Секс и любовь в язычестве

Возвышенная, духовная любовь это понятие историческое, эволюционное, многочисленные научные данные говорят, что любовь как высокое духовное чувство является продуктом развития духовности людей и всей культуры. Не могло быть любви в обществе, которое жило, подчиняясь «праву сильного», а один пол господствовал над другим, в котором женщину можно было купить, подарить или отдать во временное пользование, как и раба мужчину.

Шарль Летурно в своей книге «Прогресс нравственности» писал, что в первобытном обществе любви как высокого чувства не существовало, а женщина была первым объектом собственности одного или группы мужчин. В доказательство можно привести только один древний обычай, распространенный у многих народов на стадии первобытнообщинного строя. Его следы находили у народов разных континентов от черной Африки до Европы. Он носит название «право первой ночи». В процессе взросления девушки и превращения ее в женщину у первобытных народов решающее значение отводилось не воспитанию чувств, а биологическим факторам взросления, в первую очередь дефлорации или лишению девственности. У многих народов для этой цели существовали специальные приемы, в которых использовались специально предназначенные предметы или же этот обряд совершали жрецы или облаченные доверием мужчины. Церемония вступления в брак у многих народов заключалась в том, что девушка должна была вступить в интимную связь со всеми мужчинами рода. Будущий муж в этой процедуре оказывался последним. Этот обычай близок рассуждениям Платона о том, что у друзей все общее, в том числе жены и дети. Подобные обычаи и суждения повлияли на мышление нового и новейшего времени, в котором верность и ревность объявляются частнособственническими пережитками.

В рабовладельческую эпоху, стоящую гораздо ближе к нашему времени, найти проявления любви как духовного чувства тоже трудно. Куприн написал восхитительную легенду о любви древнееврейского царя Соломона и простой крестьянки по имени Суламифь. Но эта легенда не о высокой любви, а о внезапной чувственной страсти, вспыхнувшей у царя при виде прекрасной и невинной девушки. Куприн упоминает, что у Соломона помимо Суламифь, было семьсот жен и триста наложниц, поэтому легенда, сочиненная им, плохо сочетается с нашим пониманием любви.

Из описаний жизни Александра Македонского известна кличка его любимого коня Буцефала, имя друга-любовника Гефестиона, но так и не известно, какую из женщин, с которыми был близок и имел от них детей, он любил по-настоящему. В биографиях римских императоров и других героев древности трудно найти описания примеров взаимной любви мужчины и женщины. Гораздо чаще можно встретить упоминания о гетерах, мальчиках или юношах, бывших любовниками этих героев.

- Любовь в Древней Греции

У древних греков положение женщины было весьма незавидным. Родина демократии предоставляла права только взрослым мужчинам-гражданам, а женщины были фактически бесправными, поэтому и любви как духовного чувства между мужчиной и женщиной практически не существовало. Трудно любить существо, которое в общественном сознании считается человеком второго сорта, стоящим намного ниже мужчины. Главным назначением женщины являлось деторождение и ведение домашнего хозяйства.

Люди представляли любовь, прежде всего, как эротическое влечение, в котором зов плоти господствует над остальными чувствами. Для удовлетворения «либидо», как говаривал З. Фрейд, они считали допустимыми все виды сексуальной разрядки, поэтому у греков в древности были приемлемыми все виды мыслимого и немыслимого секса: мастурбация, гомосексуализм, садомазохизм, инцест, педофилия, лесбиянство, зоофилия, некрофилия и все, что они могли придумать. Не существовало ни религиозных, ни нравственных ограничений для удовлетворения животных инстинктов. Однако не следует думать, что все греки единодушно одобряли сексуальную невоздержанность. Подавляющее большинство из них считало неприемлемыми большинство видов перечисленного секса, за исключением гомосексуализма. Если внимательно проследить их взгляды на сексуальную жизнь в течение 500 лет от V в. до н.э. до I н.э., то мы увидим явную эволюцию от полного одобрения однополой любви до ее осуждения.

Гомосексуализм был распространен, наверное, у многих, если не у всех народов мира. Причиной его, видимо, было то, что сакрализованные гетеросексуальные отношения, ведущие к рождению детей, требовали соблюдения традиций и табу, в то время как, первый обходился без них и служил легким способом освобождения от сексуального напряжения, поэтому к нему и относились как обычной, бытовой форме половых отношений. Кроме того, акт гомосексуализма в отношении поверженного противника символизировал торжество победителя и его власть над побежденным.

Сексуальная распущенность греков находит отражение в их религии и по этой причине закрепляется в сознании как естественное явление. Мифы повествуют о том, что Зевс, Аполлон, Геракл были самыми неукротимыми гомосексуалистами, хотя могли так же страстно любить и женщин. А Зевс отличался еще и тем, что, добиваясь взаимности от женщин, он принимал образ животного, то быка, а то и лебедя, что называется зоофилией. Изобретателем любви к мальчикам по одной из легенд был легендарный Орфей, который потеряв Эвридику, обратил внимание на них. Не случайно Платон в «Государстве» в воспитательных целях требовал запретить многих авторов, в том числе и Гомера за то, что они в непристойном виде изображали богов.

В некоторых греческих государствах: Спарте, Фивах или на Крите гомосексуальные связи были общепринятыми. В надписи с Крита, относящейся примерно к 700 г. до н. э., зафиксировано личное имя Педофил, видимо от него произошло название современной педофилии. В Спарте был обычай, что у лучших юношей должны были быть любовниками юные мальчики, и «даже достойные и благородные женщины любили молодых девушек». За проступки юношей наказывали их любовников. С другой стороны, плохая репутация любовника могла бросить тень и на юношу.

В этическом учении стоиков любовь к юношам считалась нормальным явлением и не влияла на достижение добродетелей. Зенон Китийский утверждал: «Сходиться с мальчиками следует не больше и не меньше, чем с немальчиками, а с женщинами — так же, как с мужчинами» ([140] Впрочем, сам Зенон предпочитал юношей. Хрисипп в трактате «О государстве» считал допустимым сожительствовать «и с матерями, и с дочерьми, и с сыновьями» [141] Феодор, прозванный Безбожником, полагал, что «любить мальчиков мудрец будет открыто и без всякой оглядки». [142]

- Платоническая любовь

Велик гений Платона. В постановке многих проблем он так опередил свое время, что его мнение сохраняет важность до наших дней, так произошло и в оценке любви. В диалоге Пир Платон говорит о том, что существует любовь земная, пошлая – любовь к телу, когда любят тех, «кто поглупее, заботясь только о том, чтобы добиться своего, и не задумываясь, прекрасно ли это». [143] Но существует и любовь небесная, духовная, которая заставляет человека становиться лучше, любить мудрость и добродетель, «кто любит за высокие нравственные достоинства, тот останется верен всю жизнь, потому что он привязывается к чему-то постоянному». [143. 730] Однако, направлена такая любовь на юношей. Это свидетельствует не о распущенности философа, а отражает социальное положение женщин, которые в те времена не могла претендовать на роль подруги для своего мужчины. Запертая в стенах гинекея, она стояла гораздо ниже его по уровню образования, широте кругозора, а, следовательно, и интеллекта. Только гетеры, получавшие хорошее эстетическое образование и развивавшие свой интеллект, благодаря широкому кругу общения с мужчинами, становились такими подругами.

Но в конце жизни Платон приходит к пониманию великого значения гетеросексуальной любви. В своем последнем произведении «Законы» он объявил, что, если гетеросексуальные отношения «уделены нам от природы» для рождения детей, то «соединение мужчины с мужчиной и женщины с женщиной — противоестественно и возникло как дерзкая попытка людей, разнузданных в удовольствиях». Подобное утверждение он сделал, видимо, впервые в истории (запреты существовали и раньше, но без ссылок на понятие природы). Виновниками подобного «извращения природы» Платон считает обычаи, прежде всего спартанские и фиванские, а также гимнасии, где юноши занимались спортом обнаженными. [144]

В «Никомаховой этике» Аристотель, рассматривая вопрос о чрезмерности наслаждения, говорит о вещах, доставляющих удовольствие по природе, и трех видах удовольствия не по природе (в силу уродств, привычек или испорченности естества). Про любовные наслаждения с мужчинами он пишет: «Ведь у одних это бывает от природы, у других — от привычки, как, например, у тех, кто с детства терпел насилие». [145] Задолго до З. Фрейда Аристотель делает открытие, что у детей, которые в детстве подверглись насилию, может остаться привычка к гомосексуализму. Современные защитники свободы в сексуальной сфере не хотят замечать существования такой проблемы.

- Осуждение однополой любви

Император Август одним из первых увидел разрушительные последствия для государства однополой любви. Он издал законы, призванные укрепить институт семьи, брака и воспитания граждан Рима. Если великие философы Греции Сократ, Платон и Аристотель только подошли к пониманию противоестественности однополой любви то философы-платоники и неоплатоники через 400-500 лет после них вступают в борьбу с традициями такой любви, объявляя ее недопустимой. Они увидели, что однополая любовь является громадным препятствием не только для рождения детей, но и их воспитания. Вместо теплых человеческих отношений в семье она прививает детям разрушительные животные инстинкты, так как они совсем в юном возрасте начинают подвергаться домогательствам взрослых и вместо детских игр вовлекаются в сексуальный разврат.

Современные проповедники гомосексуализма объявляют христианство ответственным в гонениях на сторонников однополой любви, однако, это не так. Осуждение ее началось за несколько веков до того как христианство стало господствующей религией в Римской империи. Одними из самых ярких ее противники был платоник Плутарх и неоплатоник Плотин.

Одной из любимых идей Плутарха была мысль, что женщины не менее достойны любви, чем мужчины и также бывают отмечены различными добродетелями. Он написал трактат «О доблести женской», в котором рассказал о женщинах разных народов, совершивших подвиги, по героизму и мужеству не уступающие мужчинам, доказывая преданность супружескому долгу.

Заботой об укреплении молодой семьи проникнуто его «Наставление супругам». И, наконец, гимном любви мужчины и женщины, семьи является его диалог «Об Эроте». Он пишет: «Нелепо, как я уже сказал, утверждать, что женщинам вообще чужда добродетель. Надо ли говорить, в частности, об их скромности и рассудительности, об их верности и справедливости, если многие из них показали замечательные примеры мужества, героизма и величия духа? Но, не отрицая их прекрасной природы во всем, отказывать им в способности в дружбе и вовсе дико.

Женщины глубоко любят своих детей и супругов, их добросердечность – благодатная почва для дружбы, доверия и приязни…Нет большей радости, более постоянной привязанности, столь светлой и завидной дружбы, как там, «где однодушно живут, охраняя домашний порядок, муж и жена». [146]

Порфирий рассказывает, что «когда ритор Диофан стал читать апологию Алкивиада на Платоновом пиру, рассуждая, будто для научения добродетели следует отдаваться наставнику, ищущему любовного соития», философ Плотин был крайне возмущен и поручил Порфирию написать опровержение, что тот и сделал. [147] В трактатах Плотина многообразной эротической терминологии, восходящей ещё к ранней лирике, придан смысл вполне бесплотной «небесной» любви. «Истинный предмет нашей любви — Там, с Ним мы можем быть, любить Его, и, участвуя в Нем, сущностно обладать, не завертывая Его во взятую извне плоть» [148] Чувственный космос Плотин сравнивает с прекрасным юношей, созерцание которого должно помочь восхождению к Первоединому. О нём же Плотин говорит так: «Сила Всего есть цветок красоты, Красота, творящая красоту»

Мы видим, что задолго до прихода христианства древние поняли, что однополая любовь это извращение природы. Борьба с этим извращением слилась с борьбой за признание женщины равной в своих добродетелях и достоинствах с мужчиной. Возникло представление о том, что духовная любовь это не только эротическое чувство, но и дружба, которая основана на признании взаимного равенства. Такое равенство реализуется в семье и воспитании детей. В общественном сознании духовная любовь начинает связываться с чувством прекрасного, несовместимого с развратом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: