Принцип сочетания общих и локальных интересов

7. Субъекты и объекты государственного регулирования рыночной экономики.

ГР в той или иной мере затрагивает всех участников соц-эк процессов (отдельных индивидов, групп людей, организаций, предприятий, министерств, ведомств и т.д.), которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования.

Главный субъект регулирования - народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования.

Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов.

Носители экономических интересов - это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. Их индивидуальные экономические интересы, зачастую не только различные, но и диаметрально противоположные, представляют выразители хозяйственных интересов.

В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы (профсоюзы, союз предпринимателей, фермеров и др.). Носители экономических интересов могут выражать свои индивидуальные интересы в средствах массовой информации, на митингах и демонстрациях, обращаться с протестами, требованиями и петициями в центральные и местные органы государственного управления.

Кроме официального обращения, они иногда лоббируют свои интересы в органах государственного управления.

Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны.

Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Выраженные экономические интересы по мере их поступления в государственные органы не всегда полностью или частично исполняются. Это связано со многими обстоятельствами:

• во-первых, выраженные интересы различных носителей чаще всего противоречивы;

• во-вторых, они могут противоречить целям экономической политики государства, обеспечивающей экономическое равновесие, социальную стабильность, сбалансированность бюджета и т.д.;

• в-третьих, возможности государства (в том числе и финансовые) имеют определенные границы.

Взаимодействие субъектов регулирования также обеспечивается благодаря обратным связям.

Обратные связи проявляются в различных формах: носители хозяйственных интересов могут поддерживать правительство либо отказывать в поддержке, выступать с предупреждениями в его адрес. Парламент может выражать недоверие правительству. Главной линией обратной связи между носителями и исполнителями эк интересов является доверие или потеря доверия, поддержка носителями и выразителями эк интересов проводимой государством экономической политики.

При изучении мнений носителей экономических интересов о принимаемых государством мерах регулирования экономики прибегают к анкетному опросу, который осуществляется специализированными научно-исследовательскими центрами.

Обработка данных опроса позволяет выявить и заранее распознать отношения носителей экономических интересов к общему курсу или конкретным мерам ГР экономики.

Объектом ГР может являться экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, сфер, предприятий. В качестве объекта регулирования выступают соц-эк явления, процессы, ситуации. Объекты могут существенно отличаться друг от друга по характеру, иерархическому уровню (уровень фирмы, предприятия, региона, отрасли, сектора экономики, национальной экономики в целом). Это могут быть структура нац экономики, масштабы общественного производства, темпы эк роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т.д.

В самом общем виде объектами ГР являются макро- и микроэкономика.

Макроэкономика представляет собой единый народнохозяйственный комплекс, который имеет специфическую хозяйственную базу и характеризуется особыми вертикальными связями между государственными органами и отдельными хозяйствующими субъектами. Материальный фундамент макроэкономики - национальное богатство.

В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, секторальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка), окружающая среда, внешнеэкономические связи.

В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство. Именно выделенные совокупные величины, соответствие их объемов и структуры составляет основу объективного экономического закона пропорционального развития экономики. При нарушении этого соответствия возникает макроэкономическое неравновесие, которое проявляется в структурных кризисах, кризисах перепроизводства, в массовой безработице и инфляции.

Микроэкономика может быть представлена отдельными экономическим агентами: фирмами, домохозяйствами. Фирма как юридическое лицо является хозяйственной организацией.

Домохозяйство - это экономическая единица, состоящая из одной или более единиц.

Следует отметить, что именно объект предопределяет содержание регулирования, его формы и методы. Например, рассматривая в качестве объекта ГР национальную экономику, т.е. экономику конкретной страны, необходимо учесть ее особенности, состояние развития на соответствующем этапе, уровень развития производительных сил и производственных отношений. При этом важно правильно выбрать макроэкономические показатели, критерии и индикаторы, описывающие эти процессы. Исходя из целевых ориентиров, особенностей, уровня и состояния развития экономики вырабатывается механизм регулирования, способный обеспечить достижение поставленных целей в области экономического и социального развития страны. Он должен обеспечить экономическую стабильность, гармоничное развитие производства и социальной сферы, укрепление научного потенциала, создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования и реализации как общественных, так и частных интересов.

В условиях РБ переходного к рынку периода в качестве важнейших объектов ГР следует выделить:

• качественное преобразование процесса воспроизводства;

• денежное обращение;

• условия и источники накопления капитала;

• структуру народного хозяйства;

• структуру форм собственности;

• процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации государственной собственности;

• формирование конкурентной среды;

• формирование и развитие системы предпринимательства;

• развитие социальной сферы;

• механизм социальной защиты населения;

• трудовые отношения;

• окружающую среду;

• внешнеэкономические связи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: