Для каждого человека того или иного общества требования, нормы морали едины, кем бы он ни был, какую бы должность не занимал, какую бы профессию не имел.
В то же время к отдельным профессиям предъявляются специфические нравственные требования. Это профессии, в компетенции которых находятся жизнь и судьба человека. Это врач, учитель, воин, сотрудник уголовно-исполнительной системы, правоохранительных органов, юрист. Оценкой работы представителей данных профессий служит, прежде всего, общественное мнение.
Действительно, с данными работниками все мы рано или поздно, прямо или косвенно сталкиваемся в жизни. Причем, мы имеем право выбрать врача себе и своим родственникам, выбрать учителя детям. Какими же критериями руководствуемся мы при выборе? Согласитесь, что кроме высокого профессионализма нас, в немалой степени, интересуют человеческие качества. Если есть возможность выбора, мы обратимся к тому, кто не только вылечит болезнь или даст хорошие знания, но и останется неравнодушным, проявит свое внимание, участие.
Такие же повышенные требования предъявляются и к юристам, т.к. их работа прямо влияет на судьбы людей, касается тонких, сложных, хрупких, порой глубоко личных человеческих взаимоотношений.
Профессиональная этика юриста – относительно молодая дисциплина. Ее развитие обусловливается потребностями практики. Современный юрист – это человек, который действует в самых разных сферах общественной жизни. Не только знание норм действующего законодательства, но и умение правильно их применять, отслеживать непрерывный процесс их изменения составляет необходимый комплекс качеств, которыми должен обладать человек, посвятивший себя и свою жизнь служению юриспруденции. Вместе с тем весь отечественный опыт свидетельствует о том, что решающую роль в реализации законодательных норм, сколь бы гуманными они сами по себе ни были, играет то, в чьи руки и при каких условиях отдается приложение этих правил (А. Ф. Кони).
Профессиональная этика – это мировоззренческая дисциплина. Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о характере и механизме действия норм профессиональной этики юриста, их единстве и взаимодействии с требованиями общественной морали. Она конкретизируется в основных задачах, последовательность решения которых определяет структуру учебного курса, формирует, как общее представление о роли морали в жизни человека и общества, так и нравственной ценности права, помогает студентам определить собственную осмысленную позицию относительно проблем, имеющих большую социальную значимость. Представленная программа курса исходит из единства, как общих требований, предъявляемых к поведению юриста, так и тех требований, которые складываются под влиянием углубляющейся специализации в сфере профессиональной юридической деятельности.
Значимым результатом изучения учебного курса выступает усвоение требований, сформулированных в кодексах профессиональной этики соответствующих юридических специальностей, а так же понимание их нравственного смысла и умение применять на практике, в какой бы сфере общественного служения ни был занят будущий юрист на протяжении всей своей жизненной карьеры.
Юрист – понятие чрезвычайно широкое, включающее в себя множество профессий. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека.
Этические проблемы и правила затрагивают взаимоотношения юриста с клиентом, с другими участниками процесса, с коллегами по профессии, с государственными органами, с обществом в целом. Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда законодательство придает большое значение самостоятельным решениям юриста-профессионала: судьи, следователя, прокурора, нотариуса. Принимаемые ими решения должны быть не только законными, но и справедливыми. Юрист должен хорошо понимать и применять на практике основные понятия этических категорий: добро и зло, справедливость и долг, совесть, достоинство и честь.
Нравственные качества – важнейшая сторона личности юриста. Моральные качества составляют основу доверия и уважения со стороны граждан, признания массами авторитета сотрудника, его морального права на профессиональную деятельность и руководство людьми.
Особенность морали заключается в том, что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы к представителям любых профессий, любой должности и звания. В то же время к отдельным профессиям, непосредственно влияющим на интересы, права, а зачастую судьбу и даже жизнь человека, предъявляются более высокие нравственные требования. В этом ряду особо выделяется профессия юриста.
Юрист является представителем Закона и государственной власти. Его деятельность регламентируется множеством нормативных документов, нередко предписывающих круг обязанностей в определенных ситуациях. Строгое следование этим предписаниям является отличительной особенностью данной профессиональной деятельности.
Но ни один документ, ни одна инструкция не могут предусмотреть все возможные случаи, возникающие в реальной жизни и требующие принятия сотрудником самостоятельного, нередко единственно верного решения. Наряду с узкоспециальными профессиональными знаниями и умениями, немаловажная роль принадлежит здесь моральным качествам сотрудника, его совести.
Вышесказанное позволяет утверждать, что эффективная реализация служебных задач зависит не только от профессиональной подготовленности, знания нормативной базы, требовательности руководителей, но, главное, - от уровня нравственности и общей культуры специалистов.
Следовательно, нравственные качества – неотъемлемая составляющая профессионального облика юриста. Они составляют основу признания обществом авторитета службы.
Возрождение былой мощи и авторитета российского общества невозможно без стремительного возрастания нравственного уровня всех его граждан и, в первую очередь тех, кто служит защите интересов, прав и свобод личности и государства. Несомненно, юристы должны являться образцом бескомпромиссного утверждения законности и требований морали, укрепления правопорядка.
Общепризнанно, что неотъемлемой частью общей культуры человека является его нравственная культура. Она включает три уровня: 1) изучение нравственных норм и принципов; 2) превращение их в нравственные убеждения личности; 3) выработку умения грамотно применять их на практике. Именно умение, приобретаемое и развиваемое на третьем уровне, служит показателем нравственной культуры личности сотрудника.
Нравственность является предметом изучения этики.
На современном этапе развития общества нравственность и культура (эти два понятия в мировоззренческих установках личности тесно взаимосвязаны) юристов приобрели огромную значимость.
Как показывают социологические исследования и как это отмечается в целом ряде документов руководства, соблюдение законности и служебной дисциплины определяется прежде всего не только и, может быть, не столько требовательностью руководителей, сколько нравственными установками и культурной воспитанностью сотрудников. Во многих случаях эти качества оказывают на эффективность служебной деятельности большее воздействие и играют здесь даже большую роль, чем профессиональная компетентность (что, конечно же, нисколько не умаляет необходимость постоянного повышения профессионализма).
Нравственность и культура юриста рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению любых служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наиболее результативным эффектом.
Недооценка этих факторов порождается довольно распространенным мнением, что служебная деятельность юристов настолько строго регламентирована законами, подзаконными актами, уставными положениями, инструкциями, требованиями служебной дисциплины и т.д., что при должном уровне требовательности руководства любой сотрудник будет успешно выполнять свои функциональные обязанности. Мнение это глубоко ошибочно по целому ряду причин.
Во-первых, современное общество, в том числе и юридическая деятельность, находится в условиях постоянного изменения, причем эта динамика носит исключительно интенсивный, подчас даже непредсказуемый характер, в силу чего административно-правовые документы и приказы могут определить деятельность сотрудника только в самых общих чертах. Их интерпретацию применительно к той или иной конкретной ситуации зачастую определяет руководитель служебного коллектива (где не последнюю роль играет нравственный компонент), а порой и сам исполнитель.
Во-вторых, все документы служебно-правового характера (в том числе приказы и приказания) не содержат четко определенных решений для любой ситуации, но лишь предписывают рамки, в которых эти решения должны быть приняты. Рамки эти бывают зачастую настолько широки, что в зависимости от уровня культуры и нравственной воспитанности сотрудника поставленная задача может быть решена как казенно, формально-бюрократически, так и творчески – максимально результативно и с “человеческим лицом”.
В-третьих, функциональные обязанности можно выполнять по-разному. Можно в минимально допустимом объеме, так сказать, “ от сих до сих”, компенсируя это созданием видимости кипучего знтузиазма, а можно, как сказал поэт, “не знать ни зим ни лет”, а работать с максимальной отдачей, вызывая “огонь на себя”, самоотверженно превращая интересы службы в главный смысл своей жизни. Определяет характер выполнения служебного долга в этом случае лишь нравственность сотрудника, его совесть.
В-четвертых, в деятельности любого юриста обязательно наличествует элемент секретности, во многих ситуациях отсутствует решение, четко определенное служебными документами, нормами права. Поэтому во многих случаях он вынужден действовать в соответствии со своими моральными понятиями добра и зла, справедливости, долга, чести и др. И здесь существует важное отличие деятельности сотрудника от всех других сфер социальной жизнедеятельности: отсутствие морального контроля со стороны общественного мнения. Таким образом, в данном случае единственным судьей правильности, т.е. подлинной моральности его действий, оказываются его культура и его нравственность, его совесть.
И, наконец, в-пятых, общеизвестно, что между нравственным и безнравственным поведением пролегает довольно широкая “пограничная полоса”, которую непременно проходит личность и где она плавно деформируется.
Сегодня нравственность и культура юристов приобрели огромную значимость и рассматриваются как важнейшие профессиональные качества.