Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), объединяющей органы управления субъектов Федерации, Федераль­ные органы исполнительной власти, органов местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает систему мер предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагиро­вания на их реализацию и порядок действий в ЧС. Она включает в себя соответствующие организации, силы и средства и координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, матери­альных и культурных ценностей, окружающей среды при возникнове­нии аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможным противником современных средств поражения.

РСЧС включает в себя территориальные и функциональные под­системы, имеет пять уровней: объектовый, местный, территориальный, региональный и федеральный. Главный орган федерального уровня — МЧС (министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий).

Территориальные подсистемы РСЧС субъектов РФ состоят из звеньев, соответствующих принятому в России административно-тер­риториальному делению. Каждая территориальная подсистема (звено) предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций на подведомственной территории. Она включает в себя координи­рующий орган — Комиссию по чрезвычайным ситуациям КЧС (республи­канскую, краевую, областную, районную, городскую, объектовую) и орган повседневного руководства штаб ГО и ЧС с центром управления, дежурно-диспетчерской и поисково-спасательной службой. КЧС подчиняются все силы и средства функциональных подсистем на данной территории, в том числе финансовые, продовольственные, медицинские, материально-технические ресурсы, системы связи, опо­вещения, информационного обеспечения, а также специальные учеб­ные заведения. Структура территориальных подсистем и их звеньев определяются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации. Задачи конкретных регионов, организация и порядок функционирования территориальных подсистем и их звеньев определяются положениями, утвержденными соответствующими орга­нами исполнительной власти.

Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в порученных им отраслях экономики.

Торжокский политехнический колледж является объектом функциональной подсистемы Федерального агентства по государственным резервам РФ. Для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала в чрезвычайных ситуациях, обусловлен­ных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, в учебном заведении может быть создана объектовая комиссия по чрез­вычайным ситуациям.

5. Основы обеспечения безопасности промышленного объекта

В настоящее время существуют два основных направления минимизации риска возникновения и последствий ЧС на промышленных объектах. Первое направление заключается в разработке технических и организационных мероприятий, снижающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала технических систем. В рамках этого направления технические системы и объекты снабжаются различными защитными устройствами — средствами взрыво- и пожарозащиты технологического оборудования, электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т. д.

Второе направление заключается в подготовке объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и населения к действиям в условиях ЧС. Основой второго направления является формирование планов действий в ЧС, создание которых невозможно без детальной разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных промышленных объектах. Для разработки такого рода сценариев необходимо располагать экспериментальными и статистическими данными по физическим и химическим явлениям, составляющим возможную аварию. Необходимо уметь прогнозировать размеры и степень поражения объекта при возможном воздействии на него различных видов поражающих факторов.

С целью осуществления контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах Правительство РФ постановлением от 1 июля 1995 г. № 675 «О декларации безопасности промышленного объекта РФ» ввело для предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц всех форм собственности, имеющих в своем составе производства повышенной опасности, обязательную разработку декларации промышленной безопасности.

Приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. № 222/59 введен в действие «Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации». Декларация безопасности промышленного объекта является документом, в котором отражены характер и масштабы опасностей на промышленном объекте и выработанные мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и готовности к действиям в техногенных чрезвычайных ситуациях. Декларация разрабатывается как для действующих, так и для проектируемых предприятий. Как итоговый документ декларация безопасности включает следующие разделы: общая информация об объекте; анализ опасности промышленного объекта; обеспечение готовности промышленного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций; материалы по информированию общественности и приложения, включающие ситуационный план объекта и информационный лист.

Декларация безопасности промышленного объекта является обязательным
документом, который представляется в органы Ростехнадзора при
получении (продлении) лицензии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow