Детство как предмет науки 7 страница

Вторая стадия развития личности, по Э. Эриксону,
состоит в формировании и отстаивании ребенком своей
автономии и независимости. Она начинается с того мо-
мента, как ребенок начинает ходить. На этой стадии зона
получения удовольствия связана с анусом. Анальная зона
создает два противоположных модуса — модус удержания
и модус расслабления. Общество, придавая особое значе-
ние приучению ребенка к опрятности, создает условия
для доминирования этих модусов, их отрыва от своего
органа и преобразования в такие модальности поведения,
как сохранение и уничтожение. Борьба за «сфинктерный
контроль» в результате придаваемого ему значения со
стороны общества преобразуется в борьбу за овладение
своими двигательными возможностями, за утверждение
своего нового, автономного «Я». Возрастающее чувство
самостоятельности не должно подрывать сложившегося
базового доверия к миру.

Контроль со стороны родителей позволяет сохранить
это чувство через ограничение растущих желаний ребен-
ка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы
проверяет силу своих новых возможностей.

«Внешняя твердость должна предохранять ребенка от
потенциальной анархии со стороны еще не тренирован-
ного чувства различения, его неспособности осторожно
удерживать и отпускать», — пишет Э. Эриксон. Эти огра-


ничения, в свою очередь, создают основу для негативно-
го чувства стыда и сомнения.

Появление чувства стыда, по мнению Э. Эриксона, свя-
зано с возникновением- самосознания, ибо стыд предполага-
ет, что субъект полностью выставлен на общее обозрение, и
он понимает свое положение. «Тот, кто переживает стьзд
хотел бы заставить весь мир не смотреть на него, не заме-
чать его «нагота». Он хотел бы ослепить весь мир. Или же,
напротив, он сам желает стать невидимым». Наказания и
пристыживания ребенка за плохие поступки приводят к
ощущению того, что «глаза мира смотрят на него». «Ребенок
хотел бы принудить весь мир не смотреть на него», но это
невозможно. Поэтому социальное неодобрение его поступ-
ков формирует у ребенка «внутренние глаза мира» — стьщ за
свои ошибки. По словам Э. Эриксона, «сомнение есть брат
стыда». Сомнение связано с осознанием того, что собствен-
ное тело имеет переднюю и заднюю сторону - спину. Спи-
на недоступна зрению самого ребенка и полностью подчи-
нена воле других людей, которые могут ограничить его
стремление к автономии. Они называют «плохими» те
функции кишечника, которые самому ребенку доставляют
удовольствие и облегчение. Отсюда все, что в последующей
жизни человек оставляет позади, создает основания для
сомнений и иррациональных страхов.

Борьба чувства независимости против стыда и сом-
нения приводит к установлению соотношения между
способностью сотрудничать с другими людьми и настаи-
вать на своем, между свободой самовыражения и ее огра-
ничением, В конце стадии складывается подвижное рав-
новесие между этими противоположностями. Оно будет
положительным, если родители и близкие взрослые не
будут, управляя ребенком чрезмерно, подавлять его стре-
мление к автономии. «Из чувства самоконтроля при со-
хранении положительной самооценки происходит устой-
чивое чувство доброжелательности и гордости; из чувства
утраты самоконтроля и чужеродного внешнего контроля
рождается устойчивая склонность к сомнению и стыду».

Модусы вторжения и включения создают новые мо-
дальности поведения на третьей, инфантильно-гени-
тальной стадии развития личности. «Вторжение в про-
странство посредством энергичных перемещений, в дру-

д;е тела посредством физического нападения, в уши и
дущи других людей посредством агрессивных звуков, в
неизвестное посредством снедающего любопытства», —
таков, по описанию Э. Эриксона, дошкольник на одном
полюсе своих поведенческих реакций, тогда как на дру-
гом он восприимчив к окружающему, готов устанавли-
вать нежные и заботливые отношения со сверстниками и
маленькими детьми. У 3. Фрейда эта стадия носит назва-
ние фаллической, или эдиповой. По мнению Э. Эрик-
сона, интерес ребенка к своим гениталиям, осознание
своей половой принадлежности и стремление занять мес-
то отца (матери) в отношениях с родителями противопо-
ложного пола — лишь частный момент развития ребенка
в этот период. Ребенок жадно и активно познает окру-
жающий мир; в игре, создавая воображаемые, модели-
рующие ситуации, ребенок совместно со сверстниками
осваивает «экономический этос культуры», то есть си-
стему отношений между людьми в процессе производ-
ства. В результате этого у ребенка формируется желание
включиться в реальную совместную со взрослыми дея-
тельность, выйти из роли маленького. Но взрослые оста-
ются для ребенка всемогущими и непостижимыми, они
могут пристыживать и наказывать. В этом клубке проти-
воречий должны сформироваться качества активной
предприимчивости и инициативы.

Чувство инициативности, по мнению Э. Эриксона,
имеет всеобщий характер. «Само слово инициативность, —
пишет Э. Эриксон, — для многих имеет американский и
предпринимательский оттенок. Тем не менее, инициа-
тивность является необходимым аспектом любого дей-
ствия, и инициативность необходима людям во всем, чем
они занимаются и чему учатся, начиная от собирания
плодов и кончая системой свободного предприниматель-
ства».

Агрессивное поведение ребенка неизбежно влечет за
собой ограничение инициативы и появление чувства ви-
ны и тревожности. Так, по Э. Эриксону, закладываются
новые внутренние инстанции поведения — совесть и мо-
ральная ответственность за свои мысли и действия.
Именно на этой стадии развития, как ни на какой дру-
гой, ребенок готов быстро и жадно учиться. «Он может и

F3


хочет совместно действовать, объединяться с другими
детьми для целей конструирования и планирования, и он
же стремится извлекать пользу от общения со своим учи-
телем и готов превзойти любой идеальный прототип».

Четвертую стадию развития личности, которую пси-
хоанализ называет «латентным» периодом, а Э. Эрик-
сон — временем «психосексуального моратория», харак-
теризует определенная дремотность инфантильной сексу-
альности и отсрочка генитальной зрелости, необходимая
для того, чтобы будущий взрослый человек научился тех-
ническим и социальным основам трудовой деятельности.
Школа в систематическом виде приобщает ребенка к
знаниям о будущей трудовой деятельности, передает в
специально организованной форме «технологический
этос» культуры, формирует трудолюбие. На этой стадии
ребенок учится любить учиться и учится наиболее само-
отверженно тем типам техники, которые соответствуют
данному обществу.

Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии,
состоит в чувствах неадекватности и неполноценности.
«Ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей
неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на
посредственность или неадекватность». Если в благопри-
ятных случаях фигуры отца и матери, их значимость для
ребенка отходят на второй план, то при появлении
чувства своего несоответствия требованиям школы семья
вновь становится убежищем для ребенка.

Э. Эриксон подчеркивает, что на каждой стадии раз-
вивающийся ребенок должен приходить к жизненно
важному для него чувству собственной состоятельности и
его не должна удовлетворять безответственная похвала
или снисходительное одобрение. Его эгоидентичность
достигает реальной силы только тогда, когда он пони-
мает, что его достижения проявляются в тех сферах жиз-
ни, которые значимы для данной культуры.

Пятую стадию в развитии личности характеризует
самый глубокий жизненный кризис. Детство подходит к
концу. Завершение этого большого этапа жизненного
пути характеризуется формированием первой цельной
формы эго-идентичности. Три линии развития приводят
к этому кризису: это бурный физический рост и половое

созревание («физиологическая революция»); озабочен-
ность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой
представляю»; необходимость найти свое профессио-
нальное призвание, отвечающее приобретенным умени-
ям, индивидуальным способностям и требованиям об-
щества. В подростковом кризисе идентичности заново
встают все пройденные критические моменты развития.
Подросток теперь должен решить все старые задачи
сознательно и с внутренней убежденностью, что именно
такой выбор значим для него и для общества. Тогда со-
циальное доверие к миру, самостоятельность, инициа-
тивность, освоенные умения создадут новую целостность
личности.

Юношеский возраст — наиболее важный период раз-
вития, на который приходится основной кризис иден-
тичности. За ним следуют либо обретение «взрослой иден-
тичности», либо задержка в развитии, то есть «диффузия
идентичности».

Интервал между юностью и взрослым состоянием,
когда молодой человек стремится (путем проб и ошибок)
найти свое место в обществе, Э. Эриксон назвал
«психическим мораторием». Острота этого кризиса зависит
как от степени разрешенности более ранних кризисов
(доверия, независимости, активности и др.), так и от
всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный
кризис ведет к состоянию острой диффузии идентич-
ности, составляет основу специальной патологии юноше-
ского возраста. Синдром патологии идентичности по
Э. Эриксону: регрессия к инфантильному уровню и же-
лание как можно дольше отсрочить обретение взрослого
статуса; смутное, но устойчивое состояние тревоги; чув-
ство изоляции и опустошенности; постоянное пребыва-
ние в состоянии чего-то такого, что сможет изменить
жизнь; страх перед личным общением и неспособность
эмоционально воздействовать на лиц другого пола; враж-
дебность и презрение ко всем признанным обществен-
ным ролям, вплоть до мужских и женских («унисекс»);

презрение ко всему отечественному и иррациональное
предпочтение всего иностранного (по принципу «хорошо
там, где нас нет»). В крайних случаях имеет место поиск


негативной идентичности, стремление «стать ничем» кау
единственный способ самоутверждения.

Отметим еще несколько важных наблюдений Э. Эрик-
сона, относящихся к периоду юности. Влюбленность
возникающая в этом возрасте, по мнению Э. Эриксона'
первоначально не носит сексуального характера. «В зна^
чительной степени юношеская влюбленность есть по-
пытка прийти к определению собственной идентичности
путем проекции собственного первоначально не отчетли-
вого образа на кого-то другого и лицезрения его уже в
отраженном и проясненном виде. Вот почему проявление
юношеской влюбленности во многом сводится к разгово-
рам», — писал он. По логике развития личности молодым
людям присущи избирательность в общении и жесто-
кость по отношению ко всем «чужакам», отличающимся
социальным происхождением, вкусами или способностя-
ми. «Часто специальные детали костюма или особые жес-
ты временно избираются в качестве знаков, помогающих
отличать «своего» от «чужака»;... такая нетерпимость
является защитой для чувства собственной идентичности
от обезличивания и смешения».

Становление эго-идентичности позволяет молодому
человеку перейти на шестую стадию развития, содержа-
ние которой — поиск спутника жизни, желание тесного
сотрудничества с другими, стремление к близким друже-
ским связям с членами своей социальной группы. Моло-
дой человек не боится теперь утраты своего «Я» и обез-
личивания. Достижения предыдущей стадии позволяют
ему, как пишет Э. Эриксон, «с готовностью и желанием
смешивать свою идентичность с другими». Основой стрем-
ления к сближению с окружающими служит полное овла-
дение главными модальностями поведения. Уже не модус
какого-то органа диктует содержание развития, а все рас-
смотренные модусы подчинены новому, целостному об-
разованию эго-идентичности, появившемуся на предше-
ствующей стадии. Молодой человек готов к близости, он
способен отдать себя сотрудничеству с другими в кон-
кретных социальных группах и обладает достаточной
этической силой, чтобы твердо придерживаться такой
групповой принадлежности, даже если это требует значи-
тельных жертв и компромиссов.

i06

Опасность же этой стадии представляет одиночество,
избегание контактов, требующих полной близости. Такое
щюушете, по мнению Э. Эриксона, может вести к ост-
рым «проблемам характера», к психопатологии. Если
психический мораторий продолжается и на этой стадии,
то вместо чувства близости возникает стремление сохра-
нить дистанцию, не пускать на свою «территорию», в
свой внутренний мир. Существует опасность, что эти
стремления могут превратиться в личностные качества —
в чувство изоляции и одиночества. Преодолеть эти нега-
тивные стороны идентичности помогает любовь.
Э. Эриксон считает, что именно по отношению к моло-
дому человеку, а не к юноше и тем более к подростку,
можно говорить об «истинной генитальности». Э. Эрик-
сон напоминает, что любовь не должна пониматься толь-
ко как сексуальное влечение, ссылаясь на фрейдовское
различение кгенитольной любви» и «генитальной любви».
Э.
Эриксон указывает, что появление зрелого чувства
любви и установление творческой атмосферы сотрудни-
чества в трудовой деятельности подготавливают переход
на следующую стадию развития.

Седьмая стадия рассматривается как центральная на
взрослом этапе жизненного пути человека. По Э. Эрик-
'сону, развитие личности продолжается в течение всей
жизни. (Напомним, что для 3. Фрейда человек остается
только неизменным продуктом своего детства, постоянно
испытывающим ограничения со стороны общества). Раз-
витие личности продолжается благодаря влиянию со сто-
роны детей, которое подтверждает субъективное ощуще-
ние своей нужности другим. Производительность и по-
рождение (продолжение рода) как главные положитель-
ные характеристики личности на этой стадии реализуют-
ся в заботе о воспитании нового поколения, в продук-
тивной трудовой деятельности и в творчестве. Во все, что
делает человек, он вкладывает частицу своего «Я», и это
приводит к личностному обогащению. «Зрелый человек, —
пишет Э. Эриксон, — нуждается в том, чтобы быть нуж-
ным, и зрелость нуждается в руководстве и поощрении
со стороны своих отпрысков, о которых необходимо за-
ботиться». При этом речь не обязательно вдет только о
собственных детях.

Т 07


Напротив, в том случае, если складывается небла-
гоприятная ситуация развития, появляется чрезмерная
сосредоточенность на себе, которая приводит к кос-
ности и застою, к личностному опустошению. Такие
люди часто рассматривают себя как свое собственное и
единственное дитя. Если условия благоприятствуют
такой тенденции, то наступает физическая и психоло-
гическая инвалидизация личности. Она подготовлена
всеми предшествующими стадиями, если соотношения
сил в их течении складывалось в пользу неуспешного
выбора. Стремление к заботе о другом, творческий
потенциал, желание творить вещи, в которые вложена
частица неповторимой индивидуальности, помогает
преодолеть возможное формирование самопоглощен-
ности и личностное оскудение.

Восьмая стадия жизненного пути характеризуется до-
стижением новой завершенной формы эго-идентичности.
Только в человеке, который каким-то образом проявил
заботу в отношении людей и вещей и приспособился к
успехам и разочарованиям, неотъемлемым от жизни, в
родителе детей и создателе вещей и идей, — только в нем
постепенно созревает плод всех семи стадий — целост-
ность личности. Э. Эриксон отмечает несколько состав-
ляющих такого состояния души: это все возрастающая
личностная уверенность в своей приверженности к по-
рядку и осмысленности; это постнарциссическая любовь
человеческой личности как переживание мирового по-
рядка и духовного смысла прожитой жизни, независимо
от того, какой ценой они достигаются; это принятие
своего жизненного пути как единственно должного и не
нуждающегося в замене; это новая, отличная от прежней,
любовь к своим родителям; это приязненное отношение
к принципам прошлых времен и различной деятельности
в том виде, как они проявлялись в человеческой культу-
ре. Обладатель такой личности понимает, что жизнь от-
дельного человека не есть лишь случай; но совпадение
единственного жизненного цикла с единственным отрез-
ком истории, и перед лицом этого факта смерть теряет
свою силу. Мудрый индеец, истинный джентльмен и
добросовестный крестьянин в полной мере разделяют это

итоговое состояние личностной целостности и узнают его
друг у Друга.

На этой стадии развития возникает мудрость, кото-
рую Э. Эриксон определяет как отстраненный интерес к
ясизни как таковой перед лицом смерти.

Напротив, отсутствие этой личностной интеграции
ведет к страху смерти. Возникает отчаяние, ибо слишком
мало осталось времени, чтобы начать жизнь сначала и
по-новому, чтобы попытаться достичь личностной це-
лостности иным путем. Это состояние можно передать
словами русского поэта B.C. Высоцкого: «Вам вечным
холодом и льдом сковало кровь от страха жить и от пред-
чувствия кончины».

В результате борьбы положительных и отрицатель-
ных тенденций в решении основных задач на протяже-
нии эпигенеза формируются основные «добродетели»
личности. Но поскольку позитивные чувства всегда су-
ществуют и противостоят негативным, то и «доб-
родетели» имеют два полюса. Так, базовая вера против
базового недоверия рождает НАДЕЖДУ — ОТДАЛЕНИЕ;

автономность против стыда и сомнения — ВОЛЮ —
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ; инициативность против вины —
ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ - АПАТИЮ; трудолюбие
против чувства собственной неполноценности — КОМ-
ПЕТЕНТНОСТЬ - ИНЕРЦИЮ; идентичность против
диффузии идентичности - ВЕРНОСТЬ - ОТРЕЧЕНИЕ;

близость против одиночества — ЛЮБОВЬ — ЗАМКНУ-
ТОСТЬ; порождение против самопоглощенности — ЗА-
БОТУ - ОТВЕРЖЕНИЕ; эго-интеграция против потери
интереса к жизни - МУДРОСТЬ - ПРЕЗРЕНИЕ.

