1. Расскажите об основных положениях учения Конфуция Почему конфуцианство называют «практической» религией? Какой путь к достижению идеала предлагал Конфуций? Какая роль в связи с этим отводилась государству в целом и чиновникам? Какие идеи Конфуция сыграли положительную роль в истории Китая и какие вели страну к слабости?
2. Почему государственная власть в Китае заботилась об экономическом благополучии крестьянства? Каким образом она боролась с ростом частного землевладения? Попытайтесь объяснить на примере Китая, что такое государственный феодализм. В каком положении находились китайские купцы и ремесленники? Помогало или мешало государство развитию городов? Назовите основные причины периодически повторявшихся в Китае кризисов, которые приводили к смене династий. Приведите примеры.
3. Согласны ли вы с точкой зрения Гегеля о поголовном рабстве подданных в Китае? Противоречит ли этому утверждению принцип «равных возможностей»? Сравните в этом отношении Китай с Западной Европой. Что дает большие преимущества обществу: социальная мобильность или политические права?
|
|
§2
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЯПОНИИ
Иной, отличный от китайского вариант исторического развития осуществился в Японии. Там проявились и черты, характерные для всего восточного мира, и — одновременно — особенности, присущие западной модели.
Япония — молодая цивилизация. Хотя заселение Японских островов началось несколько тысячелетий назад, государственность стала складываться лишь к IV—VI вв. н. э. Во главе японского общества в то время стоял вождь — правитель, опиравшийся на родовую знать, которая занимала важнейшие административные посты. Основную массу населения составляло крестьянство, платившее в казну ренту-налог. Кроме того, существовали категории рабов и неполноправных, состоявшие прежде всего из иноземцев, в том числе китайцев и корейцев.
Начиная с VI в. Япония, только вступившая в эпоху создания цивилизованного общества, стала развиваться очень высокими темпами, преодолевая ту гигантскую пропасть, которая отделяла ее от великой цивилизации Китая.