Обоснование бюджетной эффективности инвестиционного проекта

Бюджетная эффективность инвестиционного проекта оценивается по заказу органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с данными требованиями можно определить бюджетную эффективность для бюджетов разных уровней или консолидированного бюджета.

Бюджетная эффективность инвестиционного проекта оценивается через сопоставление объема необходимых инвестиций из средств какого-либо бюджетного фонда в наш инвестиционный проект и совокупной доходности федерального бюджета, а также возникающих благодаря реализации инвестиционного проекта экономии в расходах бюджетов различных уровней. Если инвестиции предоставляются за счет средств Фонда государственной поддержки как государственные гарантии, здесь они рассматриваются в качестве оттоков средств бюджетного Фонда, учитываются платежи по исполнению такой гарантии исходя из обеспеченного ею обязательства

Показатели бюджетной эффективности дают возможность оценить влияние результатов реализации инвестиционных проектов на доходы и расходы бюджета соответствующего уровня. Наибольшее значение имеет показатель бюджетной эффективности, как бюджетный эффект. Бюджетный эффект определяется как превышение доходов бюджета соответствующего уровня в связи с реализацией конкретного инвестиционного проекта.

Главный показатель бюджетной эффективности – это чистый дисконтированный доход бюджета. Здесь в качестве основы для расчета показателей бюджетной эффективности используются суммы поступлений в бюджет (в том числе, налоги, сборы и т.п., возврат кредитов и процентов по ним, дивиденды по акциям, которые находятся в собственности региона) и расхода бюджета (например, дотации, субсидии, займы, а также расходы на приобретение акций).

Еще один показатель бюджетной эффективности - интегральный бюджетный эффект, который определяется как сумма приведенных (дисконтированных) годовых бюджетных эффектов за период реализации инвестиционного проекта или как превышение интегральных доходов бюджета над интегральными бюджетными расходами.

В качестве расходов бюджета можно рассматривать:

• средства непосредственного бюджетного финансирования;

• Общие сведения о предприятии;

• балансовый отчет (форма №1) в разбивке по кварталам за анализируемый период;

• отчет о прибылях и убытках (форма №2) также в разбивке по прямое выделение бюджетных ассигнований на надбавки к ценам на энергоносители и топливо;

• выплаты по государственным облигациям

• кредиты ЦБ РФ, региональных и уполномоченных банков, выделяемые в качестве кредитных средств, которые подлежат компенсации за счет бюджета;

• государственные гарантии инвестиционных расходов отечественным и иностранным инвесторам;

• выплаты пособий лицам, которые остались без работы, потому что был осуществлен данный инвестиционный проект;

• бюджетные средства, которые выделяются из бюджетов для ликвидации возможных последствий после осуществления инвестиционного проекта (например, чрезвычайные ситуации), а также для компенсации другого вероятного ущерба.

В качестве доходов бюджета рассматривают:

• НДС (налог на добавленную стоимость), а также другие налоговые поступления в бюджет при реализации инвестиционного проекта;

• таможенные пошлины и акцизы по продукции (ресурсам), которые производятся в соответствии с проектом;

• поступления в бюджет налога на доходы физических лиц (с заработной платы российских и иностранных работников), полученных выполнение работ, предусмотренных по проекту;

• эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под проект;

• дивиденды по принадлежащим государству (региону) ценным бумагам (в том числе акциям), которые были выпущены с целью финансирования проекта;

• доходы государства от лицензирования, конкурсов, тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, которые создаются при реализации проекта;

• поступления в бюджеты платы за пользование природными ресурсами (землей, водой и т.п.), платы за недра;

• поступления от возврата кредитов, выданных из средств бюджета на реализацию проекта, а также проценты по ним;

• штрафы и санкции, связанные с проектом (например, за нерациональное использование природных, топливно-энергетических и материальных ресурсов, а также за нецелевое расходование средств).

В качестве доходов бюджета также приравниваются поступления в различные внебюджетные фонды: пенсионный фонд, фонд медицинского и социального страхования, фонд занятости, начисленные от заработной платы за работы, связанные с осуществлением проекта.

Также при оценке бюджетной эффективности определяется степень участия государства (региона) в осуществлении инвестиционного проекта и срок окупаемости затрат бюджета, которые вычисляются на основании показателей годового бюджетного эффекта.

Кроме того, следует отметить, что при анализе бюджетной эффективности инвестиционного проекта необходимо учитывать такие факторы, как:

1. при выполнении инновационного проекта за счет средств бюджета помимо данных показателей эффективности, необходимо учитывать рост доходов бюджета за счет увеличения налоговых платежей;

2. с точки зрения государства, в качестве требуемых критериев может также быть рассмотрена применимость результатов инновационного проекта для государственных нужд (например, в рамках национальных проектов);

3. также в настоящий момент в условиях финансового кризиса, немаловажным фактором, способствующим осуществлению проекта, является обеспечение занятости населения в регионе. Экономическая выгода государства состоит из уменьшения расходов бюджета на выплату пособий по безработице, а также приток налоговых платежей в качестве уплаты работающими налога на доходы физических лиц.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: