Управление дебиторской задолженностью предприятия

Управление дебиторской задолженностью предполагает:

· определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;

· анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

· контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности;

· определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов;

· задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

· прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.

Получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие.

Дефицит денежных средств в экономике заставил предприятия изменить условия реализации своей продукции, что, в свою очередь, изменило существовавшие ранее отношения с покупателями и практику получения денег и потребовало от предприятий выработки новой политики предоставления кредита и инкассации.

Неоднородное влияние инфляции на различные группы товаров усложнило координацию политики в области закупок и политики продаж, что придало дополнительное значение внедрению эффективных процедур инкассации.

Учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений может использоваться как инструмент расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов.

Перечислим основные приемы управления дебиторской задолженностью:

· учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;

· АВС-анализ и XYZ-анализ в отношении дебиторов;

· анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;

· оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;

· уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;

· контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

· определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате;

· оценка возможности факторинга – продажи дебиторской задолженности.

Предприятие реализует свою продукцию, предоставляя отсрочку покупателям не более 30 дней. На практике нередки задержки платежей сверх этого срока. Реальное представление о погашении счетов дебиторов дает взвешенное «старение» дебиторской задолженности. Из-за просроченной дебиторской задолженности средний реальный срок оплаты счетов дебиторами больше установленного на 38 дней.

Контроль и анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения:

· позволяет оценить эффективность и сбалансированность политики кредита и предоставления скидок;

· определяет области, в которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов;

· дает базу для создания резерва по сомнительным долгам;

· позволяет сделать прогноз поступлений средств.

Наиболее часто употребляемыми способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: