Награда и наказание

Если на хозяина работает ученик, которого хозяин кормит и который пользуется его инструментами, его заработная плата меньше, чем платит хозяин постороннему, работающему на собственном оборудовании.

Мораль. Святой, благословен Он, платит всегда сполна, несмотря на то что все принадлежит Ему. Даже наша сила и наша способность исполнить заповедь — тоже Его.

Заключенный, жестоко голодавший, был вынужден есть собственную плоть.

Мораль. Злодеям выплачивают их награду в этом мире. Но основная награда праведников хранится для них в будущем мире, а здесь они получают для пропитания лишь проценты с нее.

Рабочий обязался отработать на хозяина целый день, но прекратил работу, лишь начав ее. Если он теперь придет к хозяину просить платы за несколько минут труда, над ним просто посмеются.

Мораль. Человек был создан для того, чтобы прожить шесть тысяч лет. Из-за его преступлений срок человеческой жизни сократился лишь до семидесяти лет. Теперь человек похож на рабочего, который прекращает работу после нескольких минут труда. Несмотря на все это, он получает полную награду за выученную им Тору и исполненные заповеди.

В одном доме были найдены поддельные векселя. В их изготовлении обвинили хозяина дома и его жену; каждый старался переложить вину на другого.

Мораль. Есть жены, не позволяющие мужьям заниматься Торой как положено, а требующие от них заботиться лишь о пропитании, а мужья слушаются их. В час Суда будут наказаны они оба.

Когда драгоценные сосуды, хранящиеся обычно в самых дальних комнатах, оказываются сложенными во дворе дома, где пылает пожар, всем становится ясно, что внутренние покои уже сгорели.

Мораль. У злодеев их парадные покои на небесах уже уничтожены пожаром, поэтому награду за немногие исполненные ими заповеди они получают в прихожей, в этом мире.

Купец вернулся домой после многих лет, проведенных в дальних краях. Он привез с собой огромное количество мяса, которое в дороге все протухло, и стал он для всех примером глупости. Но в кармане купца нашла жена драгоценный камень, стоящий столько, что всей его семье надолго хватило бы на жизнь. Услышав об этом, он горько заплакал, потому что там, откуда он приехал, такие камни можно было в избытке приобрести за бесценок.

Мораль. Человек, находясь здесь, в этом мире, посвящает свое время почти исключительно заботам о своем теле, о плоти, которую потом, в могиле, съедят черви.

Пропитание же его в вечном, будущем мире составят лишь немногие его добрые дела. Когда поймет человек это, станет он горько плакать, потому что была у него возможность собрать этих добрых дел необычайно много.

Когда богач собрался женить сына, он устроил трапезу для своих крестьян до начала самой свадьбы, чтобы не омрачали они вида празднества, на которое приглашены самые богатые и знатные горожане. Тот, кто не понимает сути происходящего, сочтет, что этот богач очень любит крестьян, потому и поторопился накормить их прежде остальных.

Мораль. Злодеи получают свою награду в этом мире, а праведники — в будущем; человек, не понимающий происходящего, дивится: почему эти облагодетельствованы прежде тех?!

Министр провинился перед царем и был приговорен к смерти; но перед исполнением приговора повелел царь порадовать его всеми наслаждениями этого мира. Мораль. Злодеям позволяют, перед тем как жестоко наказать их, насладиться благами материального мира.

Двое товарищей детства встретились вновь. Один стал врачом, а второй — раввином. Врач удивился, почему раввин выбрал себе именно такую долю: ведь платят ему немного! А раввин объяснил притчей, что лучше простая повозка, но едущая в правильном направлении, чем роскошная карета, движущаяся в другую сторону: ведь потом придется проделать весь путь в обратном направлении!

Мораль. Тот, кто в этом мире живет неправильно, должен будет потом вернуться сюда же, чтобы исправить все свои грехи; и страдания, которые придется ему при этом перенести, будут крайне тяжелы.

Некто спас богатого человека от навета и от жестокого приговора. Однако его все равно осудили, хотя приговор был легче: ему придется всю жизнь жить в далеком городе на казенных хлебах. Прошло какое-то время, спаситель отправился навестить спасенного и нашел его в великой печали из-за того, что прежде тот был богат, а теперь испытывает нужду во всем.

Мораль. Хотя адское наказание действительно лишь временно, но и после его отбытия тот, кто не собрал за жизнь сокровище Торы и заповедей, будет влачить дни в страдании и позоре, потому что по сравнению с праведниками, духовно богатыми, он будет совершенно нищим.

Во фруктовый сад пробрался вор. Сначала он только срывал плоды, затем ломал ветви; в конце концов решил выкорчевать деревья. Тут уж хозяин не сдержал своего гнева и подверг вора тяжелому наказанию.

Мораль. Грешники начинают с небольшого преступления, и Святой, благословен Он, сдерживает гнев Свой; но когда они собираются выкорчевать посадки, то есть совершить серьезные преступления, возгорается гнев Б-жий на них, и наказывает Он их жестоко.

Заключенного пытаются утешить, рассказывая, что где-то еще человека бросили в тюрьму за похожее преступление. Ответил он, что утешения эти бессмысленны: он в своей камере даже не встретится никогда с тем, другим заключенным.

Мораль. Люди пытаются успокоить себя тем, что, кроме них, есть и другие грешники, но это не утешение, потому что в аду очень много места, хватит на всех преступников, и ни один из них не увидит другого.

Деревенскому жителю показывают городские магазины. В магазинах, торгующих обычными вещами, все заставлено товаром, а в ювелирных лавках товара немного. Вернувшись, он с восторгом рассказывает односельчанам об огромных складах, заполненных мешками с мукой и т.д.

Мораль. Единицы, крепко держащиеся за Б-жествен-ную Тору, так же дороги, как драгоценности в ювелирном магазине. Чем выше поднимается человек и чем меньше в мире людей, сравнимых с ним по уровню, тем больше и заслуга его.

Бедняк, выигравший в лотерею, очень радуется, хотя и не успел еще получить своего приза и ходит по-прежнему голодным и в нищенской одежде.

Мораль. Занимающиеся изучением Торы и исполнением заповедей, в особенности в тяжелых условиях, должны рассматриваться как великие богачи, потому что «один час блаженства в будущем мире сладостнее, чем вся жизнь этого мира».

Если человек договорился о свадьбе своего сына с дочерью богача, но затем свадьба расстроилась, потому что у него не хватило денег, богач не считает его своим родственником и не станет приглашать на свои праздничные трапезы.

Мораль. Святой, благословен Он, поступает не так: Он относится к людям, пытающимся приблизиться к Нему, как к уже приблизившимся, хотя им не удалось сделать то, чего они хотели.

Царские министры заказали ювелиру драгоценные камни и очень серьезно предостерегли его, чтобы они ни в коем случае не оказались поддельными. Он не стал тщательно проверять купленные им камни, положившись на жену; она же положилась на него. Так что в конце концов камни оказались поддельными, и не обрели они ни богатства, ни почета; наоборот, конец их был горек. И каждый старался переложить вину на другого.

Мораль. Если жена человека одевается с недостаточной скромностью, то все его благословения и все слова Торы, произнесенные против нее, запятнаны нарушением запрета, и оба они будут в Вышнем суде очень жестоко наказаны. И не помогут им оправдания, когда каждый будет стараться переложить вину на другого.

Царь со свитой приехал в небольшой городок и говорил о чем-то с его жителями. Они должны понимать, что то, о чем они беседовали, очень важно, пусть они даже и не понимают, почему именно.

Мораль. Святой, благословен Он, со всей Своей свитой спустился к людям, созданным из материи, чтобы даровать им Тору. Из этого они должны сделать вывод, что Тора — вещь очень важная и ценнее всех прочих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: