Про систему органов – см. № 71

Налоговое администрирование заключается в реализации комплекса мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой. Налоговое администрирование включает решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также по профилактике, выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

Государственная (национальная) налоговая администрация – это совокупность государственных структур исполнительной власти, созданных или соответствующим образом специализированных для обеспечения налоговой безопасности государства и поддержания правопорядка в налоговой сфере путем осуществления мероприятий государственного налогового администрирования, реализуемых с целью защиты механизма налогообложения.

Налоговая администрация – это институт государственного управления в сфере налоговых правоотношений, целью деятельности которого является реализация государственной функции по достижению и поддержанию состояния налоговой безопасности и правопорядка в налоговой сфере.

Понятие «государственная налоговая администрация» может быть тождественно понятию «налоговая администрация» в том случае, если речь не идет о системе негосударственного управления в сфере налогообложения или системе налогового администрирования на международном уровне.

Функционирование системы государственной налоговой администрации предполагает решение задач по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также профилактики, выявления, раскрытия, расследования фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществления мер по возмещению ущерба государству в подобных случаях. Решение каждой из поставленных задач делегируется соответствующим специализированным организационным звеньям налоговой администрации.

На систему государственной налоговой администрации возлагается выполнение двух генеральных функций в налоговой сфере: контрольной и правоохранной.

В результате контрольной деятельности системы налоговой администрации происходит выявление фактов нестандартного, отклоняющегося поведения налоговых субъектов. Следует обратить внимание, что результаты носят сугубо констатационный характер. С содержательной точки зрения по ее результатам контрольной деятельности можно лишь сделать вывод о том, были ли выявлены факты нестандартного поведения налогового субъекта. Оценка характера, установление причин и последствий такого поведения в задачи контрольной деятельности не входят. Ответы на эти вопросы получают в ходе следственной деятельности системы налоговой администрации.

Правоохранная деятельность системы налоговой администрации заключается во всестороннем анализе имеющейся в ее распоряжении информации, указывающей на возможное проблемное поведение налогового субъекта, и принятии адекватных мер по пресечению противоправного поведения.

Ст. 6 БК

администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;

главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Абрамчик Л.Я.

Финансовый контроль можно рассматривать как управленческую деятельность, имеющую свои методы, способы, формы реализации. Раскрытию сущности контроля способствует рассмотрение его во всех аспектах своего проявления. Однако определяющим назначение в обществе служит выявление его соотношения с государственным управлением. В этой связи представляется, что наиболее полной характеристике финансового контроля способствует рассмотрение его в системе схемы "цель - средство - результат". Составной частью финансового контроля выступает налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Целью налогового контроля является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Задачами налогового контроля являются:

- наблюдение за подконтрольными объектами;

- прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;

- принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

- выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Целью государственного управления является достижение в обществе правового порядка, деятельности, строящейся в строгом соответствии с требованиями закона, которая закрепляется в нормативно-правовых актах. Для достижения названной цели государство организует проведение контроля во всех сферах и областях общественной жизни, в том числе в процессе осуществления финансовой деятельности. Следовательно, финансовый контроль выступает средством достижения одной из стоящих перед государством целей - установление правопорядка. Соответственно, целью финансового (налогового) контроля является также достижение правопорядка, а не только соблюдение законности, как принято говорить об этом в специальной литературе. Подобный подход не отражает всех аспектов финансового контроля, ограничивает его социальное назначение. Поскольку обеспечение законности является не конечной целью правового регулирования, а условием достижения стабильности, урегулированности правом различных общественных отношений, значит, и финансовый контроль не сводится только к тому, как субъекты финансовых отношений соблюдают законодательство страны. Учитывая противоречивый характер последнего, цели государства были бы упрощены и сведены лишь к некоей констатации того, имеет место правонарушение или нет. Функции налогового контроля, направление его деятельности позволяют ему выступать средством "обратной связи", дающим информацию о необходимости изменения законодательства, правоприменительной практики, информационной работы и т.д.

3. Налоговое администрирование можно рассматривать как своеобразный механизм управления в налоговой сфере. Поэтому одним из важнейших элементов налогового администрирования является налоговый контроль, который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей <*>. По временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит от многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В настоящее время в республике из существующих форм контроля преобладает последующий контроль, применение которого обусловлено недостаточным уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и государства в целом и недостаточной правовой культурой. С последующим контролем должны сочетаться предварительный и текущий контроль, непосредственно связанные с уровнем правовой культуры.

Полагаю, что в узком смысле слова налоговое администрирование можно определить как повседневную деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающую своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей. Некоторые авторы дают иное определение налогового администрирования, где под налоговым администрированием понимается комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках. На наш взгляд, данный подход к понятию налогового администрирования можно определить в широком смысле слова. Поскольку основной формой налогового администрирования являются различные виды налогового контроля и способы его проведения, учет налогоплательщиков и объектов подлежащих налогообложению; проведение налоговых проверок и принятие решения по ним; принятие правоустанавливающих решений по вопросам налогового права; опрос налогоплательщиков и других лиц; проверки данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, где могут находится объекты, подлежащие налогообложению, или использование для извлечения прибыли и др.

Разновидностью налогового администрирования является юрисдикционная деятельность налоговых органов. Юрисдикционные полномочия налоговых органов, включающие в себя право рассмотрения по существу и вынесения обязательных решений по делам отнесенных к компетенции налоговых органов играют особую роль в реализации функций этих органов. Система таких юрисдикционных воздействий обеспечивает быстрое и простое, своевременное и эффективное наказание нарушителей. Налоговое администрирование осуществляется в определенном, урегулированном правом порядке, который основан на процессуальных нормах, создающих в своей совокупности различные виды производств. В нем выделяются: производство по назначению и проведению налоговых проверок; производство по предъявлению требования об уплате налогов; производство по взысканию недоимок с налогоплательщика; право по предоставлению налоговых отсрочек, рассрочек; право по делам о налоговых нарушениях и др.

Установление и соблюдение процессуального порядка реализации налогового администрирования позволяет усилить гарантии прав граждан и организаций и обеспечить объективное и беспристрастное рассмотрение дела о налоговом нарушении, обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины всеми участниками финансовых отношений.

Из всего сказанного следует, что налоговое администрирование позволяет реализовать цели финансового контроля, обеспечивающих полноту формирования финансовой базы государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: