Переживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально- окрашенное состояние или явление действительности, выступающее для него как явление собственной жизни

Чувства - переживание своего отношения.

Эмоции - это форма выражения чувств.=>

Педагог должен занимать определенную позицию по отношению к переживаниям детей, он может организовать этот процесс. =>

И тогда драматизация - процесс организации чувств через культурно заданные формы (театр, музей, встреча рассвета). Переживание ведет к созданию нового образа. =>

Условия создания нового образа:

воспитывающая среда;

личность педагога - он проявляет образы, сталкивает, корректирует, выявляет и переконструирует, помогает осознать;

создание напряженной эмоциональной ситуации;

блокирование, задержка отреагирования педагогом (например, метод отсроченного воздействия у А.С. Макаренко - он дает ребенку время самому разобраться в своем поступке).

Приемы инициирования драматизации:

- театрализация - ребенок получает роль (создание детского театра);

- расширение среды (автостоп, организация экскурсий);

- групповая деятельность (общественная деятельность).

Позиции педагога - внутреннее эмоциональное богатство, открытость, сопричастность, эмпатия - сопереживание другому.

Осознавание - установление связи между объектами и образами на уровне вербализации (выведение наружу через слово). Например, проведение в детских лагерях вечерних огоньков, где обсуждается прожитый день, в т.ч. поступки детей. Для вербализации необходим диалог. Диалог - это соотнесение, выявление, актуализация двух или нескольких логик, задержка в точке удивления. «Диалог культур, логик, голосов» (С.Ю. Курганов). Внутренний диалог - рефлексия - анализ и осмысление своих действий.

Задача педагога: организовать диалог, стимулировать к обмену точками зрения.

Позиции педагога: друг, собеседник, тогда коммуникация строится как двухсторонний межличностный контакт; воздействие носит характер взаимной открытости, обращено к ценностям, личностным смыслам воспитанника и воспитателя.

3. Сублимация - психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Превращение, трансформация, разрешение, разрядка. Не запрет, а легализация инстинктов в культурной форме (компьютер, спорт, активные виды отдыха).

Задачи педагога: предлагает культурные формы легализации инстинкта, увлекает, включает, задает выбор.

Позиция педагога: понимание, наблюдение, оценивание. Это освоение нового способа жизнедеятельности (например, шефская работа).

4. Вытеснение, изгнание образа - осуществляется на трех уровнях:

- недопускание к осознанию, блокировка образа;

- осознание и логичное принятие решения о его вытеснении;

- аннулирование действия (через изоляцию, либо считаем это неважным для себя).

Виды аннулирования: запрет; запрет коллектива; табу; ритуал; прощение с последующим забвением.

Задачи педагога: переключение на другой вид деятельности, разъяснение, запрещение в связи с угрозой для жизни, прощение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: