Методика коррекционной работы

Коррекционное обучение детей, имеющих отклонение толь­ко с фонетической стороны, ведется по следующим направле­ниям: активизация деятельности артикуляционного аппара­та (различными приемами в зависимости от состояния врожденного дефекта); формирование артикуляции звуков; устранение назального оттенка голоса; дифференциация зву­ков с целью предупреждения нарушения звукового анализа; нормализация просодической стороны речи; автоматизация приобретенных навыков в свободном речевом общении.

Коррекционное обучение детей, имеющих фонетико-фонема-тическое недоразвитие, включает перечисленные выше направ­ления, а также систематические упражнения по коррекции фо­нематического восприятия, формированию морфологических обобщений, преодолению дисграфии.

Коррекционное обучение детей с общим недоразвитием речи направлено на формирование полноценной фонетичес­кой стороны речи, развитие фонематических представлений, овладение морфологическими и синтаксическими обобщени­ями, развитие связной речи. Все это можно осуществить в условиях специальной школы для детей с тяжелыми наруше­ниями речи.

В отечественной логопедии разработаны методические при­емы по устранению ринолалии (Е. Ф. Pay, 1933; Ф. A. Pay, 1933; 3. Г. Нелюбова, 1938; В. В. Куколь, 1941; А. Г. Иппо-литова, 1955, 1963; 3. А. Репина, 1970; И. И. Ермакова, 1984; Г. В. Чиркина, 1987; Волосовец Т. В. 1995).

Большую значимость имеет система, разработанная А. Г. Ипполитовой. Эта система высоко результативна при кор­рекции звукопроизношения у детей, не имеющих отклонений в фонематическом развитии. А. Г. Ипполитова одна из первых рекомендовала занятия в дооперационном периоде. Характер­ным для ее методики является сочетание дыхательных и арти­куляционных упражнений, последовательность отработки зву­ков, обусловленная артикуляционной взаимосвязанностью.

Последовательность работы над звуками определяется под­готовленностью артикуляционной базы языка. Наличие пол­ноценных звуков одной группы является произвольным ба­зисом для формирования следующих. Используются так называемые «опорные» звуки.

Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи специальной артикуляционной гимнастики, которая сочетается с развитием речевого дыхания ребенка. Своеобра­зие метода А. Г. Ипполитовой состоит в том, что при вызыва­нии звука первоначальное внимание ребенка направлено толь­ко на артикулему.

Содержание логопедических занятий по методике А. Г. Ип­политовой включает следующие разделы:

1. Формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха.

2. Формирование длительного ротового выдоха при реали­зации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных.

3. Дифференциация короткого и длительного ротового и носового выдоха при формировании сонорных звуков и афф­рикат.

4. Формирование мягких звуков.

Л. И. Вансовская (1977) предложила начинать устранение назализации не с традиционного звука а, а с передних глас­ных и и э, так как именно они позволяют фокусировать вы­дыхаемую струю воздуха в переднем отделе ротовой полости и направлять язык к нижним резцам. При этом усиливает­ся четкость кинестезии при соприкосновении с нижними рез­цами; при произнесении звука и стенки глотки и мягкое нёбо участвуют более активно.

От ребенка требуется произнесение звуков негромким голо­сом, с несколько выдвинутой вперед челюстью, с полуулыбкой, с усиленным напряжением мягкого нёба и глоточных мышц. После устранения назализации гласных проводится работа над сонорами (л, р), затем щелевыми и смычными согласными.

На совершенствование методов коррекции дефектов речи при ринолалии оказало влияние исследование методом рент­генографии. Оно позволило прогнозировать возможность Восстановления функции нёба логопедическими приемами (Н.И. Сереброва, 1969).

Анализ рентгенограмм выявил зависимость эффективнос­ти логопедической работы от подвижности мягкого нёба и

задней стенки глотки; от расстояния между задней стенкой глотки и мягким нёбом; от ширины средней части глотки.

Сопоставление этих данных еще до начала логопедической работы дает возможность решить вопрос о степени компенса­ции речевого дефекта общепринятыми средствами.

Приемы дифференцированной логопедической работы в зависимости от анатомических и функциональных особенно­стей артикуляционного аппарата разработаны Т. Н. Воронцо­вой (1966).

Применительно к взрослым разработана методика С. Л. Тап-таповой (1963), которая предлагает своеобразный режим мол­чания — произношение про себя гласных звуков. Это снима­ет гримасы и подготавливает произношение без назализации. Рекомендуются вокальные упражнения.

И. И. Ермакова (1980) разработала поэтапную методику коррекции звукопроизношения и голоса. Ею установлены возрастные особенности функциональных расстройств голо-сообразования у детей с врожденными расщелинами и при­менительно к ним модифицированы ортофонические упраж­нения. Специальное внимание уделено послеоперационному периоду и рекомендованы приемы развития подвижности мягкого нёба, предотвращающие его укорочение после хирур­гической пластики.

Устранение нарушений звуковой стороны речи базируется на тщательном логопедическом обследовании детей.

Устанавливаются наличие и степень нёбно-глоточной не­достаточности, рубцовые изменения твердого и мягкого неба, его длина; характер контакта с задней отенкой глотки (пас­сивный, активный, функциональный); зубочелюетные анома­лии, особенности моторики артикуляционного аппарата; на­личие компенсаторных мимических движений.

Эффективность логопедической работы находится в тесной связи с анатомическим и функциональным состоянием ре­чевого аппарата. Большое значение придается также психо­физическому состоянию ребенка, его поведению и личности в целом.

Система коррекционной работы по развитию фонетически правильной речи включает следующие разделы: развитие движений мягкого нёба, устранение назального оттенка, по­становка звуков и развитие фонематического восприятия.

Содержание первого раздела меняется в зависимости от того, оперирован или нет ребенок. Если операция произведена, то

большое внимание уделяется массажу мягкого нёба для сгла-ясивания и большей эластичности послеоперационного рубца. Для массажа используется зонд для звука с, (см. рис. 8, № 2), который осторожно двигается вперед-назад по твердому нёбу. При поглаживании и растирании слизистой оболочки на гра­нице твердого и мягкого неба в поперечном направлении воз­никает рефлекторное сокращение мышц глотки и мягкого нёба. Также эффективен массаж при произнесении звука а — в это время производится легкий нажим на мягкое небо. Полезно производить точечный и толчкообразный массаж пальцем.

Массаж должен продолжаться 1,5—2 минуты, т. е. нужно произвести 40—60 быстрых ритмических движений по нёбу (2 раза в день в течение 6—12 месяцев за 2 часа до или после еды). Существенной в послеоперационный период является ра­бота по активизации мягкого нёба. Для этого применяют сле­дующие упражнения.

Гимнастика для нёба.

Глотание воды маленькими порциями, что вызывает наи­более высокое поднятие мягкого нёба. При следующих друг за другом глотательных движениях удлиняется время удер­жания мягкого неба в поднятом положении. Детям предла­гается полить из маленького стаканчика или пузырька. Можно капать на язык из пипетки по нескольку капель воды.

Позевывание при открытом рте; имитация позевывания. Полоскание горла теплой водой маленькими порциями. Покашливание, которое вызывает энергичное сокращение мышц валика Пассавана (на задней стенке глотки). Валик Пассавана может увеличиваться до 4—5 мм и в значитель­ной степени возмещает нёбно-глоточную недостаточность. При покашливании происходит полный затвор между носовой и ротовой полостью. Активные движения нёба и задней стенки глотки могут ощущаться детьми (рука прикасается к мыш­цам шеи под подбородком и «чувствует» подъем нёба).

Произвольное покашливание производится два-три раза или больше на одном выдохе. В это время сохраняется контакт нёба с задней стенкой глотки, а воздушный поток направляет­ся через ротовую полость. Первое время рекомендуется про­изводить покашливание с высунутым языком. Затем — по­кашливание с произвольными паузами, во время которых от ребенка требуют сохранить контакт нёба с задней стенкой глотки. Постепенно ребенок приучается активно поднимать его и направлять воздушную струю через рот.

Производится четкое энергичное утрированное произнесе­ние гласных звуков (на твердой атаке) высоким тоном голо­са. При этом увеличивается резонанс в ротовой полости и уменьшается носовой оттенок.

Перечисленные упражнения дают положительные резуль­тате в дооперационном периоде и после операции. Система­тическое их проведение в течение длительного времени в до-операционный период подготавливает ребенка к операциям и сокращает сроки последующем коррекционной работы.

Работа над дыханием является необходимой для воспитания правильной звуковой речи. У детей с ринолалией очень короткий неэкономный выход, расходующийся через рот и носовые ходы. Для воспитания направленной ротовой воз­душной струи используются следующие упражнения: вдох и выдох носом; вдох носом, выдох ртом; вдох ртом, выдох носом; вдох и выдох ртом.

При систематическом выполнении этих упражнений ре­бенок начинает ощущать разницу в изменении фонации и учится правильно направлять выдыхаемый воздух. Это спо­собствует также воспитанию правильных кинестетических ощущений движения мягкого нёба.

При выполнении упражнений важно постоянно контроли­ровать ребенка, так как ему трудно ощутить утечку воздуха через носовые ходы. Используются различные приемы конт­роля: приставляется к носовым ходам зеркало, ватка, полос­ка тонкой бумаги и т. п.

Воспитанию правильной воздушной струи способствуют упражнения с дутьем на ватку, на полоску бумаги, на бумаж­ные игрушки и т. п.

Более трудным и не всегда оправданным упражнением является игра на детских духовых инструментах. Подобные упражнения необходимо чередовать с более легкими, так как они вызывают быстрое утомление.

Одновременно осуществляется цикл упражнений, основная цель которых — нормализация речевой моторики. Повсед­невное их применение устраняет высокий подъем корня языка, недостаточную губную артикуляцию и увеличивает подвиж­ность кончика языка. В связи с этим уменьшается чрезмер­ное участие корня языка и гортани в произношении звуков. Гимнастика для губ и щек. Надувание обеих щек одновременно. Надувание щек попеременно.

Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Сосательные движения — сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботом, затем возвращаются в нормальное положе­ние. Челюсти при этом сомкнуты.

Оскал: губы сильно растягиваются в сторону, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов.

«Хоботок», с последующим оскалом при сжатых челюс­тях.

Оскал с раскрыванием и закрыванием рта, с последующим

смыканием губ.

Оскал при раскрытом рте, с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов (л, б, м).

Вытягивание губ широкой воронкой при раскрытых челю­стях.

Вытягивание губ узкой воронкой (имитация свиста).

При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Поднимание плотно сжатых губ вверх и вниз при плотно сжатых челюстях.

Поднимание верхней губы — обнажаются верхние зубы.

Оттягивание вниз нижней губы — обнажаются нижние зубы.

Имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы).

Вибрация губ.

Движения губ хоботком влево-вправо.

Вращательные движения губ хоботком.

Сильное надувание щек (губами удерживается воздух в ротовой полости, увеличивается внутриротовое давление).

Удерживание губами карандаша или резиновой трубочки.

Гимнастика для языка.

Высовывание языка лопатой, жалом.

Поочередное высовывание языка распластанного и заост­ренного.

Поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево.

Поднимание и опускание задней части языка — кончик языка упирается в нижнюю десну, а корень языка то подни­мается вверх, то опускается вниз.

Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закры­тых челюстях, а затем при открытых.

Высунутый широкий язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь спинкой верхних зубов и нёба а загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба.

Присасывание языка к верхним альвеолам с раскрывани­ем и закрыванием рта.

Проталкивание языка между зубами, так что верхние рез­цы «скоблят» спинку языка.

Круговое облизывание кончиком языка губ.

Поднимание и опускание широко высунутого языка к вер­хней и нижней губам при раскрытом рте.

Поочередное загибание кончика языка жалом к носу и подбородку, верхней и нижней губам, к верхним и нижним зубам, к твердому нёбу и дну ротовой полости.

Кончик языка касается верхних и нижних резцов при широко открытом рте.

Высунутый язык удерживать желобком, лодочкой, чашеч­кой.

Язык в форме чашечки удерживать внутри рта.

Закусывание зубами боковых краев языка.

Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхних и нижних десен.

При том же положении языка многократно барабанить кончиком языка по верхним альвеолам (т-т-т-т).

Проделать движения одно за другим — язык жалом, ча­шечкой, вверх и т. д.

Таким образом воспитываются движения, необходимые для правильного произнесения звуков.

Проводятся голосовые упражнения на гласных зву­ках. Гласные звуки а, о, у, э ставятся в первую очередь и затем регулярно (ежедневно) включаются в упражнения. Гласные звуки сначала артикулируются без голоса (беззвуч­но). Это особенно полезно для детей, у которых выражены ком­пенсаторные дополнительные движения лица (втягивание у крыльев носа). Эти дети должны ежедневно заниматься пе­ред зеркалом беззвучной артикуляцией гласных, а затем пе­реходить к громкому произнесению. Постепенно увеличива­ется число повторений гласных на одном выдохе.

Например: а: э

а а: э э

ааа: эээит. д.

Следующий этап — отрывистое четкое произнесение глас­ных по два и три звука в разной последовательности. Помимо артикуляционной тренировки, это развивает удерживание пос­ледовательности звуков и овладение слоговой структурой слова.

Например: ао аоэ

ау ауэ

аэ эау и т. п.

Затем от детей требуется произнесение гласных с неболь­шими паузами, во время которых должно сохраняться высо­кое положение мягкого нёба. Паузы постепенно увеличива­ются от одной до трех секунд.

Например: о-; а- -; а ----и т. д.

Длительное слитное произнесение гласных звуков: а--э--

а--у--и и т.д.

Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичным явля­ется постоянный контроль за направлением воздушной струи. В трудных случаях можно применять временное зажимание носовых ходов для более внятного и звучного произнесения звука. Специфическим также является порядок постановки звуков. Из согласных первым вырабатывается звук ф — глу­хой фрикативный звук, к произнесению которого легко перей­ти от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот. От ребенка требуется осуществление длительного правильного выдоха, во время которого верхние зубы касают­ся нижней губы, получается звук ф. Учащиеся упражняются в произнесении звука изолированно —, ф —), в обратных слогах (аф, эф, иф), затем в прямых слогах (фа, фу, афа, афу).

К артикуляции звука п учащиеся подготовлены упражне­ниями по надуванию щек, требующими хорошего нёбно-гло-точного затвора. Далее дети должны произвести взрыв смыч­ки губ для звука п. Если у них не получается, тогда логопед размыкает плотно сжатые губы ребенка, отодвигает нижнюю губу вниз. Достаточный взрыв может получиться только при отсутствии утечки воздуха через носовые ходы, поэтому в даль­нейшем произнесение звука п может применяться для тре­нировочных упражнений по устранению назальности.

При постановке звука т внимание ребенка главным обра­зом фиксируется на правильности ротового выдоха, во время осуществления которого кончик языка прижимается к верх­ним зубам. Все элементы артикуляции звуков должны быть подготовлены и автоматизированы заранее в артикуляцион­ных упражнениях и автоматически включаются при нали­чии достаточно сильной воздушной ротовой струи.

Звук к представляет определенную трудность для детей и не всегда получается по подражанию, несмотря на упражне-

ния в покашливании. Поэтому может использоваться меха­нический способ постановки от звука то.

Логопедические занятия в дооперационный период предот­вращают возникновение серьезных патологических измене­ний в функционировании органов речи. Одновременно подго­тавливается активность мягкого нёба; нормализуется положение корня языка; усиливается мышечная деятельность губ; вырабатывается направленный ротовой выдох. Тем са­мым создаются условия для более эффективных результатов операции и последующей коррекции.

Рано начатое логопедическое воздействие уменьшает деге­неративные изменения мышц глотки (И. И. Ермакова^ 1984). После операции (через 15—20 дней) многие специальные упражнения повторяются. Основная их цель в этом периоде — развитие эластичности и подвижности смыкания. В значи­тельном числе случаев возникает необходимость «растягива­ния» мягкого нёба, так как оно может в послеоперационный период уменьшиться в длину за счет рубцевания.

Для растяжения свежих рубцов применяется прием, имити­рующий проглатывание. Одновременно проводится и массаж. В послеоперационный период необходимо развить подвиж­ность мягкого нёба, устранить неправильный уклад органов артикуляции и подготовить произношение всех звуков без назального оттенка.

Дети с ринолалией, посещающие специальный детский сад, под руководством логопеда овладевают правильным произ­ношением звуков. Занятия проводятся как в группе, так и индивидуально. На индивидуальных занятиях применяются специальные упражнения, направленные на устранение спе­цифических для этой аномалии дефектов.

При составлении индивидуального плана логопед должен придерживаться следующих направлений: нормализация зву­ковой стороны речи и устранение лексико-грамматического недоразвития.

Включается ряд специальных разделов:

I. Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назализации при их произнесении.

II. Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произношения звуков в сложных позициях (типа ССГ), а так­же в многосложных словах и в конце фразы.

ISO

III. Фонематическое восприятие и состояние слухового кон­троля за собственной речью.

В первом периоде обучения в детском саду на индивиду­альных занятиях проводится уточнение произношения глас­ных звуков а, э, о, у, ы и согласных п, п'; ф, ф'; в, в'; т, т'; постановка и первоначальное закрепление звуков: к, к'; х, х'; с, с'; г, г'; л, л'; б, б\

Во втором периоде озвучиваются звуки: и; д, д'; з, зр; ш; р.

В третьем периоде отрабатываются звук ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройден­ных ранее звуков. Одновременно ведется интенсивная работа над устранением назального оттенка.

Большое место отводится дифференциации ротовых и носо­вых звуков: мп; м'п'; к — д; нт; м — б; м' — б*.

В школе для детей с тяжелыми нарушениями речи специ­фические дефекты устраняются на индивидуальных логопе­дических занятиях.

В процессе коррекционной работы над нормализацией фо­нетической стороны речи необходимо контролировать эффек­тивность логопедических упражнений.

Предложенные Л. И. Вансовской критерии дают возможность более четко расчленить комплексные нарушения речи при ри-нолалии и оценить коррекционное воздействие по двум аспек­там — устранение назализации и дефектов артикуляции.

Установлены следующие оценки речи:

1. Нормальная и близкая к норме, т. е. сформировано зву-копроизношение и устранена назализация.

2. Значительное улучшение речи — сформировано звуко-произношение, имеется умеренная назализация.

3. Улучшение речи — сформирована артикуляция не всех звуков, имеется умеренная назализация.

4. Без улучшения — не сформирована артикуляция зву­ков, сохраняется гиперназализация.

На результативность коррекционного воздействия большое влияние оказывает активное участие родителей в воспитании нормальной речи у детей с расщелиной.

Среди некоторых факторов, оказывающих влияние на ре­зультаты коррекции (возраст, в котором сделана операция, ее качество; возраст, в котором началось логопедическое обуче­ние; продолжительность обучения), выделяется и фактор со­трудничества с семьей ребенка. Логопед инструктирует роди­телей об используемых приемах коррекции и значительную

часть хорошо отработанных упражнений рекомендует для систематического применения в домашних условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: