Механизмы психики

Сравните:

Sigmund Freud. The Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis,

Chapter XXIII (см. русский перевод: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции.

М.: Наука, 1989).

Термины активный и пассивный никогда не имели в психиатрическом

мышлении достаточно ясного смысла. Я принял здесь простую точку зрения,

обходящую ряд имеющихся недоразумений. В действительности ситуация сложнее и

представляет собой нечто вроде инфекции, внесенной греческим глаголом.

Выражение инстинктов и Эго

Обсуждение относящихся сюда вопросов см. в книгах:

S. I. Hayakawa. Language in Thought and Action. Alien & Unwin,

1952.

Alfred Korzybski. Science and Sanity. Lakevill, Conn.: Institute of

General Semantics, 1958.

Интимная анатомия половой деятельности описана в книге

W. H. Masters and V. I. Johnson. The Human Sexual Response. London:

J.& A. Churchill, 1966.

Психический рост

Сравните:

Sigmund Freud. Three Contributions to the Theory of Sex. New York:

Dutton Paperbacks, 1962.

Суперэго

Сравните:

Sigmund Freud. The Complete Introductory Lectures on Psychoanalysis,

Chapter XXXI (см. русский перевод: Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции.

М.: Наука, 1989).

Physis

"Тележка, запряженная ослом", о которой говорила наша пациентка,

напоминает "лошадь и всадника" в изложении Фрейда. Концепция состояний Эго,

развиваемая дальше в главе об анализе взаимодействий, устраняет путаницу,

связанную с явлением самонаблюдения. Используемое здесь представление о

фюзисе или физисе заимствовано у Джилберта Мерри, см.:

Gilbert Murray. Five Stages of Greek Religion. Garden City, N.Y.:

Doubleday Anchor Books, 1955.

Наиболее известный из авторов, писавших о творческом росте, -- Бергсон:

Henry Bergson. Creative Evolution. MacMillan, 1965.

Среди других авторов, хорошо объясняющих эту проблему, упомянем

Шопенгауэра. Фрейд в работе "По ту сторону принципа удовольствия" выразил

свое неверие в существование универсальной творческой силы такого рода,

назвав ее "приятной иллюзией". Но и он одно время не был уверен, что нечто

вроде физиса не содействует Ананке [Судьба, необходимость (греч.). (Прим.

перев.) ] в качестве движущей силы эволюции. "Эта оценка неизбежных

потребностей жизни, -- говорил он, -- не обязательно служит косвенным

аргументом против важности "внутренних тенденций к развитию", если будет

установлено их существование" (The Complete Introductory Lectures on

Psychoanalysis, p. 355). По-видимому, вначале он был гораздо более уверен в

отношении инстинкта смерти, впоследствии же приписывал Эросу и Танатосу

равное значение. Проницательный взгляд некоторых шизофреников способен ясно

видеть процессы распада в жизни окружающих людей, и эти их наблюдения

поддерживают предположение об инстинкте смерти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: