Управление дебиторской задолженностью предполагает:
· определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;
· анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;
· контроль расчетов с дебиторами по отсроченной или просроченной задолженности;
· определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов;
· задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;
· прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.
Получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие.
Дефицит денежных средств в экономике заставил предприятия изменить условия реализации своей продукции, что, в свою очередь, изменило существовавшие ранее отношения с покупателями и практику получения денег и потребовало от предприятий выработки новой политики предоставления кредита и инкассации.
Неоднородное влияние инфляции на различные группы товаров усложнило координацию политики в области закупок и политики продаж, что придало дополнительное значение внедрению эффективных процедур инкассации.
Учет реальных издержек или выгод от принимаемых кредитных решений может использоваться как инструмент расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов.
Перечислим основные приемы управления дебиторской задолженностью:
· учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;
· АВС-анализ и XYZ-анализ в отношении дебиторов;
· анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;
· оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
· уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
· контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
· определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате;
· оценка возможности факторинга – продажи дебиторской задолженности.
Предприятие реализует свою продукцию, предоставляя отсрочку покупателям не более 30 дней. На практике нередки задержки платежей сверх этого срока. Реальное представление о погашении счетов дебиторов дает взвешенное «старение» дебиторской задолженности. Из-за просроченной дебиторской задолженности средний реальный срок оплаты счетов дебиторами больше установленного на 38 дней.
Контроль и анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения:
· позволяет оценить эффективность и сбалансированность политики кредита и предоставления скидок;
· определяет области, в которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов;
· дает базу для создания резерва по сомнительным долгам;
· позволяет сделать прогноз поступлений средств.
Наиболее часто употребляемыми способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.