Анализ производства и продажи продукции

Объем производства отражает результат хозяйственной деятельности производственного предприятия и представлен следующими основными показателями: валовый оборот, валовая продукция, товарная продукция и реализованная продукция

В упрощенном виде модель взаимосвязи валовой и реализованной продукции можно представить в виде уравнения товарного баланса производственного предприятия:

РП = ВП – ∆НП – ∆ЗТП – ∆ООП,

где РП – объем реализованной продукции; ВП – объем валовой продукции; ∆НП – приращение остатков незавершенного производства; ∆ЗТП – приращение запасов товарной продукции на складах; ∆ЗТП – приращение остатков отгруженной продукции.

Анализ начинают с изучения динамики выпуска и продажи продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. При этом объемы производства и продажи продукции должны быть выражены в сопоставимых ценах, за основу которых принимаются цены базисного периода (стоимость продукции в действующих ценах разделить на базисный индекс цен, который рассчитывается как произведение цепных индексов).

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду.

Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана выпуска по ассортименту рекомендуется осуществлять следующими способами:

1) по способу среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый выпуск продукции:

где СВПасс – средняя степень выполнения плана выпуска по ассортименту; – фактический объем производства продукции i -го вида в пределах плана; – плановый объем производства продукции i -го вида.

2) по удельному весу изделий, по которым план выполнен (складывается удельный вес тех изделий, по которым план в отчетном периоде был выполнен).

Выполнение плана выпуска по ассортименту также допустимо в разрезе цехов и прочих структурных подразделений предприятия.

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех показателей.

Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

Кроме того, анализ структуры продукции и влияния структурных сдвигов на объем производства можно провести и при помощи приема разниц с использованием процентных чисел. Такой расчет возможен при условии, что выпускаемая продукция является сопоставимой, т.е. по данному ассортименту возможен расчет итоговой суммы физического объема выпуска и определение средней цены единицы продукции:

∆ТП (d) = ∆p(d) × qф,

где: ∆ТП (d) – отклонение стоимостного объема товарной продукции за счет изменения структуры выпуска; ∆p(d) – отклонение средней цены продукции за счет изменения структуры выпуска; qф – фактический объем выпуска в натуральном выражении.

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом. Аритмичность производства продукции влияет на все экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, образуются потери прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: