Кто помнит, что было характерно для развития культуры 1920-х годов?
- Утверждение метода социалистического реализма[18].
А. контроль над художественным процессом. Партийность (то есть на первом месте – идеи марксизма и идейные установки ВКП(б).)
Б. наполнение реалистических традиций социалистическим содержанием: пропаганда идеалов социализма, достижений партии, индустриализации и коллективизации, критика буржуазного образа жизни.
В. Август 1934 – I Всесоюзный съезд советских писателей. Создание единой организации литераторов – Союз писателей СССР[19].
Литература стала мощным орудием пропаганды идей правящей партии. М. Горький, М.А. Шолохов («поднятая целина»), Н.А. Островский («как закалялась сталь»), В.В. Маяковский.
Не публиковались работы: М.А. Булгакова, А.А. Ахматовой др.
В архитектуре – осуждение конструктивизма. Вспомните, что это за стиль?
- Воспитание нового человека[20]
А. клубная деятельность (театральные, оперные и т.д.). То есть развитие самодеятельности. Гл. цель – политическое воспитание.
|
|
Б. Красные уголки. Создавались на предприятиях, общежитиях, жилых домах. Проводились собрания, на которых разъясняли внутреннюю и внешнюю политику партии, проводились развлекательные мероприятия.
В. Радио. (с 1924 – регулярное радиовещание).
Г. Создавались детские пионерские лагеря (Артек на берегу Черного моря в Крыму).
Д. парки культуры и отдыха, парады физкультурников.
Е. транспаранты призывали к активной трудовой деятельности.
- Архитектура и строительство.
Театр Красной Армии в Москве (в форме пятиконечной звезды).
Скульптурная группа «рабочий и колхозница». По замыслу арх. Б.М. Иофана.
1939 – Всесоюзная с/х выставка (ВСХВ, с 1959 – ВДНХ).
- Кино. Основные фильмы с. 175 – выписываем. С. 176 – театр, балет. Читаем, самостоятельно выписываем основные имена.
Дополнительный материал.
Всеобъемлющий контроль над духовной жизнью общества. Формирование у людей такого типа сознания, которое заставляет их в важных ситуациях поступать одинаково и так, как это выгодно правящим кругам.
- В 1931 – возращение к прежним методам обучения: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина. Переработаны учебники, восстановлено преподавание гражданской истории и географии. 1937 – обязательное 7-летнее обучение.
- Приоритет интересов коллектива. Разоблачение членов семьи, друзей.
- Все науки, в том числе естественные и математические теперь на службе у политики. Негодными науками стали психология, социология, генетика.
Особое внимание уделялось истории. Контроль над историей – это контроль над памятью народа. Сталин сосредоточился на идее формирования патриотизма, который имел глубокие корни в характере русского народа. Из истории Сталин брал примеры для воспитания нужных в людях качеств: верность государству, самодержцу, воинская отвага. Герой выдергивался из истории и возносился на пьедестал в нужный момент. Иван Грозный: неизбежная расплата с врагами государства. Петр I: величие замыслов вождя. Ал. Невский – в период обострения советско-германских отношений и т.д.
|
|
- Создание творческих союзов художников, архитекторов, композиторов и др. с целью установления над ними партийного контроля. 1934 – первый всесоюзный съезд писателей. Главное направление в искусстве – социалистический реализм: отображение советской жизни не такой, какой на была в действительности, а какой должна быть в общественном сознании. То есть создавалась иллюзия, что счастливое время уже наступило.
- В советском кинематографе распространение получает документальная хроника и худ кинематограф. Историко – революционная тематика («Чапаев» - братья Васильевы, «мы из Кронштадта» - Дзиган). 1931 – первый советский звуковой фильм. «Путевка в жизнь» - о воспитании советского человека. Советский детский и юношеский кинематограф: Катаев «белеет парус одинокий», Гайдар «Тимур и его команда», Толстой «золотой ключик». Историческая тематика – «Минин и Пожарский»- Пудовкин.
- Музыкальная жизнь связана с именами Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Дунаевского т др. мажорная, бодрая музыка на стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина.
- Развитие монументального искусства. Строительство метрополитена, клубов, театров, санаториев. Очень часто уничтожались здания, имеющие историческую ценность, особенно церкви. 1931 – взрыв храма Христа Спасителя в Москве).