ОТВЕТ: Классификация предприятий осуществляется по следующим признакам.
- Формам собственности: - государственные (в том числе коммунальные); - частные (в том числе совместные, смешанные).
2.Принципу отнесения отраслей к сферам производства'.
- предприятия по производству товаров (промышленные, сельскохозяйственные, строительные и т.д.);
- предприятия по производству услуг (здравоохранения, образования, науки и культуры и т.д.).
3.Размерам предприятия: - малые (до 100 работающих); - средние (от 101 до 500 работающих); - крупные (более 500 работающих).
4.Принадлежности капитала и его контролю: национальные; зарубежные (национальные за рубежом).
5.Цели: - получение прибыли (коммерческие предприятия); - удовлетворение, главным образом, социальных потребностей домашних хозяйств (некоммерческие предприятия).
Цели юридических лиц: - Получение прибыли - Удовлетворение потребностей без получения прибыли
Организационно-правовые формы подразделяются на:
Коммерческие предприятия:
1. Хозяйственные товарищества: - полные товарищества - коммандитные товарищества
2. Хозяйственные общества: - ОАО - ЗАО - ООО - ОДО - Дочерние и зависимые общества
3. Производственные кооперативы
4. Унитарные предприятия
Некоммерческие организации: - потребительские кооперативы
- учреждения для осуществления управленческих и социально-культурных функций
- благотворительные и другие фонды
- общественные и религиозные организации (объединения)
- объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)
Коммерческий расчет как метод хозяйствования: сущность, предпосылки, признаки, принципы. Сущность и условия для оценки самоокупаемости и рентабельности в системе коммерческого расчета.
ОТВЕТ: Коммерческий расчет – метод хозяйствования, реализующий рыночные отношения с целью получения предприятием прибыли. Он присущ только тем предприятиям, которые ведут коммерческую деятельность, реализуют свои производственные товары (услуги) и получают прибыль.
Предпосылками организации коммерческого расчета на предприятии являются: частная собственность и соблюдение принципов предпринимательства; правовая защита собственности и конкуренции; свободное перемещение труда и капитала; свободное ценообразование; оптимальное государственное регулирование экономики; наличие и соблюдение норм и нормативов использования трудовых и материальных ресурсов в производстве; соблюдение принципов, форм и методов современной организации производства и труда; эффективная мотивация и стимулирования труда в зависимости от конечного результата производства.
Принципы коммерческого расчета – это ключевые аспекты успешной работы предприятия, самофинансирование, самоокупаемость и рентабельность; экономическая заинтересованность и экономическая ответственность; хозяйственная самостоятельность; испытание конструкцией.
Коммерческий расчет в совокупности с другими методами и элементами экономического механизма предусматривает формирование и реализацию глобальной политики развития предприятия и соответствующих политик по важнейшим направлениям его деятельности, включая:
♦ обеспечение эффективности производства;
♦ развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение капиталовложений и размещение производства;
♦ финансирование хозяйственной деятельности и использование финансовых ресурсов;
♦ развитие и внедрение передовых технологий и инноваций в производство;
♦ кадровую политику;
♦ политику ценообразования;
♦ техническую политику и другие направления деятельности предприятия.
Коммерческий расчет объединяет функции управления и экономические рычаги, направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия.
Конечной целью коммерческого расчета является определение совокупности управленческих действий для получения предприятием устойчивой прибыли и других выгод.
Важнейшими элементами экономического механизма, реализуемыми централизованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета, являются:
♦ глобальная политика и инструменты ее реализации в области ценообразования и оптимизации издержек производства;
♦ организация условий устойчивого финансирования производственной деятельности и развития предприятия.
Существуют различные способы и формы (модели) использования экономических рычагов и методов коммерческого расчета, в зависимости от поставленных задач:
Формирование политики ценообразования;
Формирование издержек производства;
Формирование политики в области финансирования и кредитования хозяйственной деятельности предприятия
В этом случае использование рычагов и методов коммерческого расчета требует использования специальных методов и инструментов взаимодействия и расчета между подразделениями предприятия.
Конкретные механизмы (модели) коммерческого расчета для обеспечения эффективного управления функционированием и развитием промышленного предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий, формируемых на высшем уровне управления предприятия.
На реализацию принципов и выбор конкретных средств и методов коммерческого расчета оказывают влияние специфические особенности развития промышленных предприятий на современном этапе. Эта специфика зависит от вида деятельности, характера выпускаемой продукции и степени разделения труда в рамках предприятия, корпорации.
Конкурентоспособноть и конкурентные преимущества организации(предприятия): понятия, факторы и методы оценки, проблемы и пути повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.
ОТВЕТ:Конкурентоспособность предпр – это его способность производить и реализовывать на рынке конкурентоспос-ый товар или услугу.Конкурентоспособность товара – это степень реальн или потенциальн удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке.Конкурентное преимущество – какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает данный субъект хозяйствования и которая дает ему превосходство на рынке перед конкурентами.Факторы конкурентоспос предпр вкл внутренние и внешние факторы. Внешние факторы конкурентоспособности:- конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли;- характеристики спроса на товары предпр;- развитость и конкурентные преимущества отраслей;- методы гос регулир поведения производителей и покупателей. Внутренние факторы:1. Структурные:- прогрессивность производств-ой структуры предпр;- совершенствование организационной стр-ры предпр;- уровень регулирования производственных процессов; -сила конкуренции на входе и выходе производственной системы.2. Ресурсные:- уровень эффективности использования трудовых, матер, нематер и фин ресурсов;- сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность; 3. Технические:- удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;- уровень качества изготовления товаров.4. Экономические:- показатели рентаб прод, производства, капитала, продаж;- финансовая устойчивость предпр; Конкурентоспособность предпр оценивается 3 методами: а) интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, матер, нематер и фин производственных ресурсов; б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предпр и его доли на рынке. Пути повышения конкурентоспособности отечественных предприят:- повышение качества прод и уровня послепродажного обслуживания;-снижение себест-ти, цены потребления товара;- проведение целевых маркетинговых исследований;-совершенствование прогнозирования, планирования, организации, контроля.- применение инноваций с целью повышения экономической эффективности использования трудовых, матер, нематер. и фин ресурсов;- создание конкурентной среды в отраслях, разработка предприятиями конкурентных стратегий и периодическое их обновление;- ориентация высшего образования и системы повышения квалификации специалистов на конкурентоспособность предпр. Товар — это прод труда, которая удовлетворяет определенные потребности человека через рынок. Конкурентоспос-сть товара это степень реального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Среди товаров аналогич назначения большей конкурентоспос-стью на рынке обладает тот который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект и минимальную цену потребления. Конкурентные преимущества товара достигаются за счет пр-ва, прежде всего, нового востребованного товара или на основе эффективного использования всех ресурсов предпр и снижения издержек пр-ва с обеспечением относительно низких цен и высокого качества товара который выгодно отличается от аналогичных товаров-конкурентов.Факторы конкурентных преимуществ товара подразделяются на внешние и внутренние. К внешним факторам относ: -уровни конкурентоспос-сти страны, отрасли, региона, предпр; -сила конкуренции на рынке товаров;- появление новых потребностей; и т.д.К внутренним факторам конкурентного преимущества товара относ: -новизна структуры или состава товара; - рациональность организац и производств структур предпр; -конкурентоспос-сть персонала предпр; т.д. Основными факторами конкурентоспос-сти товара явл: - цена потребления товара; -уровень качества товара (в сравнении с конкурирующих предпр);- соотношение цены потребления товара и качества товара; и т.д.Среди факторов конкурентоспос-сти товара наиболее важным явл соотношение качества товара и цены его потребления. Методы оценки классифицируют на: -прямые и косвенные; -методы, применяемые на стадиях проектирования и изготовления прод, или реализации и эксплуатации товара; Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации товара;расчетные методы. К прямым относятся методы, основанные на использование общего показателя конкурентоспос-сти товара. К косвенным относ методы, основанные на анализе только параметров отдельных свойств прод, главным образом, техн или эконом параметров прод. Методы, применяемые на стадиях проектир и изготовлен прод, основаны на определении уровня ее потенциальной конкурентоспособности. Эти методы использ для обоснованного принятия решения о целесообразности ее промышленного пр-ва. Методы, применяемые на стадиях реализации и эксплуатации товара, в основном используются для обоснованного принятия решения о целесообразности модернизации или разработки новой прод. Расчетные методы оценки конкурентоспособности вкл комплексный метод, метод соотношений качества (полезного эффекта от использования товара) и затрат, Экспертный метод и др. Комплексный метод- определение интегрального показателя конкурентоспособности рассматриваемого товара по отношению к товару-конкуренту. Метод соотношения полезного эффекта от использования потребителем товара и затрат. Экспертные методы определения конкурентоспос-сть товара основаны на использовании опыта специалистов-экспертов. Например, экспертный метод применяется для оценки отдельных видов прод легкой и пищевой пром-сти при анализе таких свойств, как мода, аромат, вкусовые качества прод и т.п.