Сыктывкарский лесной институт – филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургская государственная

лесотехническая академия имени С. М. Кирова»

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Методические указания

ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

СЫКТЫВКАР 2007

УДК 902/904

ББК 63.3

О-82

Рассмотрены и рекомендованы к изданию кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин Сыктывкарского лесного института 6 марта 2007 г.,

протокол № 6

Утверждены к печати методическим советом сельскохозяйственного факультета Сыктывкарского лесного института 23 марта 2007 г.,

протокол № 5

С о с т а в и т е л и:

Л. П. Заборцева, кандидат исторических наук, доцент

Е. А. Нестеров, кандидат исторических наук, доцент

Н. А. Юшкова, кандидат исторических наук, доцент

Рецензент:

П. П. Котов, кандидат исторических наук, доцент

(Сыктывкарский государственный университет)

  О-82 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ: методические указания ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВСЕХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ / сост. Л. П. Заборцева, Е. А. Нестеров, Н. А. Юшкова; Сыкт. лесн. ин-т. – Сыктывкар: СЛИ, 2007. – 36 с.
  УДК 902/904 ББК 63.3
   
  Данное пособие содержит контрольные вопросы и исторические понятия, которые помогут студентам в самостоятельной работе по изучению курса «Отечественная история», а также нормы государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и рубежный контроль, предназначенный для проверки знаний.

© Л. П. Заборцева, Е. А. Нестеров, Н. А. Юшкова, составление, 2007

Ó Сыктывкарский лесной институт —филиал

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная

 
лесотехническая академия имени С. М. Кирова», 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
1. НОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ  
2. ПРОГРАММА КУРСА  
3. РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ  
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

ВВЕДЕНИЕ

Изучение курса «Отечественная история» происходит на занятиях в аудитории совместно с преподавателем (лекции и семинары) и в ходе самостоятельной работы студентов. Прорабатывая лекционный материал по конспекту и учебной литературе, готовясь к семинарам и контрольным работам, промежуточному тестированию и экзаменам, студенты как раз и должны приобрести навык обучения без прямой помощи преподавателя. В овладении этим видом деятельности поможет предлагаемое методическое пособие. В него включены нормы государственного образовательного стандарта, то есть обязательный объем материала по предмету, а также контрольные вопросы и словарь исторических терминов и понятий к каждому разделу программы по «Отечественной истории».

1. НОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗО­ВАНИЯ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Сущность, формы, функции исторического знания; методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника; отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное; методология и теория исторической науки; история России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов; проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; древняя Русь и кочевники; византийско–древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально–политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама; эволюция восточнославянской государственности в XI–XII вв.; социально–политические изменения в русских землях в XIII–XV вв.; Русь и Орда: проблемы взаимовлияния; Россия и средневековые государства Европы и Азии; специфика формирования единого российского государства; возвышение Москвы; формирование сословной системы организации общества; реформы Петра I; век Екатерины; предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма; дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России; эволюция форм собственности на землю; структура феодального землевладения; крепостное право в России; мануфактурно–промышленное производство; становление индустриального общества в России: общее и особенное; общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.; реформы и реформаторы в России; русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру;

Роль XX столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизации; революции и реформы; социальная трансформация общества; столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в.; объективная потребность индустриальной модернизации России; российские реформы в контексте общемирового развития в начале века; политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса; революция 1917 г.; гражданская война и интервенция; их результаты и последствия; российская эмиграция; социально–экономическое развитие страны в 1920-е гг.; НЭП; формирование однопартийного политического режима; образование СССР; культурная жизнь страны в 1920-е гг.; внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия; социально-экономические преобразования в 1930-е гг.; усиление режима личной власти Сталина; сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны; Великая Отечественная война.

Социально–экономическое развитие; общественно–политическая жизнь; культура; внешняя политика СССР в послевоенные годы; холодная война; попытки осуществления политических и экономических реформ; НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 1960–1980-х гг.: нарастание кризисных явлений; Советский Союз в 1985–1991 г.г.; перестройка; попытка государственного переворота 1991 г. и его провал; распад СССР; Беловежские соглашения; октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993–1999 гг.); Россия на пути радикальной социально–экономической модернизации; культура в современной России; внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

2. ПРОГРАММА КУРСА

Введение

Контрольные вопросы

1. Что такое история как наука, каковы ее предмет, функции и задачи, особенности?

2. Каковы основные периоды истории человечества и отечественной истории?

3. Что такое историография и источниковедение? Какие существуют типы исторических источников?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: