1 Исторический процесс – это закономерная смена общественно-экономических формаций | а) О. Шпенглер | |||
2 Основу культурно-исторического типа составляют единство языка, этнографические признаки, нравственные силы, господствующие в данном народе; специфика исторического воспитания народа. | б) К. Маркс | |||
3 Разделял понятия культура и цивилизация. Культура, по его мнению, представляет собой нечто живое, своего рода «душу», а цивилизация возникает как овеществление, как крайнее состояние культуры. | в) Н. Данилевский | |||
4 Цивилизации возникают в результате взаимодействия двух факторов, таких как, во-первых, появление творческого меньшинства (элиты) и, во-вторых, неблагоприятных условий, бросающих ему «вызов», который проистекает из внешнего окружения – как из природной, так и из человеческой среды. Цивилизация – это «ответ» на «вызов» в форме религии, искусства, науки и техники, экономики и т. п. | г) А. Тойнби | |||
1 - | 2 - | 3 - | 4 - | |
Задания для самостоятельной работы по теме
|
|
«Социодинамика общества и культуры: развитие, прогресс, кризис»
1 Используя словари по социологии и учебно-методическую литературу, составьте словарь основных понятий по теме и запишите в рабочую тетрадь содержание следующих понятий: социодинамика, культура, социальное развитие, социальный прогресс, цивилизация, социальное противоречие, кризис, функция, дисфункция, социальное управление, социальная политика, девиация.
2 Проведите сопоставительный анализ взглядов К. Маркса и Д. Белла на развитие исторического процесса. В чем схожесть и в чем различие их теорий, объясняющих социодинамику общества и культуры? Ответ запишите.
3 Проведите сопоставительный анализ идей А. Тойнби и О. Шпенглера о развитии общества и культуры. В чем идеи этих авторов схожи и чем различаются? Ответ запишите.
4 Приведите примеры самых известных социальных кризисов в истории современных обществ, происходивших в XX–XXI вв., на каком-либо конкретном примере, укажите причины кризиса, его признаки, определите тип кризиса (системный, структурный, функциональный и др.), способы его преодоления. Ответ запишите.