Рекомендательный библиографический список

Виндельбанд Вильгельм. О свободе воли // Избранное. Дух и история. –

М., 1995.

Войтыла К.(папа Иоанн Павел II). Основания этики // Вопр. философии.

– 1991. - № 1.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998.

Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974.

Ролз Джон. Теория справедливости. – Новосибирск, 1995. – Гл. 2.

Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.

Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. – М., 1994.

Этика / Под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М., 2000.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие…………….…………………………………….. 3

Лекция 1. Этика и мораль: основные понятия……... 5

Понятие этики. Нормативная и теоретическая этика. Понятие «научной», «религиозной», «профессиональной» этики. Понятие морали

Лекция 2. Природа и функции морали…………………. 15

Проблема природы морали в этике. Природные, социальные и духовные основы нравственности. Основные функции морали, их анализ

Лекция 3. Структура морали……..………………………… 35

Моральное сознание, его структура. Нормы и принципы

как элемент морали, их классификация. Нравственные отношения и нравственная деятельность, их анализ

Учебное пособие

Матвеев Павел Евлампиевич

Этика основы общей теории морали

Курс лекций

Часть первая

Редактор А.П. Володина

Корректор И.А. Арефьева

Компьютерная верстка и дизайн обложки И.П. Матвеев

ЛР № 020275 от 13.11.96. Подписано в печать 27.05.02

Формат 60х84/16. Бумага для множит. техники. Гарнитура Таймс.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,02. Уч.-изд. л. 3,1. Тираж 100 экз.

Заказ 227-2002

Редакционно-издательский комплекс

Владимирского государственного университета.

600000, Владимир, ул. Горького, 87.

-----------------------

[1] Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. – М., 1964. – Т.

3. - С. 661.

[2] Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. – М.,

1964. – Т. 4. Ч. 1 - С. 454.

[3] Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Собр. соч.: В 22 т. – М.,

1983. – Т. 16. – С. 209.

[4] См.: Аристотель. Большая этика // Собр. соч.: В 4 т. – М., 1983.

- Т. 4; Аристотель. Никомахова этика. Там же.

[5] См.: Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни

человека, по учению слова Божия // Философские произведения. – М., 1990.

[6] Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Собр. соч.: В 22 т. – М.,

1983. – Т. 16. – С. 209.

[7] Кропоткин П.А. Этика. - М., 1991. – С. 34.

[8] См.: Лоренц К. Агрессия. - М., 1994; Эфроимсон В.П. Генетика и

этика. - СПб., 1995.

[9] См.: Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984.

[10] См.: Ayer A.J., Language, Truth and Logic. Harmondsworth,

Penguin, 1982.

[11] См.: Войтыла К. (папа Иоанн Павел II). Основания этики // Вопр.

философии. – 1991. - № 1.

[12] Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения //

Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: В 2 т. - М., 1994.

- Т.1. - С. 7.

[13] См.: Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты // Творения

святителя Игнатия Брянчанинова: В 7 т. - М., 1991. - Т. 1 - 2; Св. Тихон

Задонский. О истинном христианстве // Творения св. Тихона Задонского: В 5

т. - Изд. Псково-Печорского монастыря. – 1994. – Т. 2 - 3; Св. Феофан

Затворник. Указ. соч. - Т. 1 - 2; Арх. Платон. Православное нравственное

богословие. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1994.

[14] Иллюстрированный энциклопедический словарь (ИЭС). – М., 1995. –

С. 447.

[15] См.: Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского

языка: В 4 т. – М., 1989. – Т. 1. – С. 7.

[16] См.: Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 1998. – С. 26 - 28.

[17] Ожегов С.И. и. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. –

М.,

1993. - С. 433.

[18] См.: Марксистская этика. - М., 1986. – Гл. 1, 4.

[19] Лоренц К. Указ. соч. - С. 36.

[20] Там же. С. 32.

[21] Там же. С. 38.

[22] Там же. С. 45.

[23] См.: В.П. Эфроимсон. Генетика и этика. - СПб., 1995.

[24] Лоренц К. Указ.соч. – С. 258.

[25] Биоэтика: проблемы, трудности, перспективы // Вопр. философии. -

1992. - № 10. См., также: Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика:

аксиологические альтернативы // Вопр. философии. - 1994. - № 3; Тищенко

П.Д. К началам биоэтики // Вопр. философии. - 1994. - № 3 и др.

[26] О христианско-православной точке зрения на проблемы биоэтики см.:

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII // Служба

коммуникации ОВЦС МП. – М., 2000. https://www.russion-orthodox-church.org.ru

[27] См.: Мур Дж. Принципы этики. – М., 1984. – С. 68. В данной книге

Дж. Муром даётся очень содержательный критический анализ натуралистической

этики, в том числе гедонизму и эвдемонизму. – Гл. 2, 3.

[28] Мф. 10, 22.

[29] Суть этой дилеммы в следующем. Представим себе двух узников,

которых допрашивает по одиночке прокурор. Они знают, что если оба

сознаются в совершении преступления, то получат по 5 лет заключения. Если

оба не сознаются, то по 1 году каждый. Но если кто-то один сознается, а

другой – нет, то сознавшийся будет освобождён, несознавшийся осужден на 10

лет:

|Первый узник |Второй узник |

| |непризнание |признание |

|непризнание |1: 1 |10: 0 |

|признание |0: 10 |5: 5 |

Наиболее рациональное решение для обоих – это не признаться. Но

практически всякий в такой ситуации признаётся, и оба получают по пять лет,

т.е. выбирают худший для обоих результат. Это объясняется недоверием их

друг другу, отсутствием гаранта их возможного договора. – См. о дилемме

узника также: Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск. 1995. – С.

291 – 291; Гусейнов А.А., Апресян Р.Г.. Этика. – М., 1998. – С. 405 – 409.

[30] Соловьёв Вл. С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. - М., 1988. Т.

1. - С. 241.

[31] Там же. С. 244.

[32] Войтыла К. Основания этики // Вопросы философии. – 1991.- № 1. –

С. 40.

[33] Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. – М.,

1994. – С. 32.

[34] Рим. 2, 14-15.

[35] Рим. 7, 14-15.

[36] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. IV.2.

// Служба коммуникации ОВЦС МП. – М., 2000. https://www.russion-orthodox-

church.org.ru

[37] Кант И. Критика практического разума // Соч.: В 6 т. – М., 1965.

– Т. 4. Ч. 1. – С. 413.

[38] См.: Фрейд З. Психология бессознательного. – М.,1990; Он же.

Основной инстинкт. – М., 1997; Он же. Толкование сновидений. – М.,1998 и

др.

[39] См.: Фромм Эрих. Психоанализ и этика. - М., 1993; Он же.

Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994 и др.

[40] Фрейд З. «Я» и «Оно» // Основной инстинкт – М., 1997. – С.

358.

[41] См.: Достоевский Ф.М.. «Записки из подполья», «Кроткая»,

«Братья Карамазовы», «Бесы» и др.

[42] Прот. А. Мень. История религии: В 7 т. – М., 1991. – Т. 1. – С.

139.

[43] Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973. – С. 315.

[44] См.: Соловьёв Вл.С. Оправдание добра // Соч.: В 2 т. – М., 1988.

– Т.1.

[45] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 1991. – С. 101.

[46] Там же. С. 101.

[47] Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. – М.,

1994. – С. 72.

[48] См.: Архимандрит Платон. Указ. соч. – С. 76 - 78.

[49] См.: Дробницкий О.Г. Понятие морали. – М., 1974; Гусейнов

А.А. Социальная природа нравственности. – М., 1974.

[50] См.: Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. – М., 1990.

– Т. 2.

[51] См.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представления. – М.. 1993. –

Т. 1 - 2.

[52] Мф. 5, 44.

[53] Мф. 22, 35 - 40.

[54] В данной схеме использованы идеи Дж. Ролза при его классификации

принципов. См.: Дж. Ролз. Теория справедливости. – Новосибирск, 1995. - С.

103 - 108.

[55] См.: Христианство // Энцикл. слов. - М., 1993. - Т. 1. - С. 41.

[56] Полный православный энциклопедический словарь. - М., 1992. - Т.

1. - С. 68.

[57] См. Журнал Московской патриархии. – 1971. - № 6.- С. 5 - 7;

Поместный Собор Русской Православной Церкви 30 мая - 2 июля 1971 года:

Документы, материалы, хроника.- М., 1972. - С. 129-131.

[58] См. об этом, например: Синицына Н.В. К истории русского раскола

XVII века // Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской

Церкви. Кн. 7. Приложение.

[59] Журнал Московской патриархии. – 1988. - № 8. - С. 14.

[60] Св. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. Ч.

1. // Творения иже во св. Отца нашего Феофана Затворника. Изд-во Свято-

Успенского Псково-Печорского монастыря и изд-во Паломник. –1994. - Т. 1. –

С. 90.

[61] Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973. - С 307 - 308.

[62] Хайдеггер М. Вещь // Время и бытие. - М., 1993. - С. 319.

[63] Там же. С. 319.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: