Богослужение Страстной седмицы. Воспоминаемые события

Страстная седмица так называется потому, что в дни ее воспоминаются страсти (страдания) Христа Спасителя. В первые три дня поется умилительный тропарь: «Се Жених грядет» и по прочтении канона так экзапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе», - поются по три раза, причем присутствующие в храме должны делать в конце каждого песнопения земной поклон. В церковных песнопениях и евангельском чтении на утрене и литургии в Великий Понедельник воспоминается иссушение смоковницы (Мф. 21, 18-43); в Великий Вторник - беседы Иисуса Христа о Страшном Суде, притчи: о талантах и о десяти девах (Мф. 25); в Великую Среду - помазание ног Христа на вечере в Вифании и предательство Иуды (Мф. 26,1-16).

В Великий Четверг вспоминается Тайная Вечеря и установление таинства Причащения. Умилительно пение ирмосов канона «Сеченое сечется» и стихир. Литургия (св. Василия Великого) в Великий Четверг (как и в Великую Субботу) совершается вместе с вечерней.

Утреня на Великую Пятницу всегда совершается с вечера (по требованию Церковного Устава) и называется стоянием, или страсти Господни. На утрене Великой Пятницы читаются 12 Евангелий, которые слушают верующие с зажженными свечами - в знак того, что свет Божества в Иисусе Христе не померк и во время Его крестных страданий (см. Ин. 18, 6; Мф. 27: 45, 51-54; Лк. 22, 50.).

В Великую Пятницу литургия, как образ Голгофской жертвы (крестных страданий и смерти Христа), не служится, но совершаются особые, так называемые Царские часы с чтением избранных (пророчественных) псалмов, паримий, Апостола и Евангелия на каждом часе и пением умилительных тропарей и стихир.

В 9-м часу дня, или в 3-м пополудни (час крестной смерти Господа Иисуса Христа), в Великую Пятницу служится торжественная вечерня с чтением паримий (пророчественных), Апостола и Евангелия; а в конце вечерни после пения Тебе одеющагося совершается торжественно-умилительный обряд выноса плащаницы на середину храма из алтаря при пении «Благообразный Иосиф…», чем изображается снятие со Креста тела Божественного Страдальца Иосифом и Никодимом.

В Великую Субботу на утрене после пения Бог Господь и тропаря «Благообразный Иосиф…» поются перед плащаницей непорочны - 17-я кафизма с новозаветными песнопениями, заключающими в себе изображение погребения Христа Спасителя, плач Богоматери, жен-мироносиц и учеников Христовых об умершем Учителе. Это поистине погребальные песнопения, почему верующие стоят в это время с зажженными свечами. В конце великого славословия при пении погребальным напевом Святый Боже совершается крестный ход с плащаницей вокруг храма, которым изображается погребение Христа Спасителя, запечатание гроба и приставление стражи ко гробу, о чем читается после сего и Евангелие (Мф. 27, 62-66).

Литургия в Великую Субботу совершается вместе с вечерней (как и в Великий Четверг), на которой прочитывается 15 паримий, заключающих в себе пророчества и прообразования о крестной смерти и воскресении Иисуса Христа. По прочтении Апостола поется стих «Воскресни Боже», во время коего священнослужители из черных священных одежд переоблачаются в белые - в напоминание того, что Ангелы, возвестившие мироносицам о воскресении Спасителя, были в белых одеждах. Евангелие читается уже о воскресении Христа Спасителя. Вместо Херувимской песни поется умилительная песнь «Да молчит всякая плоть». В конце литургии освящаются хлеб и вино в напоминание, что христиане первых веков по окончании литургии в этот день не выходили из храма и, подкрепив себя пищею, всю ночь проводили в церкви, слушая чтение Деяний апостольских. А в полночь начиналось пасхальное богослужение. Посему Церковный Устав и предписывает оканчивать литургию в Великую Субботу во втором часу ночи (соответствует восьмому вечера), после чего до начала пасхальной утрени читается книга Деяний апостольских.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: