Средний ребенок

Средний ребенок, будь то второй из трех или один из средних в большой многодетной семье, с трудом поддается описанию. Он в одно и тоже время является старшим для тех, кто родился после него, к младшим для тех, кто родился прежде. Поэтому он часто может затрудняться в самоопределении своей личности и не сформировать отчетливой специфики. На него не накладывается отпечаток, как на ребенка, рожденного первым, привычка быть впереди, но он не может и оставаться малышом, как рожденный последним. Одно из исследований, проведенных на многодетных семьях, показало, что старший и младший всегда являются любимцами семьи.

Средний ребенок никогда не переживал безраздельного обладания своими родителями и не получал так много внимания, как первый. Хотя он оказывается в более спокойной расслабленной атмосфере, которая сопутствует повторным рождениям в семье, вскоре его также заменяет новорожденный. Средний ребенок вынужден соревноваться, как со старшим, более умелым, сильным братом или сестрой, так и младшим, беспомощным и более зависимым. В результате средний ребенокможет колебаться между попытками походить на старшего и попытками снова вернуться к роли опекаемого младенца, не имея твердых ориентиров для выделения своей индивидуальности. В результате средние дети в зрелом возрасте менее способны проявлять инициативу и мыслить независимо. В общем у них самая низкая мотивация к достижению, особенно в учебе, и их предпочтительно отправлять в колледж в последнюю очередь из всех остальных членов семьи.

Средний ребенок, поскольку он лишен прав старшего ребенка и привилегий младшего, часто чувствует несправедливость в жизни. В своих попытках почувствовать собственную значимость средние дети пытаются соревноваться с остальными и, если единственный способ установиться в семье, ориентированной на достижение результатов – это стать разрушителем, они делают это. Они могут становиться саморазрушителями, например, пить и есть слишком много, а могут стать социальными разрушителями, став членами гангстерских банд или мелкими преступниками (но редко крупными воротилами). Часто они могут просто сформировать надоедливые, привлекающие внимание привычки.

Поскольку средние дети обычно более ответственны, чем младшие, у них возникает больше проблем, чем у младших и у старших, и они более интровертированы, чем те и другие. Они лишены авторитета старших и спонтанности младших. Однако средние дети часто умеют хорошо вести дела с различными людьми, поскольку вынуждены были научиться жить в мире со своими младшими и старшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами. Вследствие этого они обычно дружелюбны со всеми и активно стремятся к дружеским взаимоотношениям. Они хорошо умеют вести переговоры и часто становятся дипломатами, секретарями, парикмахерами, атлетами, официантами – занятия требующие такта, но не слишком большой агрессивности. Поскольку в жизни они жаждут внимания и теплоты, они могут направиться в сферу увеселений.

Существует, разумеется, широчайший спектр средних позиций с вариациями в возрасте, полах и количестве братьев и сестер – слишком много, чтобы обсуждать их по отдельности. В общем случае средний ребенок будет иметь большую часть характеристик той позиции, к которой он ближе всего. Другими словами, средний ребенок, который ближе по возрасту к старшему в семье или является вторым из четырех или более, будет больше походить на старшего ребенка. Если средний ребенок находится на нижнем конце порядковой шкалы, его характеристики будут приближаться к младшему ребенку. Средний ребенок, находящийся в самом центре этой шкалы, вероятно, поровну разделит характеристики младшего и старшего и окажется наиболее не определившимся среди всех средних детей.

Описанное выше влияние пола и возраста старших и младших сестер чрезвычайно важно для развития личности среднего ребенка. Мальчик, имеющий младшего брата и старшую сестру, будет иметь другие характеристики, чем мальчик, имеющий младшую сестру и старшего брата.

Если все дети одного пола, средний ребенок находится в самом проигрышном положении. Он (или она) получит меньше всего внимания и будет подавлен необходимостью конкуренции. Такой средний ребенок будет, возможно, наиболее запутавшимся, поскольку он (или она) имеет почти равную смесь характеристик младшего и старшего, будет наиболее тревожным и самокритичным.

Если средний ребенок растет среди старших и младших детей только противоположного пола, он (или она), несмотря на все, что может получать наибольшее внимание в семье. Это может сформировать среднего ребенка, который настолько избалован, что для него вопрос о супружестве даже не встает, поскольку его домашнюю ситуацию повторить невозможно. Такой средний ребенок даже будет иметь трудности в приобретении друзей среди сверстников одного пола.

Психологические основы выбора.

1. Понятие межличностной аттракции, ее структура.

2. аттракция как эмоция.

3. аттитюд на другого человека.

4. эмоциональный компонент межличностного восприятия.

5. Регулятивная роль аттракции.

6. Детерминанты эмоциональных отношений в паре. Факторы возникновения привязанности и любви.

7. Анализ теории брачного выбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: