Эразм Роттердамский

Печатается по: Роттердамский Э. Философские

произведения. – М.: Наука, 1986.

Начало мудрости – познание самого себя;

О двоякой мудрости – истинной и ложной

Покой – это высшее благо; …Бог – наш покой, по своей природе Он – сама добродетель, отец и творец всех добродетелей. Но стоики, наихрабрейшие утвердители добродетели, скопище всякого рода пороков именуют глупостью; в наших сочинениях это называется злобой. Полную честность во всем и мы и они именуем мудростью. Но разве мудрость в соответствии с изречением мудреца побеждает злобу? Иисус Христос, наоборот, творец мудрости и сама мудрость, свет истинный, который один рассеивает ночь мирской глупости, Он, сияние Отчей славы, по свидетельству Павла, возродив нас в себе, стал для нас искуплением, оправданием и мудростью.

Конец ее [мудрости] – погибель, потому, что за ней по пятам всегда следует смертоносная гордыня; за гордыней – слепота души, за слепотой – тирания страстей, за тиранией страстей – общая жатва пороков и разнузданность любого прегрешения. За этой разнузданностью следует привычка, за привычкой – наинесчастнейшее оцепенение души, которое приводит к тому, что люди лишаются понимания зла.

Оцепеневших охватывает смерть тела, за которой наступает вторая смерть. Ты видишь, что мирская мудрость – мать величайшего зла.

О Христовой же мудрости, которую мир сей считает глупостью, ты читаешь: «Одновременно с нею пришли ко мне все блага и через ее руки неисчислимые богатства. Я радовался всему, потому что предваряла их эта мудрость, и я не знал, что она – мать всех благ». Ведь ее сопровождают скромность и кротость. Кротость дает нам способность воспринять божественный дух. <…>

Она не исчезнет в конце и не пропадет вместе с мирскими радостями, а соединится в радость вечную. Ее следует просить у Бога пылкими молитвами и по совету одного мудреца…

Считай, что начало этой мудрости – в познании самого себя. …Пусть никто необдуманно не берет на себя столь важное дело, как познание самого себя. Я не ведаю, знает ли кто-либо полностью свое тело и состояние духа?

… так как ты сам предпринял войну с самим собой, первая надежда на победу заключается в том, чтобы ты как можно лучше узнал себя…
[с. 37–62].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: