Слепой, шагающий по опасной дороге

Примечание: И даже на это нападает злое начало, соблазняя человека такими словами: «Зачем тебе изучать, сколь велика заповедь милосердия (то же самое говорит оно о требованиях избегать злоязычия и сплетен)? Ты же все равно станешь нарушать их! Так лучше уж тебе не изучать эти заповеди вовсе — тогда ты будешь по крайней мере считаться нарушающим по незнанию!»

И слышал я передаваемую от имени одного из великих раввинов притчу, говорящую об этом. Вот человек отправился в путь; и предостерегают его, не советуя выбирать такую-то дорогу, на которой множество глубоких ям. А он и говорит: «Я знаю, что сделать. Принесите-ка мне платок!» — «Что же ты станешь с ним делать? — спрашивают его. — Не собираешься ли затолкать его в яму?» — «Нет, зачем же? — отвечает тот. — Я просто завяжу им себе глаза. Тогда, если я и упаду в яму, насмехаться надо мной не будут: у меня же завязаны глаза, и я просто не видел ямы!» Тогда сказали ему: «Ну ты и дурак! Да ведь потешаться-то над тобой будут именно за это: зачем это ты завязал себе глаза и свалился? Ты же человек, и глаза тебе даны для того, чтобы смотреть!»

То же самое и в нашем случае. Злое начало уговаривает человека зажмуриться и не смотреть на то, как велика заповедь Торы о милосердии и каковы точные правила ее выполнения (то же самое можно сказать и о многих других заповедях, которые в этом мире часто нарушаются). Оно убеждает человека, что, когда он нарушит заповедь, у него будет оправдание: «Глаза мои были зажмурены, так что я совершенно не видел, как велика моя обязанность!» Но ведь именно это и станет его обвинением: «Почему же твои глаза были зажмурены?!» И в Торе действительно есть такое правило: «Лучше пусть человек нарушает по ошибке, чем сознательно», но относится оно лишь к одному случаю: к ситуации, когда некто упрекает своего товарища в нарушении заповеди, не указанной прямым текстом в Торе. Так говорит Шулхан Арух, раздел Орах Хаим, 608,2, в примечаниях Рамо. Но к ситуации, когда человек решает, следует ли ему изучать законы Торы, правило «лучше пусть нарушает по ошибке» не относится совершенно.

И именно это подразумевали мудрецы Талмуда, когда сказали в трактате Бава Меция (33, б): «Ошибка при изучении Талмуда засчитывается как сознательное нарушение».

Aгавam Хесед, 2, 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: