Социальная технология – совок-ть методов и приёмов, позволяющих добиваться рез-ов в задачах взаимодействия между людьми. Особенности современной науки упр-ия как самостоятельного направления в современном познании мира во многом объясняются тем, что ее важнейшим системообразующим компонентом является сфера духовной жизни людей, состояние общественного и индивидуального сознания. Любой субъект упр-ия дей-ет не только в определенной социально-экономической, политической, но и духовно-культурной среде (отличается большой самостоятельностью и во многом определяет аналитические, инф-ые, организационные и др. возможности субъектов упр-ия). Эф-ть управленческой дея-ти субъективна. Мера субъективности в управлении возрастает и будет возрастать. Это связано с увеличением объема интеллектуальной собств-ти, повыш-ем значимости инф-го ресурса в упр-ии, появлением интеллектуальных сис-м упр-ия. Поэтому уже сегодня степень управляемости общественными делами во многом зависит от действенности таких регуляторов, как культура, традиции, нормы морали, идеология, зрелость сознания, научность и целостность мышления и т.п. Роль и значение этих регуляторов не только постоянно возрастают, но и меняют сам характер упр-их отношений, кот-е все в большей мере освобождаются от жесткого воздействия и регулирования и наполняются регуляторами духовно-культурными, научными, нравственными. Стр-ра нравственного сознания сводится к представлениям о смысле и целях человеческой жизни, справедливости, достоинстве, нравственных идеалах, знаниях моральных норм, этических принципов, что позволяет личности, общественному институту, социальной группе правильно ориентироваться в окружающем мире, облагораживать свои потребности и интересы, мотивы и побуждения (совесть, долг, ответственность, честь, достоинство, любовь к ближнему, к Отечеству и т.п.). Нравственность воздействует на все сферы общественной жизни, и чем шире и богаче область ее проявления, тем больше возможность для ограничения силовых методов упр-ия. Объединяющим стержнем в духовно-нравственном воздействии и регулировании, в эф-ом упр-ии явл-ся наличие сильных плодотворных идей. Идеи в системе духовных ценностей объединяют, обеспечивают целостный взгляд на мир. государственная идеология наряду с нравственностью явл-ся неотъемлемой частью духовной жизни общества, частью его теоретического сознания, мощным регулятором общественной жизни. Наличие определенного качества идей и ценностно-нравственных регуляторов в жизни общества позволяет ему сохранить свою целостность, устанавливать необходимый баланс интересов, добиваться общественного согласия, гармонизировать интересы всего общества и главного субъекта управления — государства. Итак, духовное в российском обществе является объединяющим стержнем, а особенности духовно-культурной жизни во многом определяют специфику общественного и государственного устройства, характер социальной организации, весь образ жизни российского человека. Для России и всего мира сегодня необходим "взрыв" духовно-нравственного начала, своего рода духовная революция, которая обеспечит "прорыв" человечества в состояние устойчивого развития, связанного с утверждением новой цивилизации — ноосферно-корпоративной. История культуры, расширение сферы духовности и есть процесс развития человеческих жизненных сил. Важно понять, что российское общество при всей его державности, склонности к авторитаризму, сильному правителю (царю- батюшке, президенту и т.п.) всегда заключало в себе и другие основы социальной организации, зачатки будущих социальных институтов гражданского общества, иные регуляторы общественной жизни — корпоративные, социальные, в большей мере основанные, на духовно-нравственных и культурных устоях. Корпоративный путь — это возвращение на современной новой базе к подлинно народным основам, традициям, идеалам, духовно-нравственным ценностям, способам хозяйствования и организации социальной и политической жизни. настало время в поисках современных форм орг-ии общественной жизни прислушаться не только к "мудрости" политических институтов, складывающихся гражданских институтов общества, которые требуют инновирования в соответствии с ведущей тенденцией современной жизни — возрождением духовно- нравственных регуляторов в организации социальных основ жизни, но и к "мудрости" муниципальных миров, отдельных личностей, традиционных для России неформальных социальных организаций — общин, институтов самоуправления, саморазвития.
43.Понятие и предмет, объект, основные категории и методологические основы гражданского права в правовой системе Российской Федерации Гражданское процессуальное право - отрасль права, вкл. в себя совок-ть расположенных в определенной сис-ме процессуальных норм, регулирующих общественные отношения, кот-ые возникают м/у судом и участниками процесса при отправлении правосудия по гражданским делам. Предметом гражданского процесса как: деятельности суда по осуществлению правосудия, протекающей в определенной процессуальной форме, являются конкретные гражданские дела. Предметом гражданского процессуального права как правовой отрасли служит гражданский процесс, т.е. дея-ть суда и др-х участников, а также в определенной степени и дея-ть органов исполнения судебных постановлений. Гражданско-правовой метод характеризуется особенностями гражданской ответственности - ее имущественным хар-ом, компенсационным хар-ом, принципом полного возмещения вреда или убытков. Защита личных неимущественных прав предусматривает имущественно-стоимостные меры воздействия, например, денежную компенсацию (ст. 151, п. 5 ст. 152 ГК). Для гражданского права важны не штрафные меры, а восстановление имущественно- или лично-правового положения, кот-ое сущ-ло до факта правонарушения. "Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Принципы гражд.права: 1. принцип юридического равенства участников гражданско-правовых отношений; 2. принцип неприкосновенности собственности; 3. принцип свободы договора; 4.принцип недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела; 5. принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав; 6. принцип обеспечения восстановления гражданских прав и их судебной защиты. Гражданское правоотношение - это урегулированное нормами гражданского права фактическое общественное отношение, участники кот-го явл-ся юридически равными носителями гражданских прав и обязанностей. Особенности гражданского правоотношения: самостоятельность, имущественная обособленность и юридическое равенство субъектов гражданского правоотношения; основные юридические факты, ведущие к возникновению гражданского правоотношения; возможность самостоятельного определения содер-ия правоотношения его участниками (свобода договора); имущественный хар-р правовых гарантий и мер ответственности за нарушение гражданских прав и неисполнение гражданских обязанностей; преимущественно судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав. Субъектами могут быть: Физические лица, Юридические лица, РФ, Субъекты РФ, Муниципальные образования. По содер-ю гражданско-правовых отношений они подразделяются на имущественные, имеющие экон-ий хар-р, и неимущественные, возникающие в связи с резуль-ми интеллектуальной дея-ти и нематер-ми благами. Юридические факты - факты реальной действительности, с кот-ми действующие законы и иные правовые акты связывают возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, т.е. правоотношений. По признаку зависимости от воли субъекта они подразделяются на действия и события. Правомерные - это дей-ия, соответствующие требованиям закона. Юридические акты - а) сделки б) административные акты госорганов в) государственная регистрация д) судебные решения, Юридические поступки - находка потерянной вещи, обнаружение клада, создание произведений литературы. Неправомерные - это действия, нарушающие предписания законов. Способы осуществления гражданских прав могут быть любыми, которые не запрещены законом и не ущемляют прав других субъектов гражданского оборота. Это могут быть как активные действия по совершению сделок, принятию наследственного имущества, защите гражданских прав, так и бездействие - отказ от совершения сделок, приема наследственного имущества и т.д. Собственность - рассматривается как неотъемлемый эл-нт власти. Право собственности отражает состояние распределения имущества, различного по своему объектному составу, между отдельными членами общества, коллективами людей и самим обществом в лице гос-ва. Объектом исследования явл-ся общественные отношения, складывающиеся в сфере регулирования содержаний правомочий, предоставленных собственнику законом в отношении принадлежащего ему имущества. Предметом исследования явл-ся теоретические вопросы закрепления и реализации института собственности, его современное состояние, тенденции развития и реализация его на практике. Гражданско-правовая защита права собственности и иных вещных прав представляет собой совокупность гражданско-правовых способов (мер), которые применяются к нарушителям отношений, оформляемых с помощью вещных прав. Обязательственное право представляет собой составную часть гражданского права, нормы которой непосредственно регулируют имущественный или экономический оборот, преобразуя его в форму гражданско-правового оборота. Виды обязательств. 1.регулятивные (т.е. возникающие из правомерных действий) и охранительные (т.е. возникающие из фактов правонарушений и направленные на восстановление имущественного состояния потерпевшего); 2.взаимные, когда у каждой стороны есть определенные права и обязанности 3.главные и дополнительные (акцессорные). Акцессорными считаются такие обязательства, которые существуют для обеспечения главных 4.регрессные, т.е. такие обязательства, которые возникают в результате исполнения основного обязательства за третье лицо 5.обязательства личного характера, т.е. такие обязательства, которые тесно связаны с личностью кредитора или должника, а потому не допускают правопреемства (например, обязательств по написанию научной работы ). Виды гражд. правовых договоров: Имущественные: договоры, направленные на передачу имущества (купле/продажа, дарение, мена, поставка)договоры о выполнении работ (строительный подряд);договоры об оказании услуг (страхование, перевозка, хранение). 2. Организационные: учредительные договоры об образовании юридических лиц; соглашение между коммерческими организациями и органами местного самоуправления; генеральные договоры. Заключение договора создает для сторон важные правовые гарантии. Стороны могут предусмотреть в договоре и другие правовые средства обеспечения его исполнения: условие о неустойке, поручительство, гарантию и др. Расторжение договора по требованию одной из сторон возможно только в судебном порядке в случае его существенного нарушения другой стороной или в иных случаях, установленных законом или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Обязательства различаются также по своим юридическим особенностям - содержанию и соотношению прав и обязанностей, определенности или характеру предмета исполнения, количеству участвующих субъектов или участию иных лиц и т. п. 1. Смешанные 2. Альтернативные 3.факультативные Здесь дело касается ситуаций, когда предметом обязательства становится совершение должником не одного, а нескольких конкретных действий. В альтернативном должник обязан совершить для кредитора одно из нескольких действий, предусмотренных законом или договором.
44. Понятие и предмет, объект, основные категории и методологические основы конституционного права в правовой системе Российской Федерации Конституционное право – одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Предметом конституционного права являются те отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими в каждой из областей жизни. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Источниками науки конституционного права являются и правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Среди них основное место занимает Конституция Российской Федерации..Основы конституционного строя: Общественные отношения регулируются нормами всех отраслей национального законодательства, а наиболее важные, коренные, имеющие принципиальный характер - регулируются нормами конституционными. В сфере социальных основ общественного строя в конституциях регулируются социальные отношения, а в многонациональных федеративных государствах и межнациональные отношения.. Гражда́нство РФ— устойчивая правовая политическая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Конституционно-правовое регулирование в целом связано с закреплением обязанностей лица. Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально-политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. Д. Современный этап развития избирательного права и избирательной системы Российской Федерации берет свое начало с конца 1993 года. После проведения первых выборов в Федеральное Собрание Российской Федерации и принятия в результате всенародного голосования новой Конституции Российской Федерации (декабрь 1993 года) продолжилось развитие избирательного права, теперь уже на конституционной основе. На федеральном уровне и в каждом из субъектов Российской Федерации были приняты пакеты законодательных и иных актов, содержащих нормы избирательного права. Избирательное право является одним из динамично развивающихся институтов в общей системе публичного конституционного права, регулирующего вопросы ротации власти по итогам выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Источниками избирательного права являются правовые акты, которые содержат нормы, устанавливающие содержание конституционного права граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы МСУ и регулирующие порядок осуществления этого права. Рефере́ндум — форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Порядок принятия Конституции РФ определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ» от 15 октября 1993 г. Система органов государства: орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка, юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления, в пределах своей компетенции, задач и функций государства. Функционирование, генезис механизма государства осуществляется на ряде идей, требований, отправных начал, в науке обычно именуемых принципами. Государственные органы исполнительной власти, функции которых определены в конституцииКроме президента, в конституции указаны и другие органы исполнительной власти, функции которых не перечислены среди функций правительства:Администрация Президента РФ — обеспечивает деятельность Президента РФ;Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах — представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;Органы прокуратуры РФ - генеральный прокурор назначается Советом Федерации — осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением действующих законов;Центральный банк РФ - председатель Центрального банка назначается Государственной Думой — основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;Центральная избирательная комиссия РФ — проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;Счётная палата РФ — половина состава и председатель назначается Государственной Думой, половина - Советом Федерации, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;другие федеральные органы.Конституционно-правовой статус человека — совокупность гарантируемых Конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых обязанностей. Основными принципами конституционно-правового статуса человека в современных демократических государствах являются: неотъемлемость прав и свобод человека, свобода человека в осуществлении принадлежащих ему прав и свобод, гарантированность прав и свобод, равноправие, единство и взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека.Конституционно-правовой статус человека — совокупность гарантируемых Конституцией прав и свобод, а также устанавливаемых обязанностей. Основными принципами конституционно-правового статуса человека в современных демократических государствах являются: неотъемлемость прав и свобод человека, свобода человека в осуществлении принадлежащих ему прав и свобод, гарантированность прав и свобод, равноправие, единство и взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека.Федера́льное собра́ние — высший представительный и законодательный орган России. Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).Обе палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации). название парламентов в ряде государств и субъектах РФ. Парла́мент — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей. Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Как правило, весь парламент, или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов.В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены властью принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).Обще́ственная пала́та Росси́йской Федера́ции — организация, обеспечивающая взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации.Важнейшей частью деятельности Федерального собрания является законодательный процесс, т.е. установленная законом процедура рассмотрения и принятия законов. Это одна из сложнейших юридических процедур, в которой принимают участие практически все основные органы государственной власти. В законодательном процессе участвуют две палаты Российского парламента, их различные структуры (комитеты, комиссии, фракции, депутатские группы), Президент РФ. При подготовке и внесении законопроектов активно участвует Правительство РФ и его структуры, судебные органы, общественные организации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления..Правительство России — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России. По действующей Конституции Российской Федерации судебная власть осуществляетсяфедеральными судами, а также судами субъектов Российской Федерации.Функции судебной властиПравосудие.Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.Толкование правовых норм.Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубьектности граждан России






