Этика в коммерции

В формировании спроса на товары и услуги в условиях рынка огромное значение приобретает реклама. Реклама, наряду с качеством и доступной ценой товара, является важнейшим инструментом борьбы за покупателя, клиента, т.е. конкурентной борьбы.
Рекламная деятельность как форма взаимодействия между производителем и потребителем, продавцом и покупателем в странах с развитой рыночной экономикой опирается на этические стандарты, закрепленные в Международном кодексе рекламной практики. Главные нравственные принципы кодекса - честность, правдивость и благопристойность. Недопустимыми признаются прямой и косвенный обман покупателей, искаженные данные о качестве товаров, манипулирование данными объективных исследований и т.д. Принцип благопристойности опирается на общечеловеческие требования к нравственности и требует отказа от использования в рекламной деятельности методов и приемов, подвергающихся общественному осуждению. Кодекс определяет также этические принципы, на которых должны строиться взаимоотношения конкурентов и гарантироваться защита прав личности.
В сфере розничной торговли, где осуществляется непосредственный контакт между продавцом и покупателем, среди требований этики, предъявляемых к работникам торговли, на первом месте стоят вежливость, внимательность, доброжелательность и такт. Их неукоснительное выполнение и повышение культуры торговли в целом, по мнению белорусского исследователя проблем этики делового общения И. Браима, находятся в прямой зависимости от следующих объективных и субъективных факторов (См.: Браим И. Указ. соч. -С. 43.):
- преодоления товарного дефицита и обострения конкурентной борьбы за покупателя;
- конкуренции на рынке труда и возможности замены продавцов, чей профессиональный уровень и поведение не соответствуют ожиданиям покупателей;
- ужесточения административных требований к культуре торговли в государственном и частном секторе;
- повышения внимания к этико-психологической подготовке работников торговли;
- введения эффективной системы поощрения сотрудников торговых учреждений за высокую культуру обслуживания клиентов.

Контрольные вопросы и задания

1. Как соотносится моральное и правовое регулирование экономики в условиях рыночных отношений?
2. Какими моральными качествами должны руководствоваться субъекты предпринимательской деятельности?
3. В чем заключается главное отличие двух подходов к социальной ответственности предпринимательства, получивших закрепление в теории традиционной корпорации и теории метрокорпорации?
4. Рекламная деятельность - регулятор взаимоотношений между производителем и потребителем, продавцом и покупателем. Какие этические стандарты, регулирующие эти отношения, закреплены в Международном кодексе рекламной практики?

Рекомендуемая литература

1. Борманн Д., Воротина Л., Федерман Г. Менеджмент. Предпринимательская деятельность в рыночной экономике. - Гамбург, 1992.
2. Браим И.Н. Этика делового общения. - Минск. - 1996.
3. Верхан П.Х. Предприниматель. Его экономическая функция и общественно-политическая ответственность. - Минск. - 1992.
4. Кабушкин Н.И., Карсеко Р.М. Управление процессами труда на предприятиях торговли. - Минск, 1993.
5. Миримский Л.Ю., Мозговой А.И., Пашкевич Е.К. Деловые отношения в предпринимательской деятельности. Курс деловой этики. - Симферополь, 1996.
6. Паркинсон С., Рустомжи М. Искусство управления. - М.,1997.
7. Честара Дж. Деловой этикет. - М., 1997.
8. Ягер Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса. - М., 1994.
9. Янчевский В.Г. Менеджмент, маркетинг, бизнес. - Минск, 1992.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: