Система государственного управления в современной России

Государственное управление в современной России основывается на двух главных факторах – рыночная экономика и демократические принципы управления. Более двадцати лет российское общество функционирует в нынешней общественно-экономической формации и пока еще находится в естественной трансформации адаптации к сложившимся за данный период новым реалиям существования. Эта особенность, по сути переходного периода, к устойчивому государственному управлению, примеры которого мы видим во многих цивилизованных государствах с устоявшимися демократическими и рыночными институтами управления, должна учитываться всеми участниками, вовлеченными в процессы государственного управления ав России на современном этапе, включая и специалистов по связям с общественностью в органах власти.

Специфика любого государственного органа заключается в том, что им вырабатываются и реализуются властно-управленческие решения. Этим самым государственный орган отличается, скажем, от государственных учреждений, связанных, в основном, с предоставлением социальных и духовных услуг населению, а также отличается и от государственных организаций, выполняющих обычно организационные функции в различных социальных сферах жизнедеятельности общества.

Государственные органы имеют свои специфические признаки, которые выделяют их среди всех других видов и типов организаций в российском государстве и обществе.

Среди них можно назвать:

- регламентация конституционно-правового статуса государственного органа;

- государственно-властные полномочия;

- законодательные возможности и особенности;

- установленный порядок деятельности в присущих конкретному государственному органу организационно-правовых формах;

- определенная компетенция полномочий в соответствующей сфере государственной деятельности.

Государственный орган - это учрежденное в структуре государства в установленном порядке образование, имеющее собственную компетенцию и наделенное властными полномочиями по осуществлению определенного вида государственной деятельности, характеризующееся задачами, функциями, структурными особенностями, формами и методами.

Деятельность государственных органов по организации и реализации государственного управления обусловлены существующими функциями государственной власти и видами деятельности государства.

Самый важный признак государственных органов – это наличие у них государственно-властных полномочий. Он предусматривает четкое разграничение прав, полномочий, санкций, контроля и форм ответственности и т.д. между государственными органами, как носителями государственной власти, и государственными организациями, учреждениями, предприятиями. Государственно-властные полномочия выражаются в компетенции государственных органов и практически реализуются в принимаемых ими властно-управленческих решениях. Они закрепляются в издаваемых государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных правовых актах, а также находят свое отражение в конкретных действиях и предпринимаемых мерах.

Во исполнение принятых решений государственные органы осуществляют наблюдение за неуклонным соблюдением положений и требований, содержащихся в данных актах, обеспечивают защиту этих требований от нарушений путем применения разнообразных мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях и государственного принуждения. Они совершают многие другие действия, имеющие юридическое значение, например, выдают документы, удостоверяют юридические факты, регистрируют общественные объединения, лицензируют виды деятельности и т.д.

Государственно-властные полномочия, имеющиеся у государственных органов для осуществления своих функций, носят внешний, и внутренний характер. Деятельность государственных органов облечена в соответствующие правовые формы, а принимаемые ими акты имеют иерархию по юридической силе и значению. Они осуществляют правотворческую, правоприменительную и правоохранительную деятельность, основываясь на интеллектуальной, организационной, материальной и принудительной силе государства. Каждый государственный орган представляет относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата. Государственные органы образуют в своей совокупности сформированную систему, которая зиждется на конституционно закрепленных принципах.

Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему осуществления государственной власти. Под системой государственных органов в Российской Федерации понимается совокупность ее федеральных, региональных (субъектов федерации) и местных органов государственной власти. Система органов местного самоуправления, между тем, образует самостоятельную совокупность органов, которые не относятся к органам государственной власти. Тем не менее, органы местного самоуправления обладают властными полномочиями, однако эти полномочия не носят государственного характера, так как они не осуществляются от имени Российской Федерации.

Необходимое единство системы государственных органов достигается и обеспечивается наряду с разграничением предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Оно проявляется также и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

Существующая между органами государственной власти тесная организационно-правовая взаимосвязь характеризуется тем, что одни органы избираются, назначаются или формируются другими органами, одни из них руководят другими, одни подотчетны и ответственны, подконтрольны и подчинены другим.

В Российской Федерации существуют три ветви власти = законодательная, исполнительная и судебная. В существующих системе и структуре деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти непосредственно отражена федеративная природа нашего государства на современном этапе его эволюции. Особенностью системы государственных органов России является то, что ее отдельные составные части сами образуют системы органов, являясь тем самым подсистемами единой системы.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, в соответствии с ч.1 ст. 77 Конституции РФ, создается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Систему органов местного управления составляют государственные органы, образованные по территориальному или функционально-отраслевому принципам, осуществляющие управленческую деятельность через имеющиеся структурные подразделения в существующих административных границах конкретной территории. К ним относятся территориальные органы юстиции, внутренних дел, финансовые органы, подразделения по вопросам архитектуры и строительства, органы по управлению государственным имуществом, по промышленности, по торговле, по земельным ресурсам и землеустройству, по транспорту и связи, по образованию, по здравоохранению, по спорту и туризму, по культуре и др.

Основным принципом современной организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации является, как было уже сказано выше, ее разделение на три ветви - на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. Все эти органы государственной власти в пределах своей компетенции по осуществлению властных функций самостоятельны и независимы, при этом в практике своей деятельности постоянно взаимодействуя между собой.

Принцип же федерализма предполагает наличие двух уровней государственных органов России:

1) уровень федеральных органов государственной власти;

2) уровень органов государственной власти субъектов федерации.

Будучи составными частями системы государственного управления, органы государства различаются порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и форматом установленной компетенции, особенностями и спецификой исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими функций государственного управления и т.д.

В зависимости от классификационного критерия виды государственных органов могут быть распределены:

1) по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные;

2) по принципу федерализма: федеральные, субъектов федерации;

3) по территориальному масштабу: центральные, региональные (территориальные), местные;

4) по характеру и объему компетенции: общей компетенции, специально-функциональной компетенции (отраслевой и межотраслевой), особой компетенции;

5) по виду государственной деятельности: гражданские, военные, правоохранительные, специализированные;

6) по порядку образования: легитимные (конституционные, учрежденные на законном основании) и нелегитимные (образованные в нарушение установленного законом порядка);

7) по организационно-правовым формам: коллективные, единоличные;

8) по формам принятия решений: коллегиальные, единоначальные;

9) по формам и методам осуществления функций государственного управления: политические, административные, фискальные, “силовые”, экономические, финансовые, карательные, контрольно-надзорные, консультационные, координационные;

10) по особенностям исполнения возложенных полномочий: властно-управленческие, вспомогательные.

Такая классификация государственных органов проводится как на федеральном уровне, так и на уровне органов государственной власти субъектов федерации.

Рассмотрим кратко структуры всех трех ветвей власти.

Законодательная власть в Российской Федерации на федеральном уровне представлена двух палатным Парламентом – Федеральным собранием, которое делится на верхнюю и нижнюю палаты -Совет Федерации и Государственная Дума.

Правовой статус Государственной Думы определён в 5-й главе Конституции Российской Федерации. Государственная дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции Российской Федерации). С 2007 года депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Срок полномочий созывов Государственной думы в настоящее время составляет пять лет. Работу Думы возглавляет Председатель Думы и его заместители, при этом каждая фракция может выдвинуть заместителя председателя Государственной думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов и комиссий Госдумы, а также во фракциях и в региональных округах.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 103) полномочия Госдумы определены следующим образом:

- дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

- заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;

- назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

- объявление амнистии;

- выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственная дума, как законотворческий орган, принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Под принятым федеральным законом понимаются:

- законы, принятые Государственной думой и одобренные Советом Федерации;

- законы, повторно принятые Государственной думой в соответствии с ч. 5 ст. 105 Конституции РФ;

- законы, одобренные Государственной думой и Советом Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ.

Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется Президентом РФ. Процедура принятия закона заключается в прохождении законопроекта в так называемых чтениях, число которых обычно равно трем. В первом чтении обсуждается необходимость и актуальность обсуждаемого нормативного документа, во втором чтении производится его постатейная корректировка, в третьем – рассматривается произведенная редакция после второго чтения и утверждение.

Законодательные органы регионального уровня осуществляют главным образом законодательные функции, принимая конституции (уставы), законы и другие правовые акты, утверждая бюджет в границах своего региона. Обычно они называются законодательными собраниями соответствующего региона. Однако Некоторые субъекты России именуют свои представительные органы с учетом национальной терминологии (Народный Хурал в Бурятии и Калмыкии, Верховный Хурал - парламент в Тыве, Народное Собрание - Халньа Гулам - парламент в Ингушетии и др.). Компетенция региональных законодательных органов довольно широка, она включает вопросы организации государственной власти и местного самоуправления, экономического и социального развития и др. При этом принимаемые ими решения не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным актам, принимаемым федеральным законодательным органом.

Основное предназначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий.

Органы исполнительной власти на федеральном уровне осуществляют следующие основные функции:

- подзаконодательное регулирование;

- осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

- административное правоприменение;

- осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

- административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

- охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

- информационное обеспечение органов государственной власти.

Структурно органы исполнительной власти на федеральном уровне образуют Правительство российской Федерации, которое возглавляет глава Правительства (премьер-министр). В Правительство входят соответствующие министерства (с входящими в них различными профильными для конкретного министерства службами, комитетами, агентствами и т.д.), ведомства и службы. Так называемый силовой блок министерств и служб непосредственно подчинен Президенту российской Федерации, который одновременно является Главнокомандующим, вследствие чего имеет свои полномочия в отношении данного силового блока, в том числе, прерогативу назначения и смещения с должностей начальников высшего и регионального уровней силовых министерств и ведомств.

На региональном уровне органы исполнительной власти исполняют те же функции в пределах своей территориальной и административной компетенции. Структурно эти органы (часто они именуются комитетами), могут объединяться в региональное Правительство или Администрацию и пр.

Исполнительная власть региона возглавляется губернатором (в ряде регионов эта должность может именоваться иначе, например, президент Республики…).

Судебная власть в Российской Федерации осуществляет такие функции как: правосудие. судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, толкование правовых норм, удостоверение фактов, имеющих юридическое значение и ограничение конституционной и иной отраслевой правосубьектности граждан России. Важно подчеркнуть, что, как и иные ветви власти, судебная власть так же является самостоятельной и независимой.

Но для судебной власти реальная ее независимость имеет важнейшее значение в соблюдении принципов справедливости и объективности правосудия, что является краеугольным камнем построения надлежащего гражданского демократического общества в нашей стране. Как никакой иной государственный чиновник, судья должен быть предельно компетентным, ответственным и неподкупным. Статус судьи тем выше, что принимаемое им решение или вынесенный приговор имеют юридическую силу для всех, поэтому судья и выносит вердикт, включая в него слова - Именем Российской Федерации. Таким образом, очевидна роль и значение судьи как представителя государственной власти. Поэтому и удостоверение судьи различного уровня подписывается только Президентом Российской Федерации, как признание роли и значения судьи в функционировании общества и в государственном управлении.

В судебной системе мы выделим три суда.

Конституционный суд России имеет следующие полномочия. По запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации или одной пятой его членов, Государственной думы или одной пятой её депутатов, Правительства, Верховного суда, Высшего арбитражного суд, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, Правительства, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов России, изданных по вопросам ведения Россией и совместного ведения, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Кроме этого, Конституционный суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и субъектами Российской Федерации, По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный суд проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле. По запросу Президента, Государственной думы, Правительства, Совета Федерации, органов законодательной власти субъектов Конституционный суд даёт толкование Конституции Российской Федерации. По запросу Совета Федерации даёт Конституционный суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации.

Также Конституционный суд осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией (например, согласно ст. 104 он также вправе выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения) и федеральными конституционными законами (например, по запросу Президента РФ или Верховного суда проверяет конституционность референдума Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 15 и 23 федерального закона «О референдуме Российской Федерации»).

Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный суд осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды; в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.

Верховный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым и областным судам, судам городов федерального значения (Московскому и Санкт-Петербургскому городским судам), судам автономной области и автономных округов, окружным и флотским военным судам. Верховный суд изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Наконец, Верховный суд разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации.

Высший Арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами России (иногда его именуют коммерческим судом, по аналогии созданных еще в царской России коммерческих судов, откуда ведет свою историю арбитражное судопроизводство России). Высший Арбитражный суд также осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Структура арбитражный судов России довольна громоздка, она насчитывает на настоящее время четыре инстанции – суды первой инстанции, апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и Высший Арбитражный суд Российской Федерации.

Таким образом, подытоживая, можно говорить о том, что система государственного управления в Российской Федерации мало чем отличается от традиционных моделей западных демократических государств. Тем не менее, в силу специфичности российских условий, ментальности, исторического опыта и прочих условий, государственное управление имеет свои особенности. Например, излишняя бюрократизация, определенная дублированность функций в некоторых структурах, в ряде случаев чрезмерная детализация функций, приводящих к созданию новых государственных подразделений при сомнительной их пользе. Вместе с тем, если исходить из позиции необратимости и поступательности демократического государственного строительства в России, то следует признать, что государственное управление также находится в состоянии трансформации, как непосредственно и российское общество.

Поэтому рано или поздно, но процессы государственного управления придут к устойчивым, гармоничным и эффективным формам, в реальности реализуя и защищая законные интересы личности и общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: