Самоопределения

В целом можно выделить примерно следующие этапы развития проблематики профессионального самоопределения, своеобразное перемещение акцентов в работе психологов-профконсультантов:

1) Конкретно-адаптационный этап, когда главным становится помощь клиенту в нахождении любой более-менее приемлемой по заработку работы. Это характерно для периодов социально-экономических бедствий и массовой безработицы. Работа консультанта часто сводится к работе «статиста», когда нужно просто выслушать клиента и предложить ему какие-то из имеющихся вакансий. Естественно, при наличии времени и других условиях возможна и более глубокая помощь, например, психодиагностическое обследование и даже психотерапевтическая поддержка (в идеале – помощь в обретении смыслов даже в таких вариантах, которые явно не соответствуют данному человеку…). Но часто для этого не хватает времени…

2) Диагностико-рекомендательный. В основе – «трехфакторная модель Ф.Парсонса, где выделяются три основных фактора (условия) эффективной профконсультации: изучение требований профессии к человеку – первый «фактор», исследование качеств человека с помощью тестов – второй «фактор», сопоставление требований с качествами человека и выдача рекомендации о пригодности или непригодности к данной профессии – третий «фактор». При этом качества человека и требования профессии рассматриваются как относительно стабильные, что и служит основой для «объективного» выбора… Хотя реально, и качества человека меняются, и сама профессия может измениться (что вызывает сомнения при реализации такого подхода к консультированию подростков, которым еще долго предстоит учиться, а соответственно, многие профконсультационные рекомендации для них быстро «морально» устаревают).

3) Искусственная «подгонка» человека и профессии, когда мало учитываются как требования профессии, так и особенности конкретного человека. Возможны следующие основные варианты реализации данного подхода: обман, манипуляция, агитация на непривлекательные профессии (были распространены в 60-80 гг. в СССР); умелая продажа себя на «рынке труда» (это, скорее, уже обман специально подготовленным человеком предприятий и государства в целом, например, сейчас - масса пособий по «эффективному построению карьеры», основанной на «умелой продаже себя работодателю»); разработка методик с элементами манипуляции (например, после обследования у многих «вдруг» выявляется интерес к «требуемым» профессиям…).

4) Диагностико-корректирующая, диагностико-развивающая профконсультация. В отличие от диагностико-рекомендательной модели профориентационной помощи, основанной на неизменности качеств и требований профессий, здесь делается попытка учитывать изменения в выбираемых профессиях, в их требованиях к человеку, а также учитывать изменения самого клиента (оптанта). Важной особенностью такого рода помощи оказывается возможность что-то улучшить в своей ситуации, корректировать свои качества, а также - постоянно корректировать свои выборы в зависимости от изменения требований профессии.

5) Учет изменяющегося общества. В дополнение к изменяющимся профессиям и изменяющемуся человеку происходит учет динамики общественных процессов. Сама профессия все больше начинает рассматриваться как средство для построения своего жизненного успеха, а также как средство для нахождения с помощью профессии своего места в данном обществе. Основные понятия, характерные для данного уровня развития профориентации являются: профессиональный и жизненный успех, карьера, образ жизни…

6) Учет изменения (развития) «ценностно-нравственного, смыслового ядра» самоопределяющегося человека. На данном уровне профориентационной помощи учитывается изменение представлений самоопределяющегося человека о самом смысле его профессионального выбора. Также учитывается не просто «успех», но и «моральная цена» за такой успех. Основными понятиями здесь становятся: совесть, чувство собственного достоинства, смысл жизни и выбираемой профессиональной деятельности.

Выход на более высокие (и более сложные) уровни развития профориентации порождает особые проблемы, в частности:

1) Неясность вектора развития (изменения) общества, когда сложно становится определить и свое место в таком «неопределеном» (или, лучше сказать, в «недосамоопределившемся») обществе. В такой ситуации важно формировать у клиента готовность к различным вариантам самоопределения, а также - готовность ориентироваться не только в реальном обществе, но и хоть какие-то попытки прогнозировать (по-своему) изменение общества…

2) Неясность с идеалами личностного и профессионального самоопределения (к чему стремится, с кого брать пример…). Это прежде всего, столь нелюбимая и болезненная для многих психологов проблема «элиты» (элитарных ориентаций). Между тем, еще Э.Эриксон писал, что для подростка очень важно определить для себя «аристократию» (образец «лучших людей») и «идеологию», чтобы обосновать свои жизненные выборы (Эриксон Э., 2000, С.251)…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: