) обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ;
2) развитие критического мышления, умения понимать скрытый смысл сообщения, противостоять манипулированию сознанием со стороны СМИ;
3) включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
4) формирование умений находить, передавать, готовить и принимать требуемую информацию, в том числе с использованием различного технического инструментария.
Цели медиаобразования ориентированы на приобретение учащимися знаний о коммуникациях и СМИ, адекватное понимание медиатекстов, использование средств коммуникации для творческого самовыражения.
Медиаобразовательные требования, умения, показывающие готовность школьника к дальнейшей работе с информацией и жизни в высокотехнологическом обществе, включают в себя:
- знание терминологии СМИ;
- умение пользоваться программными средствами, поисковыми системами и каталогами; целенаправленно находить нужную информацию; сохранять информацию и использовать ее в повседневной жизни; перерабатывать и представлять информацию;
- повышение уровня социальной активности.
Медиаобразование является одним из способов индивидуальной информационной защиты. Если человек обучен целенаправленному поиску информации, то он работает с ней осознанно, а не спонтанно. В этом случае полнее раскрывается потенциал информации и выше ее действенность. Освоение инструментальных и медиаобразовательных навыков поднимает человека на новый уровень информационных и интеллектуальных возможностей.
В рамках медиаобразования необходимо систематически работать со специалистами в сфере СМИ, то есть с журналистами, руководителями прессы и телевидения, чтобы избежать ситуаций, когда учителя говорят в чисто умозрительном плане о том, чего сами толком не знают и не понимают. Нам также представляется важным узнать от самих журналистов, что конкретно они предпринимали, чтобы получить ту или иную информацию, каковы условия их работы в организации.
|
|
Согласно широко публикуемым данным, сегодня в развитых странах более 40% учебных заведений активно используют в своей работе банки данных, электронные картотеки, телекоммуникационный обмен и т.п. Западная школа традиционно опирается на самостоятельную работу обучаемых. В настоящее время эта работа в значительной мере осуществляется с использованием новейших технических средств.
Медиаобразование - это скорее образование, которое позволяет объяснить учащимся, что такое средства коммуникации, медиа, как они функционируют, как создаются и распространяются сообщения, представляя собой совершенно особенный тип реконструкции действительности. Таким образом, работа медиаобразования состоит прежде всего в том, чтобы позволить школьникам понять, как средства массовой информации оказывают или, наоборот, не оказывают влияния на их восприятие действительности и как они сами могут внести свою лепту в конструирование этой реальности.
Работа в области медиаобразования состоит также в том, чтобы объяснить, какие предприятия производят информационную продукцию и как они функционируют. Очень важно объяснить детям, что одни СМИ отличаются от других по тем или иным причинам. Важно показать, что действительность всегда многообразна, и это наглядно демонстрирует медиа. Школьники должны осознать, что это относится ко всем социальным явлениям. Нужно продемонстрировать, что существует плюрализм идей, мнений, позиций и следует его уважать. Это еще одна плоскость соприкосновения медиаобразования с гражданской позицией воспитания.
Другое важное направление медиаобразования - сформировать понимание того, как реконструируется действительность, т.е. каковы «коды», заложенные в печатной прессе, радио, телевидении, и почему изображение, «картинка» совершенно иначе репрезентирует действительность, чем печатное слово. Трудность в том, что новое поколение родилось вместе с телевидением, поэтому печатный текст уже не является для них приоритетом при получении основной информации. Производство своих средств коммуникации детьми и подростками играет особую роль, так как позволяет лучше понять, как ребята воспринимают действительность, что они видят, какие позиции они принимают по отношению к своей каждодневной жизни и по отношению к различным событиям.
В работе по медиаобразованию необходимо задуматься о том, что называется восприятием. Что запоминают и что понимают ребята, когда смотрят телевизионную программу, когда читают статью в газете, когда слушают радиопередачу? Что именно не ускользает от их внимания, как интегрируется эта информация в структуре их личности, какое влияние эта информация оказывает на их отношение к миру? Необходимо регулярно выявлять уровень понимания детьми того или иного события, выяснять, что конкретно школьники узнают из СМИ.
В условиях школьного медиаобразования усиливается мотивация учащихся, развиваются их речь, память, системное мышление, а также творческие и коммуникативные способности, то есть вырабатываются так называемые общеучебные, общекультурные умения. Наряду с этим достигаются самоценные цели медиаобразования.
Обучаемый должен критически относиться к достоверности предлагаемой информации, анализировать и проверять ее, прежде чем запомнить.
Актуальной является выработка у школьников необходимых в будущем пользовательских навыков в области медиа (например, обращение с компьютером и электронной почтой). Однако современные средства обучения следует использовать в сочетании с традиционными техническими средствами обучения.
При внедрении в школе курса «Медиакультура» и организации школьной газеты можно использовать следующие методы оценки достижений обучаемых:
1) проведение среди школьников, участвующих в проекте, социологических опросов или анкетирования, связанных с интересом обучаемых к медиаобразованию, желанием и возможностью приобрести знания, относящиеся к медиаобразованию;
2) наблюдения руководителей проекта за поведением школьников;
3) творческие работы обучаемых;
4) «Ассоциативные тесты», когда обучаемым предлагается перечень понятий из сферы медиаобразования с просьбой написать к каждому понятию слова, связанные с ним ассоциативно.
5) использование средств оценки, способных формировать личностную рефлексию обучаемых. Например, написание творческих и просто отчетов по итогам определенного периода обучения, в которых содержится самонаблюдение, самостоятельная оценка достигнутых результатов и описание впечатлений от работы.
Было бы очень полезно предложить учащимся завести своего рода психологический или творческий дневник, в который бы вносились конспекты занятий, различные выписки из прочитанной литературы, цитаты, впечатления по поводу работы в рамках проекта.
Выбор конкретных форм работы зависит от творческой фантазии преподавателя и материально-технической базы, находящейся в его распоряжении.
Можно использовать следующие идеи:
1) предоставить классу создать свой собственный фильм по мотивам популярного детского мультсериала. Дети пишут сценарий, играют роли, придумывают трюки и спецэффекты, участвуют во всех этапах съемки и монтажа;
2) провести конкурс киносценариев среди школьников и издать их в виде отдельной книги или брошюры;
3) разработать учебно-методический курс, который бы включал в себя видеокассету с фрагментами популярного молодежного или детского сериала, брошюру с его подробным разбором и комплект бланков и раздаточного материала для анализа школьниками фильма, героев и сюжетов;
4) предложить ученикам создать свой фильм о жизни или истории школы, осуществить небольшое исследование с помощью камеры;
5) после просмотра программы (фильма) практиковать написание свободного текста об ощущениях, мыслях, эмоциях, возникающих в процессе просмотра. В этом задании нет вопросов, предварительно заданных преподавателем, что способствует формированию личной рефлексии;
6) использовать традиционные психологические игры и тренинги в сочетании с современными техническими средствами.
Например, объединение конфликтологии, компьютера и Интернета. Одновременно с психологическими тренингами, направленными на снижение агрессивности и поиск путей бесконфликтного общения, можно вести обучение целенаправленному поиску информации в Интернет по разрабатываемой теме. Результаты и полученный опыт дети оформляют в виде своей WEB-странички или небольшого сайта, которые публикуются в Интернет;
7) учитель литературы может дать задание рассмотреть жанрово-стилистические особенности сетевой литературы;
8) написать сочинение или реферат с использованием информации из Интернет, со сканированными таблицами и другими иллюстрациями;
9) выпустить школьную газету с помощью компьютера, где все делается самими ребятами. Работа с учащимися в рамках данного курса должна вестись не только в области работы с информацией, но и включать в себя ряд психологических упражнений и тренингов. Эти упражнения должны способствовать выработке умений работать с информацией.
Психологическая работа в рамках предлагаемого курса должна вестись по таким направлениям, как развитие у обучаемых уверенности в себе, развитие навыков общения, умения «слышать» других, что должно значительно способствовать развитию понимания истинной направленности и содержания информации. Помимо этого необходимо работать над выработкой умения выступать перед аудиторией, что должно не только развивать память, мышление и умение связно излагать свои мысли, но и способствовать повышению успеваемости по предметам школьной программы.
Основная задача курса - помочь обучаемым разобраться в себе, научиться работать над собой, развивать себя и искать в окружающей действительности то, что может способствовать этому.
Телевидению в качестве источника информации отдают предпочтение большинство опрошенных. Интересен тот факт, что процент студентов, старающихся получать информацию из нескольких источников, значительно выше, чем школьников (74,5% и 44,9 % соответственно). Очень небольшой процент респондентов (17% студентов и 10% школьников) считают, что хорошо умеют работать на компьютере, т.е. можно считать, что их уровень компьютерной грамотности достаточно высок. Подавляющее большинство респондентов обучались в школе работе на компьютере, но отметили, что в школе, где они учились, был плохо оборудованный компьютерный класс (88,2% студентов и 83,7% школьников). Очень незначителен процент тех, кто довольно часто пользуется услугами Интернет (5,9% студентов и лишь 2,4% школьников).
Немного больше количество тех, кто при необходимости может быстро и целенаправленно найти в Интернет нужную информацию. Что касается отношения опрашиваемых к средствам массовой информации, то подавляющее большинство школьников доверяет информации, поступающей из СМИ. Таковых 85,7%. Студенты более сдержанны в своих ответах, доверяют СМИ лишь 27,5%, а 58,8% предпочли дать уклончивый ответ. При этом очень высок процент тех, кто считает, что СМИ манипулируют сознанием аудитории. Среди студентов такое мнение высказали 86,3%, а среди школьников 81,6% опрошенных.
Согласно полученным данным, большая часть респондентов использует в повседневной жизни и учебной деятельности получаемую из СМИ информацию. 83,7% школьников и 84,4% студентов считают себя устойчивыми к восприятию поступающей из СМИ негативной информации, при этом 79,6% школьников и 70,6% студентов полагают, что нужно разъяснять школьникам принципы и особенности воздействия СМИ на психику и сознание аудитории.
Переходный возраст относится к критическому, этот отрезок жизни связан с мучительным, напряженным поиском основ жизненных целей и выработкой главных жизненных ценностей. При этом у подростков наблюдается тяжелая ломка характера. В этом возрасте дети особенно подвержены негативному влиянию, поскольку зачастую в семье или школе им не хватает положительного авторитета, примера для подражания, их не заинтересовали чем-то полезным, не привлекли к созидательной и конструктивной деятельности.
Довольно значительный процент подростков испытывает коммуникативные трудности. Общение зачастую носит поверхностный характер, на нем лежит печать агрессивности, соперничества. Подростки явно конфликтны по отношению к родителям и другим взрослым, а также друг к другу. Не стоит забывать о том, что многие взрослые люди имеют трудности в организации и выполнении корпоративной работы, они зачастую не способны устанавливать контакты с людьми. Причины этого явления нужно искать в том, как они вели себя в схожих ситуациях в подростковом возрасте.
Многие подростки испытывают трудности, когда им надо выступать перед аудиторией. Им легче получить плохую отметку, вовсе не начиная отвечать, ибо они полагают, что все равно окажутся не в состоянии связно изложить свои мысли или боятся сказать «что-то не то».
Значительное число подростков проявляет агрессивность именно из-за неуверенности в себе или заниженной самооценки.
Однако есть такие дети, в поведении которых замечается конфликтность и агрессивность по причине того, что они ставят себя выше остальных. У таких подростков также наблюдается низкий уровень качества установления взаимоотношений с окружающими, неспособность выполнять работу в группе.
Наблюдаемая неуверенность не позволяет многим способным детям «подать себя», объективно оценить свои достоинства и умения, что в свою очередь в будущем может помешать им сделать карьеру, найти хорошую работу и наиболее полно реализовать себя на профессиональном поприще. Сейчас в условиях рыночной экономики, жесткой конкурентной борьбы на российском рынке труда просто необходимо помочь детям найти свое место и осознать собственные возможности и помочь им определить способ их наилучшего применения.
Таким образом, семья и школа обладают огромными возможностями для того, чтобы помочь новому поколению подготовиться к жизни в современном высокотехнологичном обществе, где информация является одной из главнейших и важнейших категорий. Научить детей и подростков работать с информацией непосредственно в семье и школе - значит освободить их от возможного пагубного влияния СМИ и средств массовой коммуникации на сознание. Тем самым можно будет сделать так, что человек будет манипулировать получаемой из СМИ информацией, а не наоборот. Человек, подвергающийся нежелательному воздействию масс-медиа, должен быть надежно защищен от возможного негативного воздействия, но в то же время он должен уметь активно пользоваться огромным информационным потенциалом современных средств массовой коммуникации.