Будущие тенденции в международной торговой политике

Производство товаров, особенно технически сложных, теперь все чаще и чаще будет распределяется между странами, обладающими сравнительными преимуществами. Все большее число товаров и услуг станет не просто предметом международной торговли, но и универсальной торговой системой, важнейшей задачей которой является согласование мер по снижению таможенных, административных и технических барьеров, согласование и унификация правовых норм регулирования внешней торговли в странах-участницах.

Постепенно сформируется целостная многоуровневая система международного регулирования, которая будет характеризоваться сосуществованием национальных, транснациональных, региональных и глобальных форм.

Растущая взаимозависимость национальных экономик вынудит государства проводить такую внешнеэкономическую политику, которая учитывала бы не только собственные интересы, но и позиции стран-партнеров, а также интересы транснационального предпринимательского капитала.

Продолжающееся ослабление барьеров на пути движения товаров, услуг и капиталов — суть современной и будущей политики либерализации. Несмотря на противоречивые интересы участников, регулирование международной торговли формально приобретает все более упорядоченный мирохозяйственный характер. Однако либерализацию не следует понимать упрощенно.

На самом деле регулирование мировых товаропотоков — задача крайне сложная и противоречивая. Наиболее универсальной и влиятельной по воздействию на международную торговлю по-прежнему будет являться Всемирная торговая организация (ВТО). В результате её работы уровень импортных пошлин на промышленную продукцию уже снизился в 10 раз, или до 3—4%, и будет снижаться еще.

На современном этапе выделяются три составляющие национальных торгово-политических систем:

1) опора на законоположения, определяющие конкретные полномочия исполнительной власти, права и обязанности хозяйственных субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности;

2) унификация и гармонизация инструментов национального регулирования с принципами, нормами и практикой ВТО;

3) комплексный характер применения мер государственного регулирования и управления внешней торговлей, в том числе экономических, административных и технических средств (барьеров), средств валютно-финансового

Эти три составляющие основа для будущих экономических отношений.

Традиционно главным принципом международной торговли является режим наиболее благоприятствуемой нации. Однако усиливающаяся регионализация торговых потоков и умножение замкнутых экономических группировок может свести к минимуму действие режима наибольшего благоприятствования в отношении этих группировок.

В таких условиях и с учетом продолжающейся либерализации, растущей сферы услуг и иностранных инвестиций первостепенное значение приобретет национальный режим, т.е. обеспечение равной конкурентной среды на рынке страны-импортера для иностранных поставщиков.

Механизм многостороннего регулирования мировой торговли со стороны ВТО состоит из комплекса мер, зафиксированных в целом ряде многосторонних соглашений: Соглашение о таможенной стоимости товаров, Антидемпинговый кодекс, Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах, Конвенция Киото об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Кодекс по техническим барьерам в торговле, Кодекс по импортному лицензированию и др. Эти соглашения уже создали достаточно жесткую систему мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, заменившую более 2000 двусторонних прежних соглашений стран в этой области.

Механизм принятия решений в ВТО формально происходит путем голосования, но, по существу, через консенсус, дающий право "главным торгующим нациям" сохранять контроль над принятием решений, несмотря на то что 2/3 голосов в этой международной организации принадлежит развивающимся странам.

Вот почему направления и приоритеты в деятельности ВТО на ближайшие годы вызывают серьезные разногласия ее участников. Развивающиеся страны считают, что решения последнего, Уругвайского раунда еще не выполнены. В частности, США, ЕС, Япония продолжают поддерживать высокие барьеры в импорте текстиля и чрезвычайно высокую протекционистскую защиту своего сельского хозяйства. Страны Запада в свою очередь настаивают на дальнейшем расширении сферы деятельности ВТО на своих условиях


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: