Экзаменационный Билет №9

1. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное, бессознательное). Различные подходы к изучению неосознаваемого.

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за «порогом» сознания. Все неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса: бессознательные механизмы сознательных действий, бессознательные побудители сознательных действий и «надсознательные» процессы. В свою очередь, в первый класс – бессознательных механизмов сознательных действий – входят три класса: бессознательные автоматизмы, бессознательные установки, бессознательные сопровождения сознательных действий.

Под бессознательными автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются без участия сознания, как б сами собой. Одни процессы составляют группу первичных автоматизмов. В данную группу входят врожденные или сформированные в первый год жизни действия: сосательные движения, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Другие называются навыками. К этой группе действий относятся те, которые вначале были осознаваемы, но затем в результате многократного повторения и совершенствования их выполнение перестало требовать участия сознания, они стали исполняться автоматически.

Во второй класс – бессознательных побудителей сознательных действий – входят: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Такое деление исходило из теории З. Фрейда.

Третий класс бессознательных процессов образуют «надсознательные» процессы. К этой категории относятся процессы образования некоего интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы.

Бессознательные установки важны для человека, поскольку обеспечивает в случае внезапной необходимости выполнение заранее спланированного действия. Такая готовность даже при воздействии другого, не ожидаемого раздражителя может вызвать выполнение заранее предлагаемого действия, что, конечно, очень часто является ошибкой.

Согласно теории Фрейда, в психике человека существуют три сферы, или области: сознание, подсознание и бессознательное. К категории сознания он относил всё, что осознаётся и контролируется человеком. К области подсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула (например: сексуальное влечение, невротические симптомы).

В отечественной психологии неосознаваемые психические процессы принято разделять на три класса:

˗ неосознаваемые механизмы сознательных действий,

˗ неосознаваемые побудители сознательных действий,

˗ надсознательные процессы.

Неосознаваемые механизмы сознательных действий делятся на неосознаваемые автоматизмы и неосознаваемые сопровождения сознательных действий. К надсознательным процессам относятся и морально-этические ценности.

2. Клиническая психология: предмет и объект, дефиниции и базовые категории. Принципы и подходы к оценке психической нормы и патологии.

Предметом клинической психологии является изучение механизмов и закономерностей возникновения стойких дезадаптивных состояний.

Клиническая (медицинская) психология - это отрасль психологии, главными задачами которой является решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний.

Клиническая психология занимается также диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях. Работа клинического психолога направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

Разделы клинической психологии в себя включают:

1. психологию больных людей;

2. психологию лечебного взаимодействия;

3. норму и патологию психической деятельности;

4. психологию девиантного поведения;

5. психосоматику, то есть проблемы связанные с соматическими расстройствами;

6. неврозология или причины возникновения и протекания неврозов.

Существуют биологическая и биосоциально-нормативная модель нормы и патологии:

Биомедицинская модель болезни центрирована на изучении природных факторов как внешних причин заболевания. Биомедицинскую модель болезни характеризуют четыре основные идеи: 1) теория возбудителя; 2) концепция трех взаимодействующих сущностей – «хозяина», «агента» и окружения; 3) клеточная концепция; 4) механистическая концепция, согласно которой человек - это прежде всего тело, а его болезнь - поломка какой-то части организма.

В основе биосоциально-нормативной модели лежит диада «диатез – стресс», где диатез – это биологическая предрасположенность к определенному болезненному состоянию, а стресс – психосоциальные факторы, актуализирующие эту предрасположенность.

В рамках биопсихосоциальной парадигмы болезнь рассматривается как такое расстройство, которое угрожает дисфункцией - неспособностью психобиологических механизмов выполнять свои функции в определенном социокультурном пространстве. При этом не каждое расстройство функционирования однозначно является болезнью, но только такое, которое становится причиной значимой для личности угрозы существованию в конкретных условиях среды. Согласно теории нормы порой социально-психологический факт, когда происходит навешивание «ярлыка» «больного», может приводить к возникновению или прогрессированию уже имеющегося у человека нарушения здоровья.

Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма, соматического и психологического благополучия, радости жизни. Нормальное развитие, по 3. Фрейду, происходите помощью механизма сублимации, а развитие, которое происходит посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологии (отклонения от нормы) и патологические характеры.

3. Перечислите типичные ошибки при проведении деловых переговоров: в выборе места, времени, методов, аргументов и состояния противоположной стороны.

Деловые переговоры имеют двоякую цель – разрешить спор и в дальнейшем обеспечить сотрудничество. Таким образом, переговоры проводятся для того, чтобы договориться. Переговоры нужны, прежде всего, для того, чтобы совместно с партнером обсудить проблему, которая представляет взаимный интерес, и принять совместное решение.

Искусству ведения переговоров специально обучаются во всем мире. Большинство же наших предпринимателей не только никогда не обучались процессу ведения переговоров, но и не имеют опыта участия в них.

При проведении деловых переговоров следует избегать типичных ошибок:

˗ Неправильно выбрано время, место проведения для переговоров;

˗ Коммутатор держится подчеркнуто вызывающе или, напротив, ставит себя в положение неуверенного человека

˗ В общении ведет себя закрыто, не желает идти на поиск конструктивного решения проблемы;

˗ Не соблюдает обычаи, этикет, необходимую дистанцию в общении;

˗ Воспринимает собеседника как противника, соперника;

˗ Концентрируется на позициях, а не на интересах, стремится любыми путями навязать свою точку зрения;

˗ Категоричен, резок в высказываниях не последователен в высказываниях и поступках.

Для успешного ведения деловой беседы нужно иметь и развивать 10 наиболее важных черт, которые можно объединить в две группы. Это коммуникативные черты: вера в себя, вежливость, жизнерадостность, терпеливо отношение к критике в свой адрес, тактичность; а также личностные: исполнительность, инициативность, хорошая память, адаптивность, правдивость.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: