Старший ребенок

Начнем с того, что старший ребенок сперва воспитывается как единственный. Затем, когда для него стала уже привычной его привелигированная позиция, его “место” в душе родителей занимает новорожденный. Когда этот “захват” происходит до 5 лет, это становится крайне шокирующим переживанием для ребенка. После пяти лет старший уже имеет свое место вне семьи и хорошо сформированную идентичность, поэтому меньше ущемляется пришельцем.

Когда второй ребенок другого пола, негативная реакция первого не столь драматична; отсутствует прямое соревнование, потому характеристики старшего ребенка, описанные здесь, выражены гораздо слабее.

Когда второй ребенок того же пола, его воздействие на первого очень сильно. Оно стимулирует один из общих стереотипов поведения старшего ребенка: он очень старается быть хорошим, чтобы родители продолжали любить его больше, чем новорожденного. Родители неосознанно усиливают эту тенденцию, говорят старшему, что он (или она) больше и умнее новорожденного, а следовательно, лучше, несмотря на то, что сейчас все внимание родителей поглощено малышом. Родители также ожидают, что старший будет подавать ему хороший пример – быть хорошим мальчиком (или девочкой) – и помогать ухаживать за малышом. В результате старший обычно приобретает многие родительские качества: он умеет быть воспитателем, способен принимать на себя ответственность и выполнять роль лидера. Больше половины президентов США были старшими сыновьями; 21 из 23 первых американских астронавтов были старшими или единственными в семье.

Это чувство ответственности может быть тяжелым бременем и старший ребенок превращается в тревожного субъекта, стремящегося к совершенству, который не смеет ошибиться или расстроить своих родителей или другую авторитетную фигуру. Если стандарты достижения в какой-то семье будут ориентированы на успех в преступной деятельности, старший будет стремиться к высоким результатам в этой области. Старший может быть священником, или, как Гитлер, маниакальным мировым лидером.

Упор на высокие достижения делает старшего ребенка более чувствительным, более серьезным, менее склонным к играм, чем другие. Он обычно упорно трудится и добросовестен во всем за что принимается, хотя и не принимает критику.

Другое ранее и по-своему исключительное воздействие на старшего ребенка состоит в том, что для его родителей забота о новорожденном нова и непривычна. Они обычно очень взволованны появлением первого ребенка, ожидают его с нетерпением и уделяют пристальное внимание всему, что происходит с младенцем: первая улыбка, первое слово замечаются и заносятся в специальную “книгу ребенка”. Развитие родившихся позже детей уже более знакомо родителям и каждый последующий ребенок (без дефектов) получает меньше внимания, становится привычным. Но первый ребенок – это, прежде всего – эксперимент, и родители даже не слишком-то понимают, что они делают в это время. Как сказал один драматург: “С детьми приходится обходится как с блинами: первый всегда выкидывают”.

Старшие дети учаться идентифицировать себя с родителями и часто в итоге становяться хранителями статус-кво, первые преподают семейные традиции и мораль своим младшим братьям и сестрам, а затем пытаюсь распространить их на остальной мир. Они могут стать столь ригидны, что не желают принимать какие-то изменения или компромиссы.

Отчасти из-за привычки рассчитывать только на свои силы и идти своим путем, отчасти из-за того, что они не демонстративны и слишком серьезны, старшие дети испытывают по сравнению с другими детьми большие трудности в приобретении друзей. Они обычно имеют только одного близкого друга. Им свойственна повышенная чувствительность к проявлениям личного неуважения и нетерпимость к чужим ошибкам.

Пол и количество младших братьев и сестер играют решающую роль в развитии личности ребенка. Если они разного пола, описанные характеристики будут отличаться и варьироваться. Если все младшие одного пола, особенно если их двое и больше, указанные качества усиливаются.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: