2. Стыд и честь: природа и содержание понятий.
3. Понятие совести. Основные интерпретации совести в истории этических учений.
Задания для подготовки к практическому занятию:
- продумать материал лекции по данным категориям, имея в виду их осуществление в праве;
- проанализировать рекомендованные лектором первоисточники, касающиеся категорий долга, стыда, чести и совести, используя соответствующие разделы учебного пособия;
- проанализировать позиции Ф. Ницше о происхождении совести и онтологию совести М. Хайдеггера;
- проанализировать следующие проблемы:
1. Взаимосвязь служебного и нравственного долга.
2. Долг и личный интерес.
3. Честь и совесть как категория этики и права.
Семинар – дискуссия № 4 (2 часа)
Тема: Нравственность и право: проблема соотношения
1. Происхождение нравственности и права: что первично?
2. Нравственное измерение права и правовое обеспечение нравственности: история и современность.
3. Право как минимум нравственности: аргументы «за» и «против».
|
|
4. Юридические проблемы нравственности и нравственные проблемы права.
5. Соотношение морали и права в современной России: реальность и перспективы.
6. Этические аргументы «за» и «против» эвтаназии и смертной казни.
Задания для подготовки к семинару – дискуссии:
- продумать материал вводной лекции по проблеме;
- проанализировать работу В.С. Соловьёва «Право и нравственность»;
- изучить рекомендованную учебную литературу;
- продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие высказывания.
1) «Право – это искусство добра и справедливости» (Античный афоризм).
2) «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).
3) «Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву» (Г.В.Ф. Гегель).
4) «… Моральную силу невозможно создать параграфами закона…» (К. Маркс).
5) «Отнимите свободу, и право становится своим противоположением, т.е. насилием» (В.С. Соловьёв).
Практическое занятие – коллоквиум № 5 (2 часа)