Долг как нравственная и правовая ценность. Профессиональный долг и личный интерес

2. Стыд и честь: природа и содержание понятий.

3. Понятие совести. Основные интерпретации совести в истории этических учений.

Задания для подготовки к практическому занятию:

- продумать материал лекции по данным категориям, имея в виду их осуществление в праве;

- проанализировать рекомендованные лектором первоисточники, касающиеся категорий долга, стыда, чести и совести, используя соответствующие разделы учебного пособия;

- проанализировать позиции Ф. Ницше о происхождении совести и онтологию совести М. Хайдеггера;

- проанализировать следующие проблемы:

1. Взаимосвязь служебного и нравственного долга.

2. Долг и личный интерес.

3. Честь и совесть как категория этики и права.

Семинар – дискуссия № 4 (2 часа)

Тема: Нравственность и право: проблема соотношения

1. Происхождение нравственности и права: что первично?

2. Нравственное измерение права и правовое обеспечение нравственности: история и современность.

3. Право как минимум нравственности: аргументы «за» и «против».

4. Юридические проблемы нравственности и нравственные проблемы права.

5. Соотношение морали и права в современной России: реальность и перспективы.

6. Этические аргументы «за» и «против» эвтаназии и смертной казни.

Задания для подготовки к семинару – дискуссии:

- продумать материал вводной лекции по проблеме;

- проанализировать работу В.С. Соловьёва «Право и нравственность»;

- изучить рекомендованную учебную литературу;

- продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие высказывания.

1) «Право – это искусство добра и справедливости» (Античный афоризм).

2) «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).

3) «Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален, если он определяется уважением к праву» (Г.В.Ф. Гегель).

4) «… Моральную силу невозможно создать параграфами закона…» (К. Маркс).

5) «Отнимите свободу, и право становится своим противоположением, т.е. насилием» (В.С. Соловьёв).

Практическое занятие – коллоквиум № 5 (2 часа)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: