Правительство Великобритании: структура, правовое положение и компетенция

Глава правительства - монарх. Формирование правительства начинается с назначения премьер-министра, который представляет список кандидатов (монарх не должен возражать). Формально, король свободен в выборе, но на деле обязать предложить это место лидеру парламентского большинства. Премьер автоматически получает звание первого лорда казначейства. Может принять любой министерский портфель. Иногда премьер-министр назначает официального заместителя. Его право - назначение и смещение министров (должен, однако, считаться с мнением лидеров партии). В правительстве должны быть представлены основные внутрипартийные группировки, а так же основные регионы. Ряд мест резервируется за лордами, которые должны будут представлять правительство в верхней Палате. Канцлер казначейства и другие высшие финансовые руководители должны принадлежать к нижней Палате.

Тайный совет. Считается, что тайный совет осуществляет консультативные функции при монархе (почетно). Около 300 человек - некоторые действующие и отставные министры, высшие судьи и епископы-англикане, бывшие послы и т.п. (министры, высшие должностные лица, не входящие в правительство и почетные члены). В принятии политических решений от Тайного совета участвуют только действующие министры. Кворум составляет 3 человека. Если собирается в более широком составе, то не обсуждает правительственные предложения, а утверждает их.

Структура правительства.

Государственных служащих в парламенте может быть не более 95, так как министрами бывают только парламентарии (обычно 75-80). Однако правительственные поручения регулярно выполняют «кнуты» правящей партии, а так же парламентские секретари министров. Поэтому реально правительство в парламенте представлено группой в 110-120 человек. Согласно доктрине о коллективной ответственности правительства все его члены должны голосовать в парламенте солидарно.

В состав правительства, кроме премьер-министра, входят:

государственные секретари - собственно министры, руководители самостоятельных ведомств - департаментов;

министры - носители некоторых традиционных знаний Тайного совета (лорд-хранитель печати, лорд-председатель совета, канцлер герцогства Ланкастерского), а так же министры без портфеля (либо синекуры (если премьер желает ввести в правительство заслуженного деятеля, который не может взять на себя бремя ответственности за конкретный департамент), либо исполнители специальных поручений премьера).

К старшим министрам (см. выше) примыкают:

главный «кнут» правящей партии и его заместители. Входят в правительство и носят правительственные звания;

генеральный атторней и его заместитель - генеральный солиситор. Они являются юридическими советниками правительства (функции прокуроров), а так же представляют корону в суде в случае предъявления к ней иска.

Младшие министры, которые не имеют собственных дискреционных полномочий:

государственные министры - заместители «настоящих» министров;

парламентские секретари - руководители определенного направления в министерстве или стажеры.

Министры получают заработную плату одновременно и в своем качестве, и в качестве парламентариев.

Кабинет. Осуществляет текущее управление государством. В его деятельности принимают участие более 20 человек. Главная задача - согласование деятельности ведомств для обеспечения их солидарных действий в интересах правящей партии. Деятельность кабинета не регулируется законом. Все члены кабинета назначаются премьером, но главы важнейших департаментов всегда получают здесь место, а так же руководителя партийных фракций. На заседания приглашаются руководители ведомств, чьи вопросы обсуждаются. Голосование проводится редко, обычно итог подводит премьер-министр. Деятельность носит закрытый характер, министры обязуются не разглашать сведений о своей работе.

Формирование внутреннего кабинета. Премьер редко выносит вопрос на обсуждение кабинета, не посоветовавшись с наиболее авторитетными министрами из внутреннего кабинета. Глава правительства даже самые важные решение может принимать посоветовавшись лишь с ближайшим окружением.

Министры, несущие коллективную ответственность за состояние правительственных дел, однако обычно де вторгаются в дела своих коллег.

Предварительное согласование позиций происходит в ходе заседаний комитетов кабинета. Министры представлены в них лично или через своих замов. Комитеты могут получить полномочия самостоятельно решить вопрос, но в большинстве случаев только дают рекомендации кабинету, который обычно соглашается с ними.

Контроль осуществляют комитеты (с точки зрения превышения правительством своих полномочий), а так же судом (подтверждение действенности законов).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: