Государственная Дума Федерального собрания РФ: порядок формирования и полномочия. Особенности законодательного процесса в РФ

Федеральное собрание состоит из 2-х палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). В РФ двухпалатность парламента относительно новое явление, возникшее только в 1990 году. КРФ 1993 г. внесла принципиальные изменения в понимание структуры Федерального парламента. Двухпалатность Федерального Собрания учреждается как фундаментальная основа реального федерализма, призванного расширить права и самостоятельность народа и обеспечить глубокие реформы в политическом и экономическом строе страны. Этому служит различный порядок формирования палат Федерального Собрания, их различная компетенция и различный статус депутатов. Отсюда специальная, неповторимая роль каждой палаты, которые в совокупности обеспечивают выражение разнообразных интересов народа, и в то же время - единство РФ.

Палаты Федерального Собрания рассматриваются как части единого парламента, и в этом смысле они равноправны, хотя полномочия палат не одинаковы. В то же время нельзя не заметить, что основная тяжесть в принятии Федеральных законов падает на Государственную Думу, которая поэтому более заметна в общественной жизни. КРФ делит между палатами функцию назначения ряда высших должностных лиц в государстве, устанавливает особые полномочия каждой палаты в определенных областях.

Состав палат различен. Совет Федерации РФ (СФ РФ) не избирается, а формируется в соответствии с порядком, определяемым специальными ФЗ. Так, с 1994-1995 гг. члены СФ РФ избирались гражданами на всеобщих выборах. В 1996-2001 гг. в него по должности входили по 2 представителя от каждого субъекта РФ: глава представительного и глава исполнительного органа. Согласно изменениям, внесенным в порядок формирования СФ РФ Федеральным законом от 5 августа 2000 г., теперь его членами становятся по одному представителю, избираемому законодательным органом (на срок полномочий этого органа) и одному представителю, назначенным главой исполнительного органа СРФ (по согласию с законодательным органом). Обновление СФ РФ происходит по принципу ротации: по мере переизбрания должностных лиц, представляющих субъект. То есть в Совет Федерации входят 166 членов = 85 субъектов x 2 представителя.

Основные функции парламента:

- принятие законов;

- утверждение государственного бюджета;

- определенный контроль за исполнительной властью.

Компетенция парламента - это объем полномочий, через которые раскрываются функции данного органа государственной власти. Она устанавливается КРФ.

Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Государственная Дума РФ (ГД РФ) состоит из 450 депутатов. В ней представлены одновременно общенациональные и партийно-политические интересы. Этому способствует пропорциональная избирательная система (депутаты избираются по партийным спискам в общефедеральных избирательных округах).

Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - 4 года, а Совет Федерации установленного срока не имеет.

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя и его замов. Государственная Дума также избирает Председателя Государственной Думы и его замов из своего состава. Первые заседания Палат открывают и ведут старшие по возрасту член Совета Федерации или депутат государственной Думы.

Для проверки полномочий депутатов палаты избирается мандатная комиссия. В отличие от Совета Федерации в Государственной Думе создается Совет Государственной Думы, который занимается предварительной подготовкой организационных решений по вопросам деятельности палаты. Обе палаты образуют комитеты и комиссии, которые организуют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов.

В отличие от Совета Федерации в Государственной Думе создаются депутатские объединения: фракции и депутатские группы.

Деятельность палат осуществляется в соответствии с принятыми регламентами (Регламент Государственной Думы Федерального Собрания и регламент Совета Федерации Федерального Собрания РФ). Законы и иные решения парламент принимает на сессии (промежуток времени, в течение которого проходят пленарные заседания, заседания постоянных комитетов и комиссий, парламентские слушания, посещение своих избирательных округов). Важнейшая форма работы палаты – пленарное заседание, на котором принимаются законы и решения. Для пленарного заседания необходим кворум, т.е. определенное число присутствующих на сессии депутатов (более половины списочного состава депутатов, установленного КРФ).

Компетенция Государственной Думы РФ:

1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Рассматривает кандидатуру, представленную Президентом РФ в течение недели со дня внесения представления.

2. Выражение недоверия Правительству РФ. Предложение о выражении недоверия Правительству РФ может вносить группа численностью не менее 1/5 общего числа депутатов. Рассмотрение - в недельный срок после его внесения.

3. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. Назначается на 5-летний срок и не более 2-х сроков подряд.

4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Кандидатуру предлагает Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам.

5. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ. Кандидатура предоставляется Президентом РФ.

6. Выдвижение обвинения против Президента РФ. Вносится по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов.

7. Объявление амнистии. Его осуществляет Государственная Дума путем принятия постановлений об амнистии.

8. Право обращения в Конституционный Суд РФ.

Федеральное Собрание занимается принятием проекта бюджета. Федеральное Собрание решает вопрос об объявлении войны и заключении мира. Федеральное Собрание может влиять на решение внешнеполитических вопросов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: