Нравственность и общая культура как неотъемлемые профессиональные качества юриста

Для каждого человека того или иного общества требования, нормы морали едины, кем бы он ни был, какую бы должность не занимал, какую бы профессию не имел.

В то же время к отдельным профессиям предъявляются специфические нравственные требования. Это профессии, в компетенции которых находятся жизнь и судьба человека. Это врач, учитель, воин, сотрудник уголовно-исполнительной системы, правоохранительных органов, юрист. Оценкой работы представителей данных профессий служит, прежде всего, общественное мнение.

Действительно, с данными работниками все мы рано или поздно, прямо или косвенно сталкиваемся в жизни. Причем, мы имеем право выбрать врача себе и своим родственникам, выбрать учителя детям. Какими же критериями руководствуемся мы при выборе? Согласитесь, что кроме высокого профессионализма нас, в немалой степени, интересуют человеческие качества. Если есть возможность выбора, мы обратимся к тому, кто не только вылечит болезнь или даст хорошие знания, но и останется неравнодушным, проявит свое внимание, участие.

Такие же повышенные требования предъявляются и к юристам, т.к. их работа прямо влияет на судьбы людей, касается тонких, сложных, хрупких, порой глубоко личных человеческих взаимоотношений.

Профессиональная этика юриста – относительно молодая дисциплина. Ее развитие обусловливается потребностями практики. Современный юрист – это человек, который действует в самых разных сферах общественной жизни. Не только знание норм действующего законодательства, но и умение правильно их применять, отслеживать непрерывный процесс их изменения составляет необходимый комплекс качеств, которыми должен обладать человек, посвятивший себя и свою жизнь служению юриспруденции. Вместе с тем весь отечественный опыт свидетельствует о том, что решающую роль в реализации законодательных норм, сколь бы гуманными они сами по себе ни были, играет то, в чьи руки и при каких условиях отдается приложение этих правил (А. Ф. Кони).

Профессиональная этика – это мировоззренческая дисциплина. Цель курса состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное представление о характере и механизме действия норм профессиональной этики юриста, их единстве и взаимодействии с требованиями общественной морали. Она конкретизируется в основных задачах, последовательность решения которых определяет структуру учебного курса, формирует, как общее представление о роли морали в жизни человека и общества, так и нравственной ценности права, помогает студентам определить собственную осмысленную позицию относительно проблем, имеющих большую социальную значимость. Представленная программа курса исходит из единства, как общих требований, предъявляемых к поведению юриста, так и тех требований, которые складываются под влиянием углубляющейся специализации в сфере профессиональной юридической деятельности.

Значимым результатом изучения учебного курса выступает усвоение требований, сформулированных в кодексах профессиональной этики соответствующих юридических специальностей, а так же понимание их нравственного смысла и умение применять на практике, в какой бы сфере общественного служения ни был занят будущий юрист на протяжении всей своей жизненной карьеры.

Юрист – понятие чрезвычайно широкое, включающее в себя множество профессий. Деятельность юриста касается важнейших благ, интересов людей, нередко связана с вторжением в их личную жизнь, а иногда и с ограничением прав, принятием решений, влияющих на судьбу человека.

Этические проблемы и правила затрагивают взаимоотношения юриста с клиентом, с другими участниками процесса, с коллегами по профессии, с государственными органами, с обществом в целом. Изучение нравственных аспектов и проблем профессии необходимо каждому юристу, особенно в современных условиях, когда ставится задача гуманизации общественной и государственной жизни, когда законодательство придает большое значение самостоятельным решениям юриста-профессионала: судьи, следователя, прокурора, нотариуса. Принимаемые ими решения должны быть не только законными, но и справедливыми. Юрист должен хорошо понимать и применять на практике основные понятия этических категорий: добро и зло, справедливость и долг, совесть, достоинство и честь.

Нравственные качества – важнейшая сторона личности юриста. Моральные качества составляют основу доверия и уважения со стороны граждан, признания массами авторитета сотрудника, его морального права на профессиональную деятельность и руководство людьми.

Особенность морали заключается в том, что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы к представителям любых профессий, любой должности и звания. В то же время к отдельным профессиям, непосредственно влияющим на интересы, права, а зачастую судьбу и даже жизнь человека, предъявляются более высокие нравственные требования. В этом ряду особо выделяется профессия юриста.

Юрист является представителем Закона и государственной власти. Его деятельность регламентируется множеством нормативных документов, нередко предписывающих круг обязанностей в определенных ситуациях. Строгое следование этим предписаниям является отличительной особенностью данной профессиональной деятельности.

Но ни один документ, ни одна инструкция не могут предусмотреть все возможные случаи, возникающие в реальной жизни и требующие принятия сотрудником самостоятельного, нередко единственно верного решения. Наряду с узкоспециальными профессиональными знаниями и умениями, немаловажная роль принадлежит здесь моральным качествам сотрудника, его совести.

Вышесказанное позволяет утверждать, что эффективная реализация служебных задач зависит не только от профессиональной подготовленности, знания нормативной базы, требовательности руководителей, но, главное, - от уровня нравственности и общей культуры специалистов.

Следовательно, нравственные качества – неотъемлемая составляющая профессионального облика юриста. Они составляют основу признания обществом авторитета службы.

Возрождение былой мощи и авторитета российского общества невозможно без стремительного возрастания нравственного уровня всех его граждан и, в первую очередь тех, кто служит защите интересов, прав и свобод личности и государства. Несомненно, юристы должны являться образцом бескомпромиссного утверждения законности и требований морали, укрепления правопорядка.

Общепризнанно, что неотъемлемой частью общей культуры человека является его нравственная культура. Она включает три уровня: 1) изучение нравственных норм и принципов; 2) превращение их в нравственные убеждения личности; 3) выработку умения грамотно применять их на практике. Именно умение, приобретаемое и развиваемое на третьем уровне, служит показателем нравственной культуры личности сотрудника.

Нравственность является предметом изучения этики.

На современном этапе развития общества нравственность и культура (эти два понятия в мировоззренческих установках личности тесно взаимосвязаны) юристов приобрели огромную значимость.

Как показывают социологические исследования и как это отмечается в целом ряде документов руководства, соблюдение законности и служебной дисциплины определяется прежде всего не только и, может быть, не столько требовательностью руководителей, сколько нравственными установками и культурной воспитанностью сотрудников. Во многих случаях эти качества оказывают на эффективность служебной деятельности большее воздействие и играют здесь даже большую роль, чем профессиональная компетентность (что, конечно же, нисколько не умаляет необходимость постоянного повышения профессионализма).

Нравственность и культура юриста рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению любых служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наиболее результативным эффектом.

Недооценка этих факторов порождается довольно распространенным мнением, что служебная деятельность юристов настолько строго регламентирована законами, подзаконными актами, уставными положениями, инструкциями, требованиями служебной дисциплины и т.д., что при должном уровне требовательности руководства любой сотрудник будет успешно выполнять свои функциональные обязанности. Мнение это глубоко ошибочно по целому ряду причин.

Во-первых, современное общество, в том числе и юридическая деятельность, находится в условиях постоянного изменения, причем эта динамика носит исключительно интенсивный, подчас даже непредсказуемый характер, в силу чего административно-правовые документы и приказы могут определить деятельность сотрудника только в самых общих чертах. Их интерпретацию применительно к той или иной конкретной ситуации зачастую определяет руководитель служебного коллектива (где не последнюю роль играет нравственный компонент), а порой и сам исполнитель.

Во-вторых, все документы служебно-правового характера (в том числе приказы и приказания) не содержат четко определенных решений для любой ситуации, но лишь предписывают рамки, в которых эти решения должны быть приняты. Рамки эти бывают зачастую настолько широки, что в зависимости от уровня культуры и нравственной воспитанности сотрудника поставленная задача может быть решена как казенно, формально-бюрократически, так и творчески – максимально результативно и с “человеческим лицом”.

В-третьих, функциональные обязанности можно выполнять по-разному. Можно в минимально допустимом объеме, так сказать, “ от сих до сих”, компенсируя это созданием видимости кипучего знтузиазма, а можно, как сказал поэт, “не знать ни зим ни лет”, а работать с максимальной отдачей, вызывая “огонь на себя”, самоотверженно превращая интересы службы в главный смысл своей жизни. Определяет характер выполнения служебного долга в этом случае лишь нравственность сотрудника, его совесть.

В-четвертых, в деятельности любого юриста обязательно наличествует элемент секретности, во многих ситуациях отсутствует решение, четко определенное служебными документами, нормами права. Поэтому во многих случаях он вынужден действовать в соответствии со своими моральными понятиями добра и зла, справедливости, долга, чести и др. И здесь существует важное отличие деятельности сотрудника от всех других сфер социальной жизнедеятельности: отсутствие морального контроля со стороны общественного мнения. Таким образом, в данном случае единственным судьей правильности, т.е. подлинной моральности его действий, оказываются его культура и его нравственность, его совесть.

И, наконец, в-пятых, общеизвестно, что между нравственным и безнравственным поведением пролегает довольно широкая “пограничная полоса”, которую непременно проходит личность и где она плавно деформируется.

Сегодня нравственность и культура юристов приобрели огромную значимость и рассматриваются как важнейшие профессиональные качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: