Качество продукции: понятие, функции, социально-экономическое значение его повышения. Система показателей качества продукции и методы их определения

ОТВЕТ: Качество — совокупность свойств и характеристик товара или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество продукции определяется как степень с которой совокупность собственных характеристик изделий выполняет требования потребителей к их качеству.

Как экономическая категория качество продукции реализует следующие функции:1меру удовлетворения потребностей;2важнейшего свойства товара или услуги, без которого невозможно получить признание потребителей;3определителя уровня таких показателей деятельности предприятия, как себестоимость, прибыль, рентабельность, цена, конкурентоспособность.

Значение повышения качества продукции для социалано-экономического развития страны и предприятий состоит в следующем:

Улучшение качества товаров массового потребления обеспечивает более полное удовлетворение потребностей населения, что свидетельствует о прогрессе его жизненного уровня.

Повышение качества продукции является фактором экономии живого и овеществленного труда, а значит и роста эффективности производства. Улучшение качества продукции равносильно увеличению ее количества без ввода дополнительных производственных мощностей и привлечения дополнительных инвестиций.

Рост экологических параметров продукции ведет к улучшению экологической обстановки.

Повышение качества продукции расширяет экспортные возможности предприятий и страны.

Качество продукции зависит от многих факторов, важнейшее место среди которых занимает научно-технический прогресс, инновационная и инвестиционная активность предприятий, организация производства, труда и управления, мотивация и стимулирование труда, профессиональный и квалификационный уровень персонала и другие. Многообразие факторов повышения качества продукции обусловливает систему показателей качества, необходимость ее оценки и создания на предприятии системы обеспечения качества продукции.

Показатели качества — количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки.

Показатели назначения характеризуют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости. Показатели надежности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости). Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании (например, удельная энергоемкость, удельная материалоемкость). Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек — изделие — окружающая среда».Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, рациональности формы и т. п.). Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам, а также ее насыщенность стандартными, унифицированными и оригинальными элементами. Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.Показатели безопасности характеризуют обеспечение безопасности потребителя при эксплуатации или потреблении продукции, а также обслуживающего персонала при обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и прочих действиях с продукцией. К методам определения качества относятся: 1) инструментальный (измерительный)- основан на использовании технических средств измерений; с его помощью определяются, например, габариты, скорость движения, напряжение. 2) расчетный- заключается в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами; применяется на стадии проектирования продукции; служит для определения, например, производительности, прочности и т. д.

3) статистический (регистрационный) - использует правила прикладной математической статистики и основан на подсчете числа событий и объектов или затрат; им определяются, например, патентно-правовые показатели.

4) органолептический - основан на анализе восприятия продукции органами чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) без применения технических измерительных средств; показатели качества при этом выражаются в баллах.

5) экспертный - учитывает мнение группы специалистов-экспертов.

6) социологический - основан на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции; сбор информации проводится путем устных или письменных опросов.

7) комбинированный.

С точки зрения количества отражаемых свойств, показатели качества могут быть единичными (относящимися к одному свойству) или комплексными (относящимися к нескольким свойствам одновременно).

Комплексный показатель качества отражает несколько или все свойства данного вида продукции. Расчет комплексного показателя производится двумя методами:

■ аналитическим;

■ коэффициентным.

Аналитический метод используется в тех случаях, когда можно установить функциональную зависимость комплексного показателя от единичных.

Когда не удается построить функциональную зависимость, то используется коэффициентный метод, который учитывает значимость единичных показателей.

Рассмотренные показатели характеризуют способность продукции удовлетворять потребности. Однако для оценки не способности, а возможности удовлетворять потребности, необходимо учитывать также и затраты, которые обеспечивают удовлетворение потребностей. Для этого находится относительный комплексный показатель качества, который определяет экономическую эффективность качества.Показатель экономической эффективности качества (Эк) рассчитывается по формуле:

Эк = Эп/Зс+Зп где Эп - суммарный полезный эффект от потребления продукции определенного качества; Зс — затраты на создание продукции, р.; Зп — затраты на потребление продукции, р.

Ответ на вопрос о качестве продукции может быть получен при сравнении значений показателей качества двух или более видов продукции. Для оценки уровня качества продукции существует три метода;

• дифференциальный - подразумевает сравнение единичных показателей качества оцениваемой продукции с показателями качества базового образца;

• комплексный - основан на использовании обобщенного показателя качества, выражающего уровень качества одним числом отношением обобщенного показателя качества оцениваемой продукции к обобщенному показателю качества базового образца: Q = Qоц. +Qбаз.

Недостатком этого метода является сложность определения объективного обобщенного показателя качества.

• смешанный - применяется для оценки продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, когда дифференциальный метод не дает однозначного ответа, а использование комплексного метода не позволяет учесть все значимые свойства продукции. Оценка качества смешанным методом включает три этапа.

1. Объединение единичных показателей качества в группы. Наиболее значимые показатели качества рассматривают отдельно, не включая в группы.

2. Определение групповых комплексных показателей качества.

3. Сравнение значимых единичных и вычисленных комплексных показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: