1) Постоянно находиться в процессе т.е. рисовать то, что хочет рука, не думая хорошо это получится или плохо, делая движения из тела. Чтобы так рисовать в течение некоторого времени может потребоваться некоторое волевое усилие, но тем интересней будет результат.
2) Подготовительные упражнения - это могут быть дыхательные практики, танец или что-то еще. Способствовать настройке на медитацию может соответствующая музыка. Это необходимо чтобы успокоить ум, отвлечь его от каждодневных проблем.
3) Если нет опыта рисования, можно начинать с рисования элементарных форм (об этом будет отдельная статья).
3. Групповое рисование.
4. Тело и телесность в контексте арт-терапии: этика, механизмы, принципы работы.
Значимой темой совместных обсуждений стала также организация пространства
совместной работы, что было связано с анализом того, где участницы группы
работали в ходе сессий (в определенном личном пространстве; делили свое
пространство с другими или перемещались из одного пространства в другое); каким
|
|
образом пространство может получать новые “измерения” (например, путем создания
мобильных скульптур, дополнения визуального творчества иными видами творческой
экспрессии); каким образом пространство может быть “поделено” участницами
группы и других аспектов групповой работы.
С целью стимулирования обсуждения проблем, касающихся телесного опыта в
арт-терапии, участницам мастерских была розданы печатные материалы, содержащие
цитаты и следующие вопросы:
* Какие движения вы совершаете, используя разные изобразительные материалы —
краску, глину, пастель и другие?
* Сколько места на листе вы занимаете при создании изображения?
* Сколько места в пространстве арт-терапевтической студии вы занимаете в ходе
своей работы?
* Как много места, по сравнению с другими членами группы, вы занимаете в ходе
работы?
* Какие движения вы совершаете, создавая изобразительный образ?
* Что вы чувствуете, когда за вашей работой наблюдают другие?
* Осознаете ли вы свое положение в пространстве в ходе изобразительной работы?
* Как вы воспринимаете расположение ведущего в пространстве студии?
* Когда в ходе арт-терапевтических сессий вы воспринимаете прилив энергии?
* Когда в ходе арт-терапевтических сессий вы чувствуете усталость?
* Что заставляет вас двигаться и испытывать прилив энергии в ходе
арт-терапевтических сессий?
* Какое воздействие на движения других членов группы оказываете вы и ваши
работы?
* Каким образом ваши движения связаны с возникновением новых идей и чувств? Как
телесный опыт влияет на содержание образов и их восприятие?
|
|
* Какое влияние на движения человека и его телесное “я” оказывает пол, возраст,
социальное положение, сексуальная ориентация, национальность?
Мастерские также побуждали участниц группы к обсуждению тех вопросов, которые
связаны с “рутиной арт-терапевтической практики”, ролью арт-терапевта и членов
группы в ходе сессий и других. Одним из центральных был также вопрос о роли
ожиданий и потребностей в арт-терапевтическом процессе.
Заключение
Привлечение представлений танцедвигательной и телесно-ориентированной терапии и
теории культуры для анализа арт-терапевтического процесса расширяет возможности
арт-терапии и позволяет решить следующие задачи:
1. Критически осмыслить традиционный подход к пониманию арт-терапевтического
процесса как связанного с созданием серии изобразительных образов и
характеризующегося явно недостаточным вниманием к комплексным коммуникативным
проявлениям, затрагивающим телесный опыт и движения тела (как клиента/членов
группы, так и психотерапевта).
2. Развить современные взгляды на субъективность как предполагающую соотнесение
различных референтных систем и феноменов разного уровня сложности.
3. Изучить циклы “ожиданий и разочарований”, связанные с трансформацией объекта
удовлетворения потребностей в арт-терапевтическом процессе, и их отражение в
движениях клиента/участников группы.
4. Рассмотреть импровизацию как “становящийся зримым процесс” (Novak, 1990),
особый, характеризующийся высокой степенью спонтанности способ одновременного
реагирования на внутреннюю и внешнюю реальность.
5. Использовать ведение дневника самонаблюдений в качестве средства,
позволяющего зафиксировать “физические импульсы”, включая те аффективные
проявления, которые лежат в основе творческой деятельности, а также как особого
способа документирования “смысла движений”, включая этап их описания, рефлексии,
изменений и нового описания.
6. Более осознанно использовать в арт-терапевтической работе соматический опыт,
в особенности тот, который связан с переживанием “диссоциации” (ощущением
онемения, “обесчувствливания”, шока) и использованием направленных на
преодоление определенных техник телесно-ориентированной терапии.
7. Лучше понять то, каким образом происходит формирование “жестких” систем
значений, связанных с жестким контролем над эмоциональными и телесными
реакциями и использованием полярных оценок с тем, чтобы преодолев эти системы
значений, достичь большей гибкости и открытости для множества разных
возможностей и освоения новых видов опыта.
8. Использовать стратегию партнерства по обучению, стимулирующую активность
обучающихся и взаимный обмен знаниями в контексте арт-терапевтической группы, в
частности, для развития групповой ответственности и исследования новых
представлений.
Литература
5.Понятие, основы и техники контемпорари-арт-терапии. Рисование на теле ладошки и танец ладошек
6. Рисуночный тест Сильвер, Техника стимульного рисования.
Рисуночный тест, созданный американским арт-терапевтом Р. Силвер, позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим. Адаптация теста была произведена под руководством председателя Арт-терапевтической ассоциации, кандидата медицинских наук А.И. Копытина.
Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисование с натуры» и "Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный. Тест полезен при работе с детьми и взрослыми, страдающими нарушениями речи и слуха, при низком уровне развития вербальных способностей.