Э. Эриксон — последователь 3. Фрейда. В «Словаре
знаменитых американцев», вышедшем к 200-летию США,
он был назван «наиболее ярким в творческом отношении из
всех, кто работал в психоаналитической традиции после
Фрейда». Как подчеркивает Д.Н. Ляликов, наиболее ценно
У Э. Эриксона главное ядро его учения: разработка понятий
личной и групповой идентичности, психического морато-
рия, учения о юношеском кризисе идентичности. Сам
Э. Эриксон считал, что он расширил фрейдистскую кон-
цепцию, вышел за ее рамки. Во-первых, он перенес ударе-
ние Сд «Оно» на «Я». По словам Э. Эриксона, его книга


«Детство и общество» — это психоаналитическая работа ofi
отношении «Я» к обществу. Э. Эриксон принимает идею
неосознанной мотивации, но посвящает свои исследования
главным образом процессам социализации. Во-вторых
Э. Эриксон вводит новую систему, в которой развивается
ребенок. Для 3. Фрейда — это треугольник «ребенок—мать-
отец». Э. Эриксон рассматривает развитие в более широкой
системе социальных отношений, подчеркивая историческую
реальность, в которой «Я» развивается. Он касается дина-
мики отношений между членами семьи и социокультурной
реальностью. В-третьих, теория Э. Эриксона отвечает тре-
бованиям времени и того общества, которому он сам при-
надлежит. Цель Э. Эриксона — выявить генетические воз-
можности для преодоления психологических жизненных
кризисов. Если 3. Фрейд посвятил свои работы этиологии
патологического развития, то Э. Эриксон сосредоточил
основное внимание на изучении условий успешного разре-
шения психологических кризисов, дав новое направление
психоаналитической теории.

В 1966 г. в докладе, прочитанном в Лондонском Ко-
ролевском обществе, Э. Эриксон применил некоторые
положения этологии к своей схеме индивидуального раз-
вития. Этологи показали, что наиболее высокоорганизо-
ванные животные развивают в отношениях друг с другое
систему ритуализированных действий, служащих факти-
чески средством выживания для отдельных особей. Надо
заметить, что у примитивных народов существует прак-
тика ежегодных ритуальных войн, служащих для предот-
вращения настоящей войны. На всех уровнях человече-
ских отношений, в сущности, есть ритуальные действия.
В способности к ритуализации своих отношений и выра-
ботке новых ритуалов Э. Эриксон видит возможность
создания нового стиля жизни, способного привести к
преодолению агрессивности и амбивалентности в челове-
ческих отношениях.

В статье «Онтогенез ритуализации» Э. Эриксон пи-
шет, что понятие «ритуал» имеет три разных значения.
Одно из наиболее старых используется в этнографии и
относится к обрядам и ритуалам, совершаемым взрослы-
ми людьми для того, чтобы отметить повторяющиеся
события: смену времен года или периодов жизни. В этих

оитуалах принимает участие молодежь, и дети могут на-
блюдать их. В психиатрии термин «ритуал» применяется
ддя обозначения навязчивого поведения, навязчивых
повторяющихся действий, похожих на действия живот-
ных, запертых в клетке. В этологии термин «ритуал» ис-
пользуется для описания определенных, сформирован-
ных в филогенезе церемониальных действий у так назы-
ваемых общественных животных. Примером может слу-
жить церемония приветствия, которую описал К. Лоренц.
Когда новорожденный гусенок выбирается из гнезда и
лежит с безвольно вытянутой шеей в куче влажных об-
ломков скорлупы, у него можно наблюдать жизненно
важную реакцию: если наклониться к нему и издать звук, напоминающий звуки гусыни, то гусенок поднимет го-
ловку, вытянет шею и издаст тонкий, но ясно различи-
мый звук. Таким образом, еще до того, как гусенок нач-
нет ходить или есть, он может осуществить эту раннюю
форму ритуала встречи. Жизнь и рост гусенка зависят от
успешности этого самого первого отклика на присутствие
матери (и она, в свою очередь, добивается его). Так, уже
на филогенетическом уровне в повторяющихся формах
поведения, которые этологи и Э. Эриксон вслед за ними
называют ритуализацией, существует взаимосвязь, содержание которой — обмен сообщениями.

Э. Эриксон обозначил критерии подлинных ритуаль-
ных действий:

LI общее значение для всех участников взаимодей-
ствия при сохранении различий между индивида-
ми;

О способность к развитию по стадиям жизненного
цикла, в ходе которого достижения предыдущих
стадий в дальнейшем, на более поздних этапах,
обретают символическое значение;

О способность сохранять известную новизну при

всех повторениях, игровой характер.
Ритуализация в человеческом поведении - это осно-
ванное на соглашении взаимодействие по меньшей мере
двух людей, которые возобновляют его через определен-
ные интервалы времени в повторяющихся обстоя-
тельствах; оно имеет важное значение для «Я» всех

участников. Стадии развития ритуализации, по Эриксо-
ну, представлены на таблице 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: