Логика мышления подсказывает нам и контроль успешности обучения. Он возможет только по спонтанной деятельности обучаемого в некоторой комплексной испытательной ситуации

Мы полагаем, что в формировании духовности, наращивании социокультурного потенциала индивида важнейшее значение имеет воспитание-образование, включающее в себя и

(1) передачу-усвоение духовной (социокультурной) информации (от Учителя к Ученику, из учебной и научной литературы, видео и т.д.), и

(2) практический опыт взаимодействия индивида с окружающим миром, в котором как раз и проверяются складывающиеся у Ученика информационные образы мира, и

(3) разнообразные взаимоотношения-взаимосвязи, в которые включен индивид и в учебном процессе, и в реальной жизни.

В процессе образования-воспитания, как подсказывает нам логика мыслительных процессов (которые до конца тоже еще не ясны), открываются возможности обеспечить и «включение» в индивидуальную картину мира желательных образов и связей между образами, и «подавление» участия нежелательных образов в выборе поведения (хотя сами эти образы остаются в индивидуальной картине мира обучаемого).

Сегодня считается, что ключевым элементом «универсального образования» является выработка умения использовать символьные системы (от письменной речи до формализмов математики и схем электроники). Но уже обнаружено, что при использовании символьных систем быстрый ответ (полученный по ветвям процесса мышления, проходящим мимо индивидуального образа самого себя и «правильной» картины Мира) обычно, чаще всего, оказывается неудовлетворительным. А если человек в процессе осмысления задачи опирается на свою уже сформированную «правильную» индивидуальную картину мира, то точность, результативность такого быстрого ответа многократно увеличивается.

Именно это и указывает вновь и вновь на необходимость формирования индивидуальной логически «правильной картины Мира и самого себя». Формирования не только технических знаний и знаний технологий какой-то деятельности, но и мировоззрения, мироощущения, системы национальных моральных ценностей [20; 22].

Вновь подчеркнем, что в обычной жизни сформировать понятийное логическое мышление чрезвычайно трудно. Оно приобретается только в ходе изучения наук, поскольку сами науки построены по понятийному принципу: в их основе базовые понятия, над которыми выстраивается пирамида науки. Такая «понятийная пирамида» формировалась, например, в советской школе по принципу научно-понятийно-логической подачи информации.

Первоочередная роль в развитии понятийного логического мышления принадлежит литературе, истории, логике (ранее преподавалась в советских школах), математике и физике. Такими же важным, закладывающим понимание всеобщих и наиболее общих законов развития и построенном на системно-деятельностном подходе, было и полноценное преподавание природоведения, ботаники, зоологии, анатомии…Человек, не имеющий понятийного логического мышления, легко поддается манипулированию.

Началом процесса формирования понятийного логического мышления является усвоение человеком логических правил образования понятий и логически правильного их использования в собственных суждениях и умозаключениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: