Практикум. «Обращение в Европейский суд по правам человека»

«Обращение в Европейский суд по правам человека»

№ 1

В государстве Х зафиксированы случаи массового нарушения прав человека, что противоречит основному принципу международного права (принципу уважения и защиты прав человека), закрепленному в ст. 2 Устава ООН. В связи с этим, в 2013 году правозащитник М обратился в комитет по правам человека. Не получив ответа в течение года, в 2014 году он обратился в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Будет ли рассматриваться жалоба М в ЕСПЧ?

№ 2

Гражданин М обратился в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с жалобой на нарушение своих прав. В жалобе он указал, что не может полностью написать свою фамилию, имя и место жительства, в связи с тем, что опасается преследований со стороны государства.

Оцените возможность рассмотрения анонимной жалобой ЕСПЧ?

№ 3

Гражданин О., возмущенный нарушением своих прав, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. обратился в ЕСПЧ.

Объясните почему жалоба О. не была принята?

№ 4

Два гражданина РФ обратились в ЕСПЧ с жалобой на нарушение своих прав, в пределах компетенции ЕСПЧ. Гражданин А. обратился на нарушение прав, возникшее в июне 1995г., а гражданин Ш. на нарушение, возникшее в апреле 1994г.

Чья жалоба не подлежит рассмотрению в ЕСПЧ?

№ 5

Гражданка П. решила обратиться в ЕСПЧ. В юридической консультации ей помогли составить жалобу. Однако, у нее нет денег на адвоката, чтобы вести дело в ЕСПЧ.

Проконсультируйте гражданку П.

№ 6

Гражданка Ж. решила обратиться в ЕСПЧ. Она узнала, что официальными языками, на которых может вестись слушание являются английский и французский, однако, она не владеет этими языками и у нее нет денег на переводчика.

Проконсультируйте гражданку Ж. На каком языке составляется жалоба в ЕСПЧ?

№ 7

Гражданин К. прошел все судебные инстанции в своей стране, однако, по его мнению, его права так и не были восстановлены. Шесть месяцев спустя, его друг предложил ему «поискать правды» в ЕСПЧ.

Может ли К. воспользоваться советом друга?

Раздел 6. Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

Наряду с чтением лекций и проведением семинарских занятий неотъемлемым элементом учебного процесса является самостоятельная работа. При самостоя­тельной работе достигается конкретное усвоение учебного материала, развиваются теоретические способности, столь важные для успешной подготовки и защиты выпускной работы студента. Формы самостоятельной работы студентов могут быть разнообразными. Самостоятельная работа студентов включает: изучение специаль­ной литературы, международных договоров, оценку, обсуждение и рецензирование публикуемых статей; ответы на контрольные вопросы; самотестирование.

Таблица 6.1

Наименование разделов, тем Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Формы отчетности о результатах СИ
Права и основные свободы личности как предмет международно-правового регулирования Соотношение и особенности эволюции внутригосударственных и международных источников права, касающихся регулирования прав и основ­ных свобод. Тенденции развития международного и национально-правового регулирования защиты прав личности. Семинарское занятие – круглый стол Опрос на семинарском занятии зачет
Модели регулирования прав человека в истории международного права Зарождение идей о правах человека в первобытном обществе и раннеклассовых обществах разных регионов древ­него мира. Первые акты по защите прав индивида, соединяющие основные принципы религии, морали и права. Акты по защите прав человека в феодальном обществе (Великая Хартия воль­ностей 1215 г., Билль и декларация прав 1689 г.). Особенности Восточной и Западной моделей правового статуса человека. Влияние школы естественного права на становление идеи о защите прав человека в ХVII–ХVIII вв. (Декларация независимости 1776 г. и Билль о правах 1791 г. США, как отражение ряда естественно-правовых идей о статусе личности). Основные направления развития идеи о правах человека во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Закрепление положений, касающихся гуманитарных аспектов защиты прав человека, в международных актах XIX в. Роль России в становлении международного гуманитарного права. Закрепление положений об уважении прав человека в Уставе Организаций Объединенных Наций, во Всеобщей деклараций прав человека 1948 г., в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международных пактах о правах человека 1966 г. и в других международных ак­тах. Значение для защиты прав человека закрепле­ния международно-правового принципа уважения прав и основных свобод. Развитие требований о защите прав человека в документах СБСЕ – ОБСЕ. Отражение принципа уважения прав и основных свобод че­ловека в документах Содружества Независимых Государств (СНГ). Семинарское занятие – составление и презентация собственных схем Обсуждение презентаций. Опрос на семинарском занятии зачет
Международные акты о сотрудничестве государств в области прав и основных свобод человека Универсальные международные документы по защите прав человека. Устав ООН; особенности Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Международные договоры, регулирующие сотрудничество го­сударств в борьбе с мас­совыми нарушениями прав человека Конвен­ция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.; Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 г. Международные договоры, касающиеся сотрудничества госу­дарств в сфере защиты прав отдельных категорий индивидов. Конвенции Между­народной Организации Труда (МОТ) в этой сфере; Конвенция о политических пра­вах женщин, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1952 г.; Конвенция о правах ребенка 1990 г.; Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 г.; Конвенция МОТ о корен­ных и ведущих племенной образ жизни народах в независимых стра­нах, открытая для подписания в 1989 г.; другие международно-пра­вовые акты. Региональные международные документы по защите прав человека. Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г., Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г., Арабская Хартия прав человека 1994 г. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Практикум Семинарское занятие – разбор текущих мировых ситуаций, основанных актуальных событиях (берутся из СМИ на момент изучения темы) Опрос на семинарском занятии зачет
Коллективные права народов и их международно-правовое обеспечение Понятие коллективных прав народов и соотношение указанных прав с индивидуальными правами и основными свободами человека. Право наций и народов на самоопределение как основной принцип современного международного права. Его значение в вопросах международной защиты человека. Содержание права наций и народов на самоопределение (право народа на существование; право народа на развитие; право народа распоряжаться своими естественными бо­гатствами и природными ресурсами; право на благоприятную окружающую среду; право на равноправие с другими народами в области религии и культуры). Отличительные особенности прав национальных меньшинств; корен­ных (аборигенных) и ведущих племенной образ жизни народов. Международные механизмы защиты прав народов, его составные части. Взаимодействие с внутригосударственными средствами защиты прав человека. Семинарское занятие – деловая игра «Право народа на самоопределение». Опрос на семинарском занятии зачет
Международно-правовые аспекты гражданства и его связи с обеспечением прав человека Понятие гражданства, его виды. Принципы гражданства. Основания приобретения и утраты гражданства. Особенности оснований приобретения и утраты гражданства, связанных с международным правом. Отличие правового статуса граждан от правового статуса других категорий населения. Механизмы защиты права человека на гражданство, его гарантии. Международно-правовая и государственно-правовая защита прав ребенка при решении вопросов его гражданства. Права человека и двойное гражданство. Права человека и безгражданство. Его международно-правовые гарантии. Опрос на семинарском занятии зачет
Права человека и режим иностранных граждан Правовой режим иностранных граждан: понятие и виды. Права человека и принципы правового регулирования статуса иностранных граждан. Въезд, выезд, транзитный проезд, оформление пребывания иностранных граждан. Права и свободы для разных категорий иностранных граждан на территории Российской Федерации. Правовой статус лиц без гражданства, проживающих в Российской Федерации. Семинарское занятие – круглый стол – мини-конференция (доклады) Опрос на семинарском занятии зачет
Права человека и право убежища по международному праву Понятие права убежища и его историческое развитие. Нераз­рывная связь права убежища с вопросами защиты прав человека. Принципы правового регулирования права убежища. Правовое регулирование права убежища (Дек­ларация о территориальном убежище, принятая Генеральной Ассамбле­ей ООН 14 декабря 1967 г.; Конвенция о праве политического убежи­ща, подписанная в Монтевидео 26 декабря 1933 г.). Взаимодействие норм международного права и внутригосудар­ственного права, касающихся права убежища. Конституция Российской Федерации и другие нормативные ак­ты РФ, касающиеся убежища, в свете общепризнанных норм междуна­родного права. Положение о порядке предоставления Российской Фе­дерацией политического убежища. Мониторинг текущей ситуации Семинарское занятие – моделирование ситуаций учащимися Опрос на семинарском занятии зачет
Вопросы правового статуса беженцев в международном праве прав человека Понятие и категории беженцев. Характерные черты, международные аспекты их правового статуса. Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол 1966 г.; Конвенция Организации африканского единства о беженцах 1969 г.; Соглашение о помощи беженцам, и вынужденным переселенцам 1993 г. Вынужденные переселенцы. Понятие и объем предоставляемых прав и свобод. Двусторонние международные соглашения и нормативные акты Российской Федерации, касающиеся защиты прав беженцев и вынужден­ных переселенцев. Защита соотечественников, проживающих за рубежом. Сбор и анализ практики Семинарское занятие – разбор ситуаций Опрос на семинарском занятии зачет
Международно-правовые меры обеспечения обязательств по правам человека Международные процедуры по защите прав человека. Понятие, их предназначение и виды: рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств; рассмотрение компетентны­ми международными органами жалоб, петиций, обращений отдельных лиц, групп на нарушение их прав; изучение, расследование ситуа­ций, касающихся нарушения прав человека. Международные организационные институты защиты прав человека. Процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб в Европейском Суде по правам человека. Защита прав человека международными должностными лицами. Верховный комиссар ООН по правам человека. Верховный комиссар ООН по делам беженцев. Иные должностные лица. Их полномочия. Международная защита прав человека в период вооруженных конфликтов: защита военнопленных, лиц на оккупированных территориях и др. категорий лиц. Возможность применения международных санкций за нарушение прав человека. Практикум Семинарское занятие – опрос, тесты Опрос на семинарском занятии зачет
Внутригосударственные меры по обеспечению международных обязательств в области прав человека в Российской Федерации Применение норм Конституции РФ в целях реализации между­народных обязательств Российской Федерации. Прямое действие конституционных норм, касающихся прав человека. Согласование внутригосударственных норм РФ с нормами международного права в сфере прав человека. Значение законодательных актов РФ в осуществлении ее международных договоров, затрагива­ющих права человека. Деятельность должностных лиц и специальных органов по защите прав человека в свете выполнения взятых Российской Федерацией международных обязательств. Уполномоченный по правам человека РФ, Федеральная миграционная служба РФ, Комиссия по правам человека при Президен­те РФ, другие органы. Деятельность Конституционного Суда РФ в сфере целевой защиты прав человека. Применение Конституционным Су­дом РФ норм международных договоров, касающихся прав человека. Особенности решений Конституционного Суда РФ в связи с жалобами граждан на нарушение их конституционных прав и свобод. Порядок выполнения данных решений. Внутригосударственные целевые программы, связанные с ре­ализацией международных договоров РФ в области прав человека. Семинарское занятие – ситуативные задания Опрос на семинарском занятии зачет

6.1. Темы докладов, эссе [2]

1. Влияние международного права на развитие регулирования защиты прав человека в Российской Федерации.

2. Особенности международно-правового регулирования защиты прав человека на региональном уровне.

3. Международные и внутригосударственные механизмы защиты прав народов.

4. Международно-правовая защита коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.

5. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации.

6. Организационно-правовое обеспечение защиты соотечественников за рубежом.

7. Особенности защиты прав человека в различные исторические эпохи.

8. Статус беженца в международном праве.

9. Идеи «гуманитарной интервенции» и права человека в международном праве.

10. Становление и развитие международного принципа права народов и наций на самоопределение.

6.2. Примерные задания для самостоятельной работы

Тема 1. Права и основные свободы личности как предмет международно-правового регулирования Подготовка к круглому столу Изучить проблематику.
Тема 2. Модели регулирования прав человека в истории международного права Составление и презентация собственных схем.
Тема 3. Международные акты о сотрудничестве государств в области прав и основных свобод человека Разбор текущих мировых ситуаций, основанных актуальных событиях (берутся из СМИ на момент изучения темы)
Тема 4. Коллективные права народов и их международно-правовое обеспечение Подготовка к деловой игре «Право народа на самоопределение». Самостоятельное изучение международной практики.
Тема 5. Международно-правовые аспекты гражданства и его связи с обеспечением прав человека Самостоятельно изучить российские нормативно-правовые акты и международные договоры.
Тема 6. Права человека и режим иностранных граждан Подготовка к круглому столу – мини-конференции (доклады)
Тема 7. Права человека и право убежища по международному праву Моделирование ситуаций учащимися. Сбор практики.
Тема 8. Вопросы правового статуса беженцев в международном праве прав человека Мониторинг ситуации с беженцами в различных точках мира
Тема 9. Международно-правовые меры обеспечения обязательств по правам человека Знакомство с аналитическими записками на сайтах организаций, занимаю-щихся защитой прав человека
Тема 10. Внутригосударственные меры по обеспечению международных обязательств в области прав человека в Российской Федерации Составление схемы «Система органов по защите прав человека» с указанием на их компетенцию, телефоны, электронные адреса.

6.3. Методические рекомендации по выполнению
контрольной работы

Контрольная работа выполняется студентами по итогам курса «Международное право прав человека», помогая им закрепить и углубить полученные на лекциях и семинарских занятиях знания и развить навыки самостоятельного принятия управленческих решений, концептуального управленческого мышления.

Выбор темы контрольной работы является наиболее важным и ответственным моментом, предопределяющим успех ее выполнения. Тема работы определяется студентом самостоятельно в соответствии с тематикой, разработанной кафедрой и индивидуальными интересами.

Во введении отражается актуальность, цель исследования, задачи исследования, дается характеристика объекту исследования.

Основная часть контрольной работы должна выполняться на основе всестороннего изучения и анализа фактического материала по исследуемой теме с использованием международных документов, специальной литературы, примеров из международной практики. Обязательным для контрольной работы является анализ международно-правовых актов и их отдельных статей, применительно к рассматриваемым аспектам проблемы.

Вместе с тем, единые требования к работе не исключают, а предполагают широкую инициативу и творческий подход к разработке каждой темы. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов в соответствии с особенностями исследования являются одним из основных критериев оценки качества работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: