Семья в учении Иисуса Христа

Кто знает, к чему бы пришла судьба моногамной семьи, в результате крушения Римской империи. В ту пору в самом Риме безбрачие и однополая любовь процветали, так же как и проституция. Сокращение рождаемости приняло катастрофические размеры. Во всеобщей обстановке деморализации и хаоса, царившей в империи, моногамную семью спасло христианство.

Известная евангельская фраза Иисуса Христа: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» [45. 5:28] – совершенно по новому поставила вопрос о мужской верности в браке. Во всех предшествовавших христианству религиях и культурах такого понятия как мужская верность в браке не существовало. Говорить о ней в полигамии, где многоженство было узаконено, просто невозможно, так как ее там не могло быть в принципе. В моногамных семьях Греции и Рима верность жены была обязательным условием, чтобы избежать передачи наследства в руки чужого сына. По этой причине существовал обычай признания отцом новорожденного ребенка своим, после которого он становился членом семьи. Сына, не признанного отцом, выбрасывали на улицу на окраине города. Дочь могли выбросить не только потому, что отец посчитал ее рожденной от другого мужчины, а просто по причине ее пола.

Иисус Христос в Нагорной проповеди не только возлагает на мужчину грех прелюбодеяния, но и запрещает ему расходиться с женой. Только измена жены могла стать по учению Христа поводом для развода.

Устроитель христианской церкви Апостол Павел очень поэтично воспел супружескую любовь: «Мужья любите своих жен, как и Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее…

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей его.

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа». [51. 5:25-33]

Глубочайший смысл содержат эти слова апостола. Если марксисты видели в семье только отношения, построенные на материальной зависимости, то Павел главным содержанием семейных отношений считает любовь. Он преломляет слова Христа о любви к ближнему и указывает, что любовь к жене это любовь к собственному телу, так как муж и жена одна плоть, которая завершает свое слияние в детях, являющихся частицами отца и матери. В семье любовь как эротическое чувство перерастает в духовную и телесную связь, объединяя в единый союз супругов и детей. Апостол Павел вменяя мужу в обязанность любить жену, ничего не говорит о любви жены к мужу. Тысячелетние иудейские представления о положении женщины в браке дают о себе знать и Павел, воспитанный на древних еврейских традициях, обязывает жену бояться мужа. Ничего подобного в высказываниях Христа в Евангелиях мы не встретим.

Христианская церковь, столетиями охраняя святость брака, поддерживала неравное положение мужа и жены в семье. Однако именно христианство дало миру представление об идеальной семье любящих супругов. Трудно найти в какой-либо другой культуре, что-либо подобное христианской семье. Полторы тысячи лет христианская религия, будь то католицизм, православие или протестантизм была основой моногамного брака и христианской семьи. Даже ярый атеист и нигилист В. И. Ленин сочетался с Н.К. Крупской церковным браком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: