Акустико-гностическая сенсорная афазия. Сенсорную афазию впервые описал немецкий психиатр Вернике

Сенсорную афазию впервые описал немецкий психиатр Вернике. Он показал, что афазия, которую он назвал сенсорной, возникает при поражении задней трети верхней височной из­вилины левого полушария (рис. 18, поле 22). Отличительной чертой этой формы афазии является нарушение понимания речи при восприятии ее на слух. Длительное время причины нарушения понимания при этой форме афазии оставались не­ясными. Лишь в 30-е годы нашего века отечественными пси­хологами было установлено, что в основе речевой акустической агнозии лежит нарушение фонематического слуха.

Нарушение понимания. На раннем этапе после инсульта или травмы при сенсорной афазии наблюдается полная утра­та понимания речи: чужая речь воспринимается как нечле­нораздельный поток звуков. Непонимание речи окружающих и отсутствие явных двигательных нарушений приводит к тому, что больные не всегда сразу осознают у себя наличие речево­го расстройства. Они могут быть возбуждены, подвижны, мно­горечивы. На более поздних этапах и при менее выраженных расстройствах наблюдается лишь частичное непонимание речи,

подмена точного восприятия слова догадками: различные сло­ва звучат для такого человека одинаково (например: хвост ~~~ гвоздькостьтрость). Одно и то же слово может вос­приниматься по-разному, смешиваются слова домтом, б"оч- капочка, точкадочка и др.

Рис. 18. Карта цитоархитектонинеских полей коры головного мозга

В связи с тем, что звуковой состав флексий, приставок и суффиксов однороден и они являются в потоке речи более частотными, чем звуковой состав разнокорневых слов (напри­мер, сахарница, чернильница, учительница), при сенсорной афазии с трудом улавливается на слух корневая, т. е. лекси-ко-семантическая часть слова, в результате чего обнаружива­ется потеря его предметной отнесенности. Однако категори­альная отнесенность слова может быть воспринята, например, услышав слово колокольчик, такой больной говорит: «Это что-то маленькое, а что не знаю».

В некоторых случаях при поражении обеих (левой и пра­вой) височных долей мозга возникает картина тяжелой акус-тико-гностической афазии в сочетании с акустической агно­зией. Нарушается не только фонематический слух, но не различаются на слух тембр голоса, интонация речи, не диффе­ренцируются неречевые звуки: звонки, гудки, шелест бумаги, звук льющейся воды и т. д.

Нарушение экспрессивной речи. В связи с нарушением фонематического восприятия слышимой речи при акустико-гностической сенсорной афазии расстраивается слуховой кон­троль за своей речью. В результате этого в речи возникает

множество литеральных и вербальных парафазии. На раннем этапе после инсульта или травмы речь больного может быть абсолютно непонятной для окружающих, так как она состоит из случайного набора звуков, слогов и словосочетаний, что по­дучило название «жаргонафазии» или «речевой окрошки». Так, больной М. на вопрос: «У вас голова болит?» — отвечал: «Раз нас это и грамажим, ны мы их и так это давно быть лет пять то же было а последних годах. Что очень болезня теня ну голова на вот надима».

Из-за нарушения фонематического восприятия вторично страдает повторение слов, причем нередко первоначально слово автоматизировано, глобально повторяется верно, но при вслу­шивании в него и при очередных попытках его повторить человек теряет не только звуковые компоненты слова, но ут­рачивает и ритмико-мелодическую его основу.

Период жаргонафазии держится на более 1,5—2 месяцев, постепенно уступая место логорее (многоречивости) с выра­женным аграмматизмом. На среднем этапе восстановления речи литеральные парафразии наблюдаются реже, однако от­мечаются обильные вербальные парафразии.

Э. С. Бейн (1964) и И. Т^ Власенко (1972) показали разно­образие вербальных парафразии, возникновение которых свя­зано как со схожей акустико-фонематическои структурой слов, так и с семантической организацией их значения. Выбор оп­ределенного значения слова обусловлен контекстом, что со­здает необходимость оттормаживания побочных смысловых ассоциаций. Так, близкие по значению слова смелый, герои­ческий, отважный, пасмурный, холодный, дождливый и т. п. требуют своего точного отбора в зависимости от контекста. Нарушение этого механизма оттормаживания побочных свя­зей может привести к заменам одного слова другим, не адек­ватным в контексте данного высказывания; например, вмес­то чемодан — «шкаф» или «колодец» лишь на основании того, что оба предмета имеют общие признаки углубления и хранения. Приведем еще несколько примеров: «Волк увидел охотников и деликатно (вместо потихоньку) скрылся в кус­тах», «Ребятенок (теленок) бегал вокруг коровы и не подчи­нялся пастуху». Эти дефекты выбора лексических средств оформления мысли при акустико-гностической афазии про­являются на фоне сохранной ритмико-мелодической, интона­ционной основы высказывания.

В исследовании номинативной функции при сенсорной, акустико- гностической афазии наряду с правильным назы-

ванием наблюдаются попытки объяснить значение слова или найти его через фразеологический контекст. Например, При назывании яблока произносится: «ну, как же... я отлично знаю что это груша, нет, не груша, а апельсин, апельсин... не апель­син, а кисленькое яблоко... в лесу растет и в саду растет».

На позднем этапе восстановления на первый план высту­пает специфический для сенсорной афазии аграмматизм, про­являющийся в отсутствии согласования между членами пред­ложения в роде и числе, в незаконченности высказывания, в пропусках слов, заменах существительных личными место­имениями. Менее расстроено при сенсорной афазии исполь­зование предлогов и флексий существительных.

Нарушение чтения и письма. При чтении в речи человека с сенсорной афазией появляется множество литеральных па­рафазии, возникает затруднение в нахождении места ударения в слове, в связи с чем осложняется и понимание прочитанного. Однако чтение остается наиболее сохранной речевой функци­ей при сенсорной афазии, так как оно осуществляется путем привлечения оптического и кинестетического контроля.

Письменная речь при акустико-гностической афазии в от­личие от чтения нарушается в большей степени и находится в прямой зависимости от состояния фонематического слуха.

На раннем этапе после инсульта при грубой акустико-гно-стической афазии нарушено не только письмо под диктовку, но и списывание слов. Больные, не осознавая свои речевые дефекты, зрительно схватив образ списываемого слова, бескон­трольно начинает его воспроизводить. При таком бесконт­рольном воспроизведении слова при списывании они пишут вместо трех букв, входящих, например, в слово дом, восемь — десять букв, непрестанно произнося неопределенный набор звуков. Привлечение сохранного оптического контроля по­степенно приводит к точному копированию буквенного со­става слова, однако в слуховых диктантах длительное время наблюдаются литеральные параграфии.

Грубые нарушения счета при сенсорной акустико-гности­ческой афазии наблюдаются лишь на самом раннем этапе, так как счет требует проговаривания слов, входящих в счет­ные операции. Больные, не понимая инструкции, могут пас­сивно копировать, списывать примеры, не совершая арифме" тических операций, могут неправильно записать число, например: 4 + 1 = 4 + 1, 4 + 1 = 15, 5 + 2 = 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